Изобретение относится к преобразованию тепловой энергии в механическую за счет тепловой деформации термочувствительных твердых элементов и может быть использовано в качестве привода в различных областях народного хозяйства.
По основному звт.св. № 1509561 известен двигатель с внешним подводом тепла, содержащий корпус и ротор с двумя эксцентричными кольцами, связанный с выходным валом зубчатой передачей, выполненной в виде двух зубчатых венцов, введенных друг с другом во внутреннее зацепление, одно из колец выполнено в виде зубчатого венца передачи и втулки, соединенных между собой термочувствительными элементами в виде тонкостенных лопаток, & гторой зубчатый вэнец передачи выполнен на другом конце и втулка выполнена в виде двух обручей, выполненных один в другом с зазором, на одном обруче выполнены осевые канавки, а на другом - выступы, взаимодействующие с канавками.
Существенным недостатком этого двигателя является его малая надежность из-за передачи крутящего момента непосредственно через термочувствительные элементы
Целью изобретения является повышение надежности работы. Применение пред ложенного двигателя позвопяет иметь надежный в работе двигатель с внешним подводом тепла.
Двигатель содержит корпус и ротор с двумя эксцентричными кольцами, связанный с выходным валом зубчатой передачей, выполненной в виде двух зубчатых венцов, введенных друг с другом во внутреннее зубчатое зацепление, одно из колец выполнено в виде зубчатого венца передачи и втулки, соединенных между собой термочувствительными элементами в виде лопаток, на«Wb
XS
бранных из биометалйических или с термомеханической памятью пластин, а также через тела качения, находящиеся в канавках, выполненных на зубчатом венце и на обруче, жестко связанном с втулкой через стойки в виде лопаток. Двигатель содержит и находящийся ниже нагревателя генератор тепла.
На фиг.1 схематично показан описываемый двигатель в поперечном разрезе при неподвижном выходном вале; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1: на фиг.З - двигатель в рабочем состоянии при вращении выходного вала, поперечный разрез; на фиг.4 - втулка, Лопатки, связывающие втулку с зубчатым венцом, лопатки, связывающие втулку с обручем, канавки на обруче, зубчатом венце и шарики, находящиеся в них при неподвижном выходном вале; на фиг 5 - то же, при рабочем состоянии двигателя при вращении выходного вала; на фиг.6 - лопатка, соединяющая втулку с зубчатым венцом; на ф т.7 - разрез Б-Б на фиг.6.
Двигатель содержит корпус 1 и ротор 2 с двумя эксцентричными кольцами 3 и 4, связанными между собой радиально установленными термочувствительными элементами в виде лопаток 5 и передачей, выполненной в виде зубчатых венцов б и 7, введенных друг с другом во внутреннее зацепление. К кольцу 4 жестко прикреплен выходной вал 8. Двигатель содержит также нагреватель 9, расположенный преимущественно по одну сторону от эксцентричных осей колец 3 и 4. Кольцо 3 выполнено в виде зубчатого венца б передачи и втулки 10, соединенных между собой лопатками 5, а венец 7 передачи выполнен на другом кольце 4. Зубчатый венец 6 и втулка 10 связаны друг с другом обручем 11, жестко связанным через стойки в виде лопаток 12 с втулкой 10, через шарики 13, находящиеся в канавках 14. выполненных равномерно по окружности на зубчатом венце 6, и в канавках 15. выполненных на обруче 11. Канавки 14 и 15 наклонны к радиусам их окружностей соответственно под углом а. и углом /5 . Углы о. и/ могут быть равны и неравны, но они всегда разно направлены. Величина их значений находится в пределах 5 - 45°.
Втулка 10 зафиксирована в корпусе 1 посредством подшипника 16, а вал 8 - посредством подшипника 17. Лопатки 5 выполнены набранными из узких изогнутых в плоскости вращения вала 8 пластин 18. Пластины 18 по изогнутости выполнены биометаллическими, например из металлических
пар дюралюминий - титан или вольфрам металлы с термомеханической памятью (например, нитинол или титано-никелевый сплав) - титан или вольфрам, или пластины
5 18 выполнены только из металла с термоме- хзнической памятью, например из нитинола или титано-никилевого сплава Зубчатые венцы б и 7 имеют цилиндрические поверхности 19 и 20 соответственно выполненные
0 по их начальным окружностям, для обкатки поверхностей 19 и 20 друг подругу в процессе работы двигателя. Модуль зубчатых венцов 6 и 7 равен 0,5 - 7 мм а разность числа их зубьев равна 1-5 Нагреватель 9 нахо5 дится в замкнутом кольцеобразном п ро- странстве корпуса 1. заполненном теплоносителем - воздухом. Полюс Р зацепления зубчатых венцов 6 и 7 при отсутствии нагрева лопаток 5 и вращения вала 8 нахо0 дится посредине полуокружности зубчатого венца б, лопатки которой не охвачены нагревателем 9 Нагреватель 9 имеет теплооб- менные трубки (не показаны), заполненные теплоносителем, например жидким метэл5 лом NaK связанные с генератором 21 тепла, выполненным например в виде камеры сгорания Генератор 21 тепла расположен ниже нагревателя 9 Лопатки 12 выполнены такими же, как лопатки 5, но сплошными из
0 такого же металла, что и втулка 10 и обруч 11.
Двигатель работает следующим образом При запуске двигателя вначале приводится во вращение вал 8 вместе с зубчатыми
5 .венцами 6 и 7, например, стартером (не показан) Затем включается в работу генератор 21 тепла и за счет конвективной циркуляции теплоносителя осуществляется нагрев воздуха в пространстве корпуса 1,
0 охваченном нагревателем 9. Нагретый воздух передает тепло лопаткам 5, при этом теплообмену способствует перемещение воздуха лопатками 5 в направлении, показанном на фиг,2 стрелками, Лопатки 5, охва5 ченные нагревателем9, удлиняются из-за их теплового расширения и выпрямления для биметаллов и, кроме того, для металлов с термомеханической памятью - за счет их термомеханической памяти нахождения их
0 в выпрямленном состоянии (увеличивается их радиальный размер) по мере нагрева, в результате чего полюс Р зацепления венцов 6 и 7 в направлении их вращения смещается о положение, показанное на фиг.З, и возни5 кает крутящий момент, действующий на венцы 6 и 7 в направлении их вращения, вследствие постоянного скольжения находящихся в зацеплении их зубьев друг по другу, Остывание лопаток 5 происходит вне нагревателя 9, чему способствует перемещение окружающего воздуха лопатками 5. Избранность лопаток 5 из пластин 18 позволяет им иметь тепловые деформации только в плоскости вращения вала 8 Лопатки 12 участвуют в перемещениях воздуха так же, как и лопатки 5. Связь втулки 10 с ее зубчатым венцом 6 через шарики 13 обеспечивает надежную передачу между ними друг другу даже очень больших крутящих моментов в процесса запуска, работы и остановки двигателя, что позволяет избежать вредных тепловых напряжений на лопатках 5 в тангенциальном направлении и от передачи крутящего момента через лопатки 5. Цилиндрические поверхности 19 И 20, обкатываясь друг по другу, обеспечивают нормальную работу находящихся в зацеплении друг с другом зубчатых венцов 6 и 7. Величина крутящего момента на валу 8 изменяется прямо пропорционально моменту сопротивления нагрузки. При остановке двигателя вначале отключается генератор 21 тепла и затем после остывания лопаток 5 останавливается рогор 2.
Формула изобретения
1.Двигатель с внешним подводом тепла по авт.св. № 1509561 .отличающийся тем, что, с целью повышения надежности
работы, втулка связана с зубчатым венцом дополнительной кинематической связью с ограниченной возможностью относительного смещения.
2.Двигатель по п.1,отличающийся тем, что дополнительная кинематическая
связь выполнена в виде обруча, жестко связанного с втулкой стойками и расположенного с возможностью взаимодействия своей боковой поверхностью с боковой поверхностью зубчатого венца, причем на боковых поверхностях зубчатого венца и обруча равномерно по окружностям выполнены канавки, расположенные наклонно к радиусу их окружности, в которых установлены сферические тела качания.
3.Двигатель по пп. 1и2.отличаю- щ и и с я тем, что термочувствительные пластины выполнены изогнутыми в плоскости вращения ротора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двигатель с внешним подводом тепла | 1987 |
|
SU1509561A1 |
ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛА | 1991 |
|
RU2027899C1 |
ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛА | 1991 |
|
RU2029133C1 |
ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛА | 1991 |
|
RU2006673C1 |
Двигатель с внешним подводом тепла | 1991 |
|
SU1808101A3 |
Роторная машина | 1989 |
|
SU1779786A1 |
ТЕПЛОВОЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2387850C2 |
РОТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ И ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ | 2010 |
|
RU2454546C2 |
Роторный двигатель с внешним подводом теплоты | 2022 |
|
RU2814331C1 |
Двухсторонний стопорный механизм | 1981 |
|
SU1044858A1 |
Сущность изобретения: двигатель содержит размещенный в корпусе(1) ротор(2), имеющий два эксцентрично расположенных кольца (3) и (4), каждый из которых выполнен в виде зубчатого венца, входящего зо внутреннее зацепление с зубчатым венцом (7) другого кольца, а внутреннее кольцо
ю
21
г
Ч
г-
Г)
%
«ч, S
/l (ригА
Фие5
6
Фиг 6
5-6
Двигатель с внешним подводом тепла | 1987 |
|
SU1509561A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1992-07-15—Публикация
1989-07-13—Подача