Электромагнитная муфта Советский патент 1992 года по МПК H02K49/06 

Описание патента на изобретение SU1749989A1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электромагнитным устройствам передачи вращательного движения от двигателя внутреннего сгорания к переменным нагрузкам, например, в автомобилях.

Целью изобретения является повышение КПД и расширение диапазона изменений момента сцепления.

На фиг. 1 и фиг. 2 изображены осевое и поперечное сечения муфты; на фиг, 3 - распределение магнитных потоков при различном токе обмотки возбуждения; на фиг. 4 - зависимости относительного момента сцепления от относительной величины скорости скольжения при различном сопротивлении короткозамкнутых обмоток двухсекционного якоря.

Электромагнитная муфта содержит вал 1 из немагнитного материала, на который через подшипники посажен якорь 2 и жестко закреплен индуктор 3. Якорь 2 имеет сплошное или наборное из пластинок кольцо 4 из магнитомягкого материала с зубцо- вой структурой на внутренней поверхности, в пазы которой укладываются проводники короткозамкнутой обмотки 5. По образующей кольца якоря или по его окружности имеется несколько секций а, Ь, с, d, в которых сделаны короткозамкнутые обмотки из проводников разного сечения или различного удельного сопротивления. Примером реализации такой короткозамкнутой обмотки для случая, когда 4 секции якоря представляют собой четыре кольца, может служить рамка из меди или алюминия, которая складывается в пазы зубцов кольца 4. и между секциями имеет перемычки, так что каждая секция имеет свою короткозамкну- тую обмотку. Толщина рамки в секциях находится в отношении 1:2:4-8, так же

2

О

о

00 Ч)

соотносится их электрическое сопротивление

Якорь 2 имеет фланец 6, которым он связывается с двигателем.

Индуктор 3, жестко сидящий на связанном с нагрузкой валу 1, имеет магнитопро- воды 7, кольцевой постоянный магнит 8, намагниченный в осевом направлении, кольцевой магнитный шунт 9, навитый из магнитомягкой ленгы, и обмотку возбуждения 10, Магнитный шунт 9 замыкает магни- топроводы 7 через воздушный зазор 11 Магнитопроводы 7 выполнены в виде чаш с цилиндрической наружной и конической внутренней поверхностями, которые проф- резерованы так, что образуется зубцовая структура 12. Магнитопроводы 7 прижимаются к постоянному магниту 8 навстречу друг другу, причем зубцы одного магнито- провода проходят в промежутки другого, образуя полюса чередующейся полярности. Угловой шаг зубцов в якоре 2 и индукторе 3 выбирается одинаковым, что обеспечивает сцепление в синхронном режиме. Диаметры якоря 2 (внутренний) и индуктора 3 выбираются такими, чтобы между ними образовался небольшой (менее 1 мм) зазор 13. Сечения магнитопроводов 7 и шунта 9 выбираются такими, чтобы они пропускали без насыщения суммарный поток от постоянного магнита 8 и шунта 9.

Работает муфта следующим образом. При отсутствии тока в обмотке возбуждения 10 магнит ный поток постоянного магнита 8 - Фм (фиг. 3) разделяется на два потока: Фс, проходящий через зазор 13 и создающий усилие сцепления, и Фш, проходящий через шунт 9. Соотношение потоков Фс и Фш определяется соотношением магнитной проводимости соответствующих контуров и в конечном итоге соотношением величин зазоров 11 и 13.

Для выключения сцепления в обмотку возбуждения 10 подается ток . Этот ток создает магнитодвижущую силу, компенсирующую напряженность поля постоянного магнита в зазоре 13. Весь поток Фм проходит через шунт 9. Равенство нулю потока Фс делает равным нулю усилие сцепления. Такой режим используется при запуске двигателя, стоянке работающим двигателем, движении накатом. Наличие шунта резко снижает величину тока Ь, так как он должен компенсировать магнитное сопротивление зазора 11, а не расстояния между проводзми 7.

В некоторых случаях, например, при использовании муфты в трансмиссионной системе, требуется периодическое увеличение усилия сцепления. Для этого в обмотку возбуждения 10 подается ток другой полярности. При некотором значении Нр весь поток

постоянного магнита 8 будет проходить через зазор 13. Дальнейшее увеличение тока приведет к большему увеличению потока через 13 за счет магнитного потока через шунт 9. Магнитный поток через зазор 13 может

достигать значения, большего 2 Ф«, что увеличивает усилие сцепления в 4 раза (Фм/Фс), так как момент сцепления муфты Мс пропорционален квадрату потока через зазор 13, В результате возможно увеличение усилия сцепления в 5-8 раз.

На фиг, А приведены зависимости относительного момента сцепления от относительной скорости скольжения при якоре из двух секций с сопротивлением короткозамкнутой обмотки в одной секции Ra, в другой - Нь Mm максимальный момент сцепления при , a Sm - скорость скольжения, соответствующая моменту Мт Приведены три кривые для отношения сопротивлений

Rb/Ra равного 1, 4 и 8. При Rb/Ra 1, чему соответствует одиосекционный якорь, величина максимального момента больше, чем в двух других случаях Однако при увеличении скорости скольжения момент сцепления быстро падает, так, например, при десятикратном увеличении скорости скольжения момент сцепления снижается до менее 0,2 максимального Мт. При Rb/Ra S максимальный момент составляет только 0,65 Мт, но даже десятикратное увеличение скорости скольжения не снижает момент сцепления ниже 0,5 Мт, Это позволяет существенно уменьшить величину Sm и повысить КПД муфты.

Фор мула изобретения

Электромагнитная муфта, содержащая якорь из ферромагнитного материала с зубцами и короткозамкнутой стержневой обмоткой, индуктор с переменно-полюсной

магнитной системой, состоящий из двух ког- теобразных полюсных чашек, между которыми концентрично установлены аксиально намагниченный постоянный магнит и кольцевая катушка возбуждения, отличаю0 щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД и расширения диапазона регулирования момента сцепления, она снабжена кольцевым шунтом из ферромагнитного материала, жестко закрепленного на одной из полюсных

5 чашек индуктора м установленного с зазором относительно другой чашки, а стержни короткозамкнутой обмотки имеют разное электрическое сопротивление.

Похожие патенты SU1749989A1

название год авторы номер документа
Моментный электродвигатель постоянного тока 1981
  • Теплинский Александр Павлович
  • Базанов Борис Евгеньевич
  • Керпель Арон Бенционович
SU978281A1
Бесконтактная электромагнитная муфта скольжения 1980
  • Цыцурин Ростислав Юрьевич
  • Щетинин Тимофей Алексеевич
SU892599A1
Регулируемый магнитный индукторный тормоз 1975
  • Голузин Юрий Иванович
  • Становов Алексей Дмитриевич
SU652661A1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИОННАЯ МУФТА 1972
  • Изобретени С. П. Банников, Б. П. Бусыгин, С. Ф. Гребенников, Е. А. Воронин
  • В. П. Сгаровоитов
SU426289A1
Асинхронно-синхронная муфта 1979
  • Цыцурин Ростислав Юрьевич
  • Щетинин Тимофей Алексеевич
  • Кононенко Евгений Васильевич
SU851678A1
МАШИННО-ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ 1995
  • Свечарник Давид Вениаминович
RU2096893C1
Индукционно-фрикционная муфта 1979
  • Афузов Асан Ягьяевич
SU811008A1
Управляемая муфта-тормоз 1978
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Сыромятников Владимир Сергеевич
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Афанасьев Юрий Викторович
  • Нурмухаметов Магнави Нургалеевич
SU750670A2
Неявнополюсная синхронная машина 1961
  • Паластин Л.М.
SU146852A1
Бесконтактная электромагнитная муфта скольжения 1984
  • Щетинин Тимофей Алексеевич
  • Еремкин Иван Павлович
  • Цыцурин Ростислав Юрьевич
SU1244754A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 749 989 A1

Реферат патента 1992 года Электромагнитная муфта

Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения - повышение КПД и расширение диапазона регулирования момента сцепления. Электромагнитная муфта содержит вал 1 из немагнитного материала, на котором на подшипниках установлен якорь 2 с пазами, в которые уложены стержни короткозамкнутой обмотки 5. По образующей якоря имеется несколько секций, в которых выполнены короткозамкнутые обмотки из стержней разного сечения или различного удельного сопротивления. Индуктор 6 с переменно-полюсной магнитной системой состоит из двух когтеобрззных полюсных чашек 7, между которыми концентрично установлены аксиально намагниченный постоянный магнит 8. кольцевой шунт 9 и кольцевая катушка возбуждения 10. При этом расширяется диапазон скольжений, в котором момент остается практически неизменным, что повышает диапазон регулирования И.КПД муфты. 4 ил. Ё

Формула изобретения SU 1 749 989 A1

П

Фиг

13

ю

8

Ц Ф„-Фш

Ґ Фш ;(

V

7to fy/hs1

Редактор О.Стенина

4ш, Составитель В.Никаноров

Техред М.Моргентал

Корректор

1749989

(

N

фс-фм+ф&

Ш

1 ФигЗ

8

Корректор Н.Ревская

/77

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1749989A1

Шенфер К.И
Асинхронные машины
М-Л.: ГОНТИ, 1938, с
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU188A1
Поздеев А.Д., Ройзман Я.Б
Электромагнитные муфты и тормоза с массивным яко- ром.-ГЭИ
Приспособление к комнатным печам для постепенного сгорания топлива 1925
  • Галахов П.Г.
SU1963A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU84A1
Трансмиссионная система 1984
  • Райхман Яков Аронович
  • Онегин Евгений Евгеньевич
  • Иващенко Владимир Яковлевич
  • Белявский Евгений Иванович
  • Власов Валерий Архипович
SU1288838A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 749 989 A1

Авторы

Иващенко Владимир Яковлевич

Райхман Яков Аронович

Даты

1992-07-23Публикация

1990-02-08Подача