Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения ведущего и ведомого валов высокоскоростных реверсивных приводов и предохранения элементов трансмиссии от динамических воздействий и перегрузок.
Известна муфта, содержащая несущий и дополнительный упругие элементы, рас положенные параллельно оси вращения муфты, а также контактные элементы, выполненные в виде роликов, взаимодействующих с профилированными участками.
Однако известная муфта имеет узкий диапазон эффективной виброзащиты.
Цель изобретения - повышение надежности путем расширения частотного диапазона эффективной виброзащиты.
Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена дополнительными роликами и смещенными в радиальном направлении относительно основных профилированных участков дополнительными профилированными участками с плоскими площадками в их средней части, расположенными перпендикулярно оси муфты, при этом дополнительные ролики установлены на одной оси с основными роликами с зазором относительно плоских площадок.
На фиг. 1 изображена часть муфты, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сверху (здесь показано взаимное положение роликов и профилированных участков при возникновении малых относительных угловых nepeL мещений полумуфт).
Муфта содержит полумуфты 1 и 2, несущий 3 и дополнительные 4 упругие элементы. Основные 5 и дополнительные. 6 ролики установлены на одной оси, связанной посредством телескопических направляющих 7 с полумуфтой 1. На полумуфте 2 выполнены профилированные основные 8 и дополнительные 9 участки разного радиуса. В средней части участка 9 выполнена плоская площадка 10. Ролики 6 расположены с зазором е относительно плоских площадок.
сл С
ч сл
сл
ю
В положении статического равновесия (фиг, дополнительные упругие элементы 4 максимально сжаты, они обладают максимальным запасом потенциальной энергии, При этом проекция силы упругости на касательную в точке контакта основного ролика 5 и профилированной поверхности 8 равна нулю. Дополнительный ролик б с площадкой профилированного участка 9 не контактирует.
При возникновении малых крутильных колебаний основной ролик 5 перекатывается по поверхности профилированного участка 8. При этом вектор силы давления в точке контакта может быть разложен на две составляющие, Одна из них, перпендикулярная оси вращения муфты, создает компенсирующий момент, равный произведению ее на расстояние до оси вращения муфты, Этот момент направлен против динамической добавки момента, обусловленного реакцией несущего упругого элемента 3 при крутильных колебаниях.
При малых угловых деформациях благодаря большой кривизне профилированных участков 8, взаимодействующих с контактными звеньями, вспомогательный упругий элемент формирует требуемый компенсирующий момент. При этом дополнительный ролик б вследствие установки его с зазором по отношению к дополнительному профилированному участку 9 с последним не контактирует. При дальнейшем относительном угловом перемещении полумуфт основной ролик 5 выходит из контакта с профилированным участком 8 большой кривизны, а дополнительный ролик б взаимодействуете дополнительным профилированным участком 9 малой кривизны.
0
5
0
5
0
5
0
Таким образом, муфта имеет расширенный частотный диапазон виброзащиты и работает эффективно как при малых, так и больших угловых деформациях, что невозможно обеспечить предыдущими конструкциями.
Эффект от использования муфты заключается в исключении крутильных колебаний полумуфт, что позволяет уменьшить динамическую нагруженность валов, т е, снизить касательные напряжения в валах, а это в свою очередь позволяет уменьшить диаметры валов приводов, Предлагаемое устройство позволяет повысить надежность и долговечность приводов силовых механизмов, увеличить срок службы. Устройство позволяет расширить функциональные возможности муфты за счет увеличения диапазона рабочих частот.
При определении экономического эффекта учитывается уменьшение затрат на ремонт муфты.
Формула изобретения
Муфта по авт. св. 1541445, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем расширения частотного диапазона эффективной виброзащиты, она снабжена дополнительными роликами и смещенными в радиальном направлении относительно основных профилированных участков дополнительными профилированными участками с плоскими площадками в их средней части, расположенными перпендикулярно оси муфты, при этом дополнительные ролики установлены на одной оси с основными роликами с зазором относительно плоских площадок
5 S
4 7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта | 1989 |
|
SU1663262A1 |
Подвеска сидения транспортного средства | 1988 |
|
SU1523423A2 |
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖЕСТКОСТИ ПОДВЕСКИ КОМПАКТНОГО СИДЕНЬЯ | 2001 |
|
RU2216461C2 |
Упругая муфта | 1990 |
|
SU1767248A1 |
Муфта | 1988 |
|
SU1541445A1 |
УСТРОЙСТВО ГАШЕНИЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2004 |
|
RU2276750C2 |
МУФТА | 2013 |
|
RU2533014C1 |
УПРУГАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2017022C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖЕСТКОСТИ ВИБРОИЗОЛИРУЮЩЕГО УСТРОЙСТВА КОМПАКТНОГО СИДЕНЬЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ВИБРОИЗОЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА | 2001 |
|
RU2214335C2 |
Предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1449732A1 |
Использование: для соединения ведущего и ведомого валов высокоскоростных реверсивных приводов и предохранения элементов трансмиссии от динамических воздействий и перегрузок. Сущность изобретения: муфта снабжена дополнительными роликами и смещенными в радиальном направлении относительно основных профилированных участков дополнительными профилированными участками с плоскими площадками в их средней части, расположенными перпендикулярно оси муфты, при этом дополнительные ролики установлены на одной оси с основными роликами с зазором относительно плотских площадок 2 ил.
Муфта | 1988 |
|
SU1541445A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-04-16—Подача