Изобретение относится к автомобилестроению и эксплуатации автомобильного транспорта, в частности к способам контроля зон и величины износа опорно-поворотного устройства (ОПУ) прицепа
Наиболее близким к предлагаемому является способ безразборного контроля величины износа опорно-поворотного устройства прицепа Данный способ включает плавное вывешивание опорно-поворотного устройства и определение торцового зазора между его кольцами в не- вывбшенном и вывешенном положении ОПУ. При этом в невывешенном состоянии ОПУ нагружено сжимающей осевой нагрузкой, приходящейся на переднюю ось прицепа. В вывешенном состоянии на ОПУ
действует растягивающее усилие от веса поворотной тележки. При этом изменение величины торцового зазора (разность между текущим и начальным значением) равняется суммарной величине износа двух диаметрально противоположных зон внутреннего и наружного колец Величина осевого зазо- , ра (разность между торцевыми зазорами) является критерием для отбраковки ОПУ.
Недостатком данного способа является то, что не удается определить величину износа конкретной зоны беговой дорожки В результате при неравномерном износе может наступить критическое состояние одной из зон, которое невозможно выявить данным способом, и круг будет признаваться годным к эксплуатации.
VJ
N vj О
о
го
Цель изобретения - повышение точности контроля величины износа беговых дороже ОПУ прицепа в процессе эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что одновременно контролируют моменты начала перемещения тела качения и изменения торцового зазора, размер торцового зазора и величину перемещения тела качения датчиком радиального перемещения через существующее отверстие в наружном кольце. При действии сжимающей или растягивающей нагрузки на ОПУ происходит изменение торцового зазора между кольцами и перемещение тел качения относительно оси отверстия в наружном кольце, например, под масленку. Направление и величина перемещения тела качения в сочетании с направлением и величиной изменения торцового зазора позволяет получить величины износа зон беговых дорожек.
На фиг. 1 изображено ОПУ прицепа, разрез; на фиг.2 - контакт шарика с беговыми дорожками, узел I на фиг. 1.
ОПУ прицепа содержит внутреннее 1 и наружное 2 кольца, соединенные посредством шармков 3. В наружном кольце имеется отверстие под масленку 4, в которое вставляем датчик 5 перемещения . предварительно выставив шарик напротив отверстия. В невывешенном состоянии ОПУ (осевая сжимающая нагрузка) шарики контактируют с зонами 6 и 9 беговых дорожек, а при вывешивании ОПУ (осевая растягизающая нагрузка) - с зонами 7 и 8. Изменение торцового зазора регистрируется датчиком 10. Пунктиром изображена изношенная беговая дорожка. Для измерения величины торцового зазора и перемещения щупа датчика 5 используются датчики перемещений, аналогичные стрелочному индикатору часового типа. При этом щуп датчика торцового зазора снабжен коническим наконечником, вставляемым в торцовой зазор. Щуп датчика перемещений тела качения снабжен полусферическим наконечником с радиусом кривизны, равным радиусу кривизны тела качения. Равенство радиусов кривизны этих тел позволяет однозначно идентифицировать перемещения щупа датчика 5 и самого тела 3 качения. Поскольку щупы датчиков подпружинены, то при изменении торцового зазора конический щуп отслежШ§ёт изменение торцового зазора погружением в зазор и однозначным отображением величины этого зазора прямо по шкале индикатора.
Пример. Исходные данные, мм : Радиус шарикаR 18,256
Начальный осевой зазор (по конструкторской документации) 0,2
Начальный торцовый
зазорДо 1
Допустимый износ зоны беговой дорожки X 2,5
Показания датчиков (в процессе эксплуатации), мм
Датчики торцового зазора
а) минимальный
зазорАмин. 0,4
б) значение торцового зазора соответствующее моменту начала движения шарика при вывешивании
ОПУ-Дгр 0,7
Датчик радиального перемещения шарика, мм:
а)нижнее положение шарика невывешенного
ОПУ11 2,01
б)среднее положение шарика (оси шарика и датчика совпадают) 12 2
в)верхнее положение шарика вывешенного
ОПУ13 2.005
Система уравнений для определения величин износа зон беговых дорожек колец поворотных кругов выглядит следующим об- разом:
Хб До-Дмин-
-(11-12)-( 2 -R-11 +12) +
+ 0,5 б 0,1 мм ,
X 7 Дтр - Дмин - 5 0,1 Мм ;
Х8 (13-12) -(2 -R-13 +12)-0,5 д 0,33 мм ;
X9 V(11-12) -(2 -R-11 +12) -0,5 д 0,50 мм,
где Х| -.величина 1-той зоны беговой дорожки. 1-6...9.
Для нормальной эксплуатации поворот- кого круга должно выполняться условие Xi {Х, где X - допустимая величина износа беговой дорожки.
Для всех значений выполняется условие Х(0,1 -0,5) 2,5 т.е. возможна дальнейшая эксплуатация поворотного круга.
Использование предлагаемого способа позволит повысить точность контроля величины износа беговых дорожек ОПУ прицепов в процессе эксплуатации, что в конечном счете приведен к повышению безопасности движения автопоездов.
Формула изобретения Способ безразборного контроля величины износа опорно-поворотного устройства прицепа, включающий плавное вывешивание опорно-поворотного устройства и определение торцового зазора между его кольцами, связанными посредством тела качения, отличающийся тем, чт;о, с целью повышения точности контроля изно0
са беговых дорожек в процессе эксплуатации, дополнительно контролируют через отверстие в наружном кольце радиальное перемещение тела качения, а величины износа отдельных зон беговых дорожек вычис- ляют с учетом начальных осевого и торцового зазора, а также минимального торцового зазора, значения торцового зазора, соответствующего моменту начала перемещения тела качения при вывешивании опорно-поворотного устройства, величины нижнего положения тела качения невывешенного опорно-повбротного устройства, его среднего положейий и верхнего положения тела качения, вывешенного опорно-поворотного устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опорно-поворотный круг прицепа | 1989 |
|
SU1729896A1 |
ПОВОРОТНЫЙ КРУГ ПРИЦЕПА | 1992 |
|
RU2043237C1 |
Опорно-поворотное устройство | 2018 |
|
RU2683915C1 |
ОПОРНО-ПОВОРОТНЫЙ КРУГ | 2007 |
|
RU2335453C1 |
Шариковый подшипник шарошки бурового инструмента | 2020 |
|
RU2750892C1 |
Опорно-поворотный круг прицепа Проломова А.М. и Проломова а.а. | 1990 |
|
SU1710432A1 |
Опорно-поворотный круг прицепа | 1988 |
|
SU1564038A1 |
Устройство для контроля подшипников качения | 1990 |
|
SU1751654A1 |
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО КОРАБЕЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ | 2022 |
|
RU2777470C1 |
Устройство для соединения относительно вращающихся коаксиальных трубопроводов | 1983 |
|
SU1154507A1 |
Изобретение относится к автомобилестроению и эксплуатации автомобильного транспорта, в частности, к способам контроля зон и величины износа опорно-поворотного устройства (ОПУ) прицепа. Для повышения точности контроля величины износа беговых дорожек ОПУ в процессе эксплуатации после плавного вывешивания ОПУ дополнительно через отверстие в наружном кольце контролируют радиальное перемещение тела качения, а величины износа отдельных зон беговых дорожек вычисляют с учетом начальных осевого и торцевого зазоров, а также минимального торцевого зазора и значений торцевого зазора в моменты перемещения тела качения 2 ил сл с
Фиг. /
i
Т
иг
.2
Разработка, теоретически-экспериментальное обоснование и внедрение методов пбвышения надежности и долговечности опорно-поворотных устройств и прицепов Отчет НИР СК-01-85/3, № ГР01860067674, инв № 02880047883, Ставропольский политехнический институт, Ставрополь | |||
Кузнечная нефтяная печь с форсункой | 1917 |
|
SU1987A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-07-15—Публикация
1990-01-02—Подача