Изобретение относится к машиностроению и может быть испо льзовано для передачи крутящего момента в машинах и механизтиах.
Известна центробежная муфта, содер- жащая ведущую полумуфту, выполненную в виде корпуса с диаметрально расположенными камерами, ведомую полумуфту, связанную с ведущей посредством размещенных в камерах соединительных эле- ментов, которые выполнены в виде установленных иа эксцентриках с возможностью поворота рычагов и связанных с ними центробежных грузов. Грузы размещены в камерах, при этом в поперечном сечении грузы имеют круглую форму, а камеры - квадратную. Корпус закреплен на валу, а вал с эксцентриками установлен в корпусе с помощью подшипников.
Известная муфта имеет ограниченный диапазон применения, так как при постепенном переходе в рабочий режим передача крутящего момента на ведомый вал носит импульсный характер. В зависимости от положения грузов относительно эксцентриков на последние воздействуют то положительные, то отрицательные импульсы. Если момент сил инерции грузов совпадает с направлением вращения ведущей полумуфты, то импульс положительный, т.е. раскру- чивает ведомую полумуфту, а если не совпадает - препятствует вращению ведо- ,мой полумуфты. Поэтому известная муфта крутящий момент может передавать только при рабочей скорости вращения ведущей полумуфты.
Наиболее близкой к предлагаемой является центробежная муфта, содержащая со- осно установленные ведущую полумуфту, эксцентрики, установленные на ведомой по- лумуфте, двуплечие рычаги, шарнирно установленные на ведущей полумуфте в контакте одного из плеч с эксцентриком, грузы, установленные на другом плече рычага, и гидравлические демпферы, связыва- ющие грузы и ведущую полумуфту и содержащие клапан и дроссель.
Недостатком известной центробежной муфты являются низкие эксплуатационные свойства, связанные с тем, что в гидротор- можении участвует небольшой объем жидкости, находящейся в полости муфты. Это приводит к ухудшению теплового режима из-за перегрева этой жидкости.
Цель изобретения - повышение эксплу- атационных свойств путем улучшения теплового режима.
Поставленная цель достигается тем, что в центробежной муфте, содержащей соосно установленные ведущую полумуфту, выполненную с герметичной полостью, и ведомую полумуфту, эксцентрики,установленные на ведомой полумуфте, двуплечие рычаги, шарнирно установленные на ведущей полумуфте в контакте одного из плеч с эксцентриком, грузы, установленные на другом плече рычага, и гидравлические демпферы, связывающие грузы и ведущую полумуфту и содержащие клапан и дроссель, гидравлические демпферы выполнены в виде установленных в ведущей полумуфте перегородок, разделяющих герметичную полость на части со щелевыми уплотнениями между перегородкой и двуплечим рычагом с одной стороны и между грузом и ведущей полумуфтой с другой, а клапаны и дроссели размещены в перегородках.
На фиг.1 изображена муфта, поперечный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1,
Муфта содержит ведущий вал 1 с ведущей полумуфтой 2, выполненной с герметичной полостью 3, и ведомую полумуфту 4 с ведомым валом 5, эксцентрики 6, установленные на ведомой полумуфте 4, двуплечие рычаги 7, шарнирно установленные на ведущей полумуфте 2 в контакте одного из плеч с эксцентриком 6, грузы 8, установленные на другом плече рычага 7, гидравлические демпферы, связывающие грузы 8 и ведущую полумуфту 2 и выполненные в виде установленных в ведущей полумуфте 2 перегородок 9, разделяющих герметичную полость 3 на две части со шелевыми уплотнениями между перегородкой 9 и двуплечим рычагом 7 с одной стороны и между грузом 8 и ведущей полумуфтой 2 с другой, клапаны 10 и дроссель 11 гидравлического демпфера, размещенные в перегороДках 9. Ведомый вал 5 опирается на подшипники 12 и 13. Для постоянного контакта рычагов 7 с эксцентриками 6 рычаги 7 и грузы 8 подпружинены. Двуплечие рычаги 7 установлены на осях 14.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 1 вращается ведущая полумуфта 2 с грузами 8, которые совершают качательные движения вокруг осей 14, если скорость вращения ведущей полумуфты 2 равна скорости вращения холостого хода. При этом ведомый вал 5 остается в покое.
При переходной скорости вращения ведущей полумуфты 2 грузы 8 попеременно создают то отрицательный, то положительный импульсы от моментов сил инерции на1 ведомую полумуфту. При этом при качении (движении) грузов 8 против часовой стрелки клапан 10 закрывается и жидкость из одной части полости 3 в другую часть полости муфты дросселируется через отверстие 11, в результате чего гасятся отрицательные импульсы, и на ведомый вал 5 крутящий момент, направленный против вращения муфты, не воздействует. Когда грузы 8 качаются в сторону вращения муфты, клапаны 10 открываются, в результате чего жидкость из одной части полости 3 муфты свободно перетекает в другую часть полости, поэтому гашение крутящего момента не происходит.
Таким образом, при переходном режиме на ведомый вал 5 воздействуют только положительные импульсы от моментов инерции грузов 8, за счет чего происходит раскручивание ведомого вапа 5 до рабочей скорости вращения муфты.
Когда скорость вращения ведомой полумуфты 2 становится равной рабочей, системы эксцентрики - рычаги - грузы переходят в жесткую систему, грузы 8 пере- стают качаться, и муфта переходит в рабочий режим.
Чтобы отключить муфту или перевести ее в переходный режим, достаточно уменьшить скорость вращения ведомого вала.
Предлагаемое изобретение позволяет увеличить объем жидкости, участвующей в
процессе работы муфты, в редудьтате чего улучшается тепловой режим в муфте, а значит повышаются ее эксплуатационные свойства.
Формула изобретения Центробежная муфта, содержащая со- осно установленные ведущую полумуфту, выполненную с герметичной полостью, и ведомую полумуфту, эксцентрики, установленные на ведомой полумуфте, двуплечие рычаги, шарнирно установленные на ведущей полу муфте в контакте одного из плеч с эксцентриком, грузы, установленные на другом плече рычага,и гидравлические демпферы, связывающие грузы и ведущую полумуфту и содержащие клапан и дроссель, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств путем улучшения теплового режима, гидравлические демпферы выполнены в виде установленных в ведущей полумуфте перегородок, разделяющих герметичную полость на части со щелевыми уплотнениями между перегородкой и двуплечим рычагом с одной стороны и между грузом и ведущей полумуфтой с другой, а клапаны и дроссели размещены в перегородках.
А-А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1991 |
|
RU2006711C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1997 |
|
RU2135852C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1995 |
|
RU2089763C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1997 |
|
RU2151331C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛОВОГО ВЗАИМОПОЛОЖЕНИЯ ВЕДУЩЕГО И ВЕДОМОГО ВАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2088777C1 |
Центробежная муфта | 1988 |
|
SU1516645A1 |
Автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива с гидравлическим демпфированием | 1987 |
|
SU1566063A1 |
Устройство для регулирования угла опережения впрыскивателя топлива в дизель | 1989 |
|
SU1740753A1 |
УПРУГОИНЕРЦИОННАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1997 |
|
RU2109996C1 |
Центробежная муфта | 1989 |
|
SU1726864A1 |
Использование: изобретение может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства для передачи крутящего момента в машинах и механизмах. Сущность toИ изобретения: в полостях 3 ведущей полумуфты 2 установлены гидравлические демпферы в виде перегородок 9 с клапаном 10 и дросселем 11, разделяющих полости на две части. При переходной скорости вращения ведущей полумуфты грузы 8 создают то отрицательный, то положительный импульсы от моментов сил инерции. При движении грузов против часовой стрелки закрывается клапан 10, жидкость дросселируется через дроссель 11, гася отрицательные импульсы. При движении грузов 8 по часовой стрелке жидкость свободно перетекает через клапан 10, гашение момента не происходит. В процессе работы участвует увеличенный объем жидкости, что улучшает тепловой режим работы. 2 ил. fe XI сл ел 00 ь
4
Муфта | 1986 |
|
SU1408133A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Центробежная муфта | 1989 |
|
SU1682673A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения | 1918 |
|
SU1989A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1989-09-11—Подача