Способ безразборного контроля величины износа опорно-поворотного устройства прицепа Советский патент 1992 года по МПК G01D1/16 B62D63/08 

Описание патента на изобретение SU1747902A1

Изобретение относится к автомобилестроению и эксплуатации автомобильного транспорта, в частности к способам контроля зон и величины износа опорно-поворотного устройства (ОПУ) прицепа

Наиболее близким к предлагаемому является способ безразборного контроля величины износа опорно-поворотного устройства прицепа Данный способ включает плавное вывешивание опорно-поворотного устройства и определение торцового зазора между его кольцами в не- вывбшенном и вывешенном положении ОПУ. При этом в невывешенном состоянии ОПУ нагружено сжимающей осевой нагрузкой, приходящейся на переднюю ось прицепа. В вывешенном состоянии на ОПУ

действует растягивающее усилие от веса поворотной тележки. При этом изменение величины торцового зазора (разность между текущим и начальным значением) равняется суммарной величине износа двух диаметрально противоположных зон внутреннего и наружного колец Величина осевого зазо- , ра (разность между торцевыми зазорами) является критерием для отбраковки ОПУ.

Недостатком данного способа является то, что не удается определить величину износа конкретной зоны беговой дорожки В результате при неравномерном износе может наступить критическое состояние одной из зон, которое невозможно выявить данным способом, и круг будет признаваться годным к эксплуатации.

VJ

N vj О

о

го

Цель изобретения - повышение точности контроля величины износа беговых дороже ОПУ прицепа в процессе эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что одновременно контролируют моменты начала перемещения тела качения и изменения торцового зазора, размер торцового зазора и величину перемещения тела качения датчиком радиального перемещения через существующее отверстие в наружном кольце. При действии сжимающей или растягивающей нагрузки на ОПУ происходит изменение торцового зазора между кольцами и перемещение тел качения относительно оси отверстия в наружном кольце, например, под масленку. Направление и величина перемещения тела качения в сочетании с направлением и величиной изменения торцового зазора позволяет получить величины износа зон беговых дорожек.

На фиг. 1 изображено ОПУ прицепа, разрез; на фиг.2 - контакт шарика с беговыми дорожками, узел I на фиг. 1.

ОПУ прицепа содержит внутреннее 1 и наружное 2 кольца, соединенные посредством шармков 3. В наружном кольце имеется отверстие под масленку 4, в которое вставляем датчик 5 перемещения . предварительно выставив шарик напротив отверстия. В невывешенном состоянии ОПУ (осевая сжимающая нагрузка) шарики контактируют с зонами 6 и 9 беговых дорожек, а при вывешивании ОПУ (осевая растягизающая нагрузка) - с зонами 7 и 8. Изменение торцового зазора регистрируется датчиком 10. Пунктиром изображена изношенная беговая дорожка. Для измерения величины торцового зазора и перемещения щупа датчика 5 используются датчики перемещений, аналогичные стрелочному индикатору часового типа. При этом щуп датчика торцового зазора снабжен коническим наконечником, вставляемым в торцовой зазор. Щуп датчика перемещений тела качения снабжен полусферическим наконечником с радиусом кривизны, равным радиусу кривизны тела качения. Равенство радиусов кривизны этих тел позволяет однозначно идентифицировать перемещения щупа датчика 5 и самого тела 3 качения. Поскольку щупы датчиков подпружинены, то при изменении торцового зазора конический щуп отслежШ§ёт изменение торцового зазора погружением в зазор и однозначным отображением величины этого зазора прямо по шкале индикатора.

Пример. Исходные данные, мм : Радиус шарикаR 18,256

Начальный осевой зазор (по конструкторской документации) 0,2

Начальный торцовый

зазорДо 1

Допустимый износ зоны беговой дорожки X 2,5

Показания датчиков (в процессе эксплуатации), мм

Датчики торцового зазора

а) минимальный

зазорАмин. 0,4

б) значение торцового зазора соответствующее моменту начала движения шарика при вывешивании

ОПУ-Дгр 0,7

Датчик радиального перемещения шарика, мм:

а)нижнее положение шарика невывешенного

ОПУ11 2,01

б)среднее положение шарика (оси шарика и датчика совпадают) 12 2

в)верхнее положение шарика вывешенного

ОПУ13 2.005

Система уравнений для определения величин износа зон беговых дорожек колец поворотных кругов выглядит следующим об- разом:

Хб До-Дмин-

-(11-12)-( 2 -R-11 +12) +

+ 0,5 б 0,1 мм ,

X 7 Дтр - Дмин - 5 0,1 Мм ;

Х8 (13-12) -(2 -R-13 +12)-0,5 д 0,33 мм ;

X9 V(11-12) -(2 -R-11 +12) -0,5 д 0,50 мм,

где Х| -.величина 1-той зоны беговой дорожки. 1-6...9.

Для нормальной эксплуатации поворот- кого круга должно выполняться условие Xi {Х, где X - допустимая величина износа беговой дорожки.

Для всех значений выполняется условие Х(0,1 -0,5) 2,5 т.е. возможна дальнейшая эксплуатация поворотного круга.

Использование предлагаемого способа позволит повысить точность контроля величины износа беговых дорожек ОПУ прицепов в процессе эксплуатации, что в конечном счете приведен к повышению безопасности движения автопоездов.

Формула изобретения Способ безразборного контроля величины износа опорно-поворотного устройства прицепа, включающий плавное вывешивание опорно-поворотного устройства и определение торцового зазора между его кольцами, связанными посредством тела качения, отличающийся тем, чт;о, с целью повышения точности контроля изно0

са беговых дорожек в процессе эксплуатации, дополнительно контролируют через отверстие в наружном кольце радиальное перемещение тела качения, а величины износа отдельных зон беговых дорожек вычис- ляют с учетом начальных осевого и торцового зазора, а также минимального торцового зазора, значения торцового зазора, соответствующего моменту начала перемещения тела качения при вывешивании опорно-поворотного устройства, величины нижнего положения тела качения невывешенного опорно-повбротного устройства, его среднего положейий и верхнего положения тела качения, вывешенного опорно-поворотного устройства.

Похожие патенты SU1747902A1

название год авторы номер документа
Опорно-поворотный круг прицепа 1989
  • Проломов Анатолий Михайлович
  • Островский Игорь Леонидович
  • Соколов Анатолий Иванович
  • Подлесный Владимир Дмитриевич
SU1729896A1
ПОВОРОТНЫЙ КРУГ ПРИЦЕПА 1992
  • Апошнянский В.С.
  • Алексеев П.В.
  • Соколов А.И.
  • Островский И.Л.
  • Блях Л.Г.
RU2043237C1
Опорно-поворотное устройство 2018
  • Кинжибалов Александр Александрович
  • Проломов Анатолий Михайлович
  • Кинжибалов Александр Владимирович
RU2683915C1
ОПОРНО-ПОВОРОТНЫЙ КРУГ 2007
  • Проломов Анатолий Михайлович
  • Глускин Игорь Романович
  • Котельников Владимир Семёнович
  • Проломов Анатолий Анатольевич
RU2335453C1
Шариковый подшипник шарошки бурового инструмента 2020
  • Симисинов Денис Иванович
  • Афанасьев Анатолий Ильич
  • Симисинов Иван Леонидович
  • Симисинов Антон Денисович
  • Адас Виталий Егорович
RU2750892C1
Опорно-поворотный круг прицепа Проломова А.М. и Проломова а.а. 1990
  • Проломов Анатолий Михайлович
  • Проломов Анатолий Анатольевич
SU1710432A1
Опорно-поворотный круг прицепа 1988
  • Проломов Анатолий Михайлович
  • Островский Игорь Леонидович
  • Соколов Анатолий Иванович
  • Подлесный Владимир Дмитриевич
SU1564038A1
Устройство для контроля подшипников качения 1990
  • Минченя Николай Тимофеевич
  • Удовидчик Петр Александрович
  • Новик Евгений Михайлович
  • Конищев Николай Алексеевич
  • Палазник Татьяна Георгиевна
SU1751654A1
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО КОРАБЕЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ 2022
  • Георгиев Александр Анатольевич
  • Немировский Петр Иохананович
  • Козырев Павел Александрович
  • Сергеев Сергей Григорьевич
RU2777470C1
Устройство для соединения относительно вращающихся коаксиальных трубопроводов 1983
  • Холопов Владимир Павлович
  • Коленбетов Иван Степанович
  • Щекин Николай Гаврилович
  • Лаптев Михаил Дмитриевич
  • Сафарьянц Семен Константинович
  • Заключнов Олег Васильевич
  • Кожевников Георгий Васильевич
  • Глинский Виктор Егорович
  • Седов Владимир Иванович
  • Казенков Сергей Иванович
  • Антонов Анатолий Иванович
  • Руднев Анатолий Ефимович
  • Биневский Валентин Николаевич
  • Кулагин Александр Николаевич
SU1154507A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 747 902 A1

Реферат патента 1992 года Способ безразборного контроля величины износа опорно-поворотного устройства прицепа

Изобретение относится к автомобилестроению и эксплуатации автомобильного транспорта, в частности, к способам контроля зон и величины износа опорно-поворотного устройства (ОПУ) прицепа. Для повышения точности контроля величины износа беговых дорожек ОПУ в процессе эксплуатации после плавного вывешивания ОПУ дополнительно через отверстие в наружном кольце контролируют радиальное перемещение тела качения, а величины износа отдельных зон беговых дорожек вычисляют с учетом начальных осевого и торцевого зазоров, а также минимального торцевого зазора и значений торцевого зазора в моменты перемещения тела качения 2 ил сл с

Формула изобретения SU 1 747 902 A1

Фиг. /

i

Т

иг

.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1747902A1

Разработка, теоретически-экспериментальное обоснование и внедрение методов пбвышения надежности и долговечности опорно-поворотных устройств и прицепов Отчет НИР СК-01-85/3, № ГР01860067674, инв № 02880047883, Ставропольский политехнический институт, Ставрополь
Кузнечная нефтяная печь с форсункой 1917
  • Антонов В.Е.
SU1987A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 747 902 A1

Авторы

Проломов Анатолий Михайлович

Островский Игорь Леонидович

Герасименко Станислав Афанасьевич

Слюсарев Геннадий Васильевич

Даты

1992-07-15Публикация

1990-01-02Подача