Изобретение относится к устройствам для очистки от снега аэродромных и дброж- ных покрытий, а именно к роторным снегоочистителям.
Известен роторный снегоочиститель, содержащий на трехосном автомобильном шасси рабочий орган с роторным метателем, прикрепленный спереди к лонжеронам шасси при помощи подвески, и имеющий привод от силовой установки, размещенной в задней части шасси.
Однако данный снегоочиститель имеет недостаточные управляемость и маневренность в связи с принятой системой поворота при помощи управляемых передних колее.
Наиболее близким к предлагаемому является роторный снегоочиститель ЭД-255,
базирующийся на колесном шасси трактора К 701 шарнирно сочлененного типа, к передней полураме которого с помощью шар- нирно-рычажной подвески прикреплен рабочий орган. Привод рабочего органа осуществляется от силовой установки, размещенной на задней полураме в зоне заднего ведущего моста, через независимый вал отбора мощности коробки передач и редуктор отбора мощности, соединенных карданными валами. Привод механизма передвижения осуществляется с помощью отдельного ходоуменьшителя, соединенного карданным валом с коробкой передач. Кабина снегоочистителя с командными органами управления размещена на задней полураме.
а
го
СП
о о
Ввиду того, что большая часть агрегатов силового привода и кабина расположены на задней полураме, имеется значительная неравномерность распределения массы по осям снегоочистителя, что вызывает перегрузку заднего моста и ухудшения тягово- сцепных свойств снегоочистителя.
Стремление к обеспечению равнопроч- ности конструкции снегоочистителя при перегрузке одной оси заставляет принимать меры по увеличению размерности и, следовательно, металлоемкости заднего моста, его привода, другие элементов шасси.
Цель изобретения - повышение тягово- сцепных свойств снегоочистителя при сни- жении металлоемкости за счет рационального распределения массы машины по ведущим, мостам,
В снегоочистителе, смонтйройнном на базе самоходного шарнирно-сочлененного колесного шасси, включающем установленный с помощью подвески на передней полураме рабочий орган, силовую установку, размещенную на задней полураме в зоне заднего ведущего моста, кабину, трансмиссию, состоящую из установленного на передней полураме редуктора отбора мощности с ходоуменьшителем, коробки передач, ведущих мостов и соединительных валов, на передней полураме шарнирно сочлененного самоходного шасси размещены кабина водителя, а также коробка передач, редуктор отбора мощности и ходоуменьшитель выполнены в виде единого агрегата и кинематически соединены между собой, а также с ведущими мостами,, рабочим органом и силовой установкой, причем последняя установлена на задней полураме. Указанное взаимное расположение агрегатов обеспечивает рациональное распределение массы снегоочистителя по ведущим мостам.
Кроме того, предложен вариант снегоочистителя, в котором коробка передач, редуктор отбора мощности с ходоуменьшителем, а также ведущий мост кинематически соединены последовательно в едином агрегате, который размещается внутри базы машины.
Размещение и компоновка агрегатов силового привода (коробки передач, ходоу- меньшителя, двигателя и кабины) на задней полураме в известных конструкциях приводит к перегрузке заднего моста и необходимости увеличения металлоемкости для обеспечения его прочности. Из соображений унификации обычно и на передней полураме применяют такой же переутяжеленный мост, что приводит к дополнительному повышению металлоемкости снегоочистителя.
Предлагаемый снегоочиститель не только позволяет выровнять нагрузки по осям машины, что обеспечивает возможность снижения массы машины, но также улучшает тяговые свойства снегоочистителя на покрытых снегом и наледью участках очищаемой поверхности дороги.
Пример. Влияние на тяговые свойства машины равномерной и неравномерной
развессвки по ведущим осям.
Примем, что снегоочиститель имеет массу 10 т, которая распределяется по осям следующим образом: вариант f - (неравномерная развесовка) спереди 8 т, сзади 2 т; вариант II - (равномерная развесовка) спередибт, сзади 5 т. Для возможности эффективной снегоуборки движитель снегоочистителя должен обеспечивать не менее 175 кН тяги. Коэффициент сцепления на покрытой снегом и льдом поверхности может изменяться в пределах / 0,05-0,3 и
более. - Расчет силы тяги производится по формуле
Рк- рг R2,J
где Ri, Ra - реакции опорной поверхности
на переднюю и заднюю оси соответственно;
р, pz коэффициенты сцепления опорной поверхности на передней и задней осях соответственно.
Результаты расчета силы тяги (кН), реализуемой каждым мостом, и суммарная полная тяга машины представлены в таблице. Из таблицы видно, что равномерная развесовка обеспечивает при любых дорожных условиях реализацию минимально необходимой тяги. При неравномерной развесовке, если более нагруженная ось на- ходится на скользкой ледяной поверхности ( ,2 0,05), условие минимально допустимой силы тяги не выполняется, так как движитель не развивает необходимого усилия (10кН 17,5кН).
Расчеты подтверждают целесообразность и необходимость создания снегоочистителя с раЁНомерной развесовкой или приближающейся к ней, так как при другой развесовке, отличающейся от равномерной, тяговосцепные свойства снегоочистителя на дороге, покрытой льдом, скользкими уча
стками, хуже.
В известном устройстве (снегоочиститель ДЭ225) большая часть массы машины распределяется на задний мост, что вызва- но размещением большинства агрегатов трансмиссии, включая ходоуменьшитель машины и кабины, на задней лолураме.
Предлагаемое устройство в отличие от известного предусматривает выполнение конструкции ходоуменьшителя и редуктора отбора мощности в одном блоке и размещение данного агрегата совместно с кабиной на передней полураме. Предлагаемая компоновка позволяет более рациональным способом распределить массу машины по осям, обеспечив более равномерную разве- совку. При этом достигается также уменьшение вертикальной нагрузки (50 кН вместо 80 кН) и абсолютного максимального значения реализуемой мостом тяги (15 кН вместо 24 кН), что позволяет уменьшить металлоемкость моста. Блочное исполнение редуктора отбора мощности с ходоуменьшителем в едином агрегате позволяет упростить трансмиссию, благодаря уменьшению объема масляной ванны и числа точек обслуживания и контроля. Отпадает необходимость обязательно использовать коробку передач тракторного типа с независимым валом отбора мощности, как на практике (становится возможным использовать более простую коробку передач автомобильного типа), расширяются возможности унификации.
При объединении коробки передач, редуктора отбора мощности с ходоуменьшителем, а также ведущего моста в едином агрегате достигается дальнейшее уменьшение массы снегоочистителя. Компоновка снегоочистителя обеспечивает значительное улучшение обзорности рабочего органа и дороги в связи с размещением кабины в передней части машины.
При использовании предлагаемого снегоочистителя в народном хозяйстве по срав- нению с известным обеспечивается снижение металлоемкости и повышение производительности благодаря повышению ТЯГОВЫХ СВОЙСТВ.
На фиг. 1 представлена схеме компоновки, агрегатов на снегоочистителе; На фиг. 2 - то же, вариант.
Снегоочиститель представляет собой самоходную машину (фиг.1), смонтированную на двухосном колесном шасси шарнир- но сочлененного типа, включающего переднюю 1 и заднюю 2 полурамы с ведущими мостами 3 (передний) и 4 (задний). Рабочий орган 5, например фрезерно-ро- торноготипа, с помощью шарнирно-рычаж- ной подвески б присоединен к передней полураме 1. Силовая установка 7 расположена на задней полураме в зоне заднего моста 4. Редуктор 8 отбора мощности с ходоуменьшителем, коробка 9 передач и кабина 10 размещены на передней полураме. Кинематическая силовой установки 7, рабочего органа 5, ведущих мостов 3 и 4
осуществляется при помощи соединительных валов 11.
Снегоочиститель работает следующим образом.
Привод рабочего органа 5 осуществля- ется силовой установкой 7 при помощи редуктора 8 отбора мощности и соединительных валов 11, связывающих силовую установку 7 с редуктором 8 отбора мощности и последний с рабочим органом
0 5Привод ведущих мостов 3 и 4 производится силовой установкой 7 при помощи редуктора 8 отбора мощности и коробки 9 передач, соединенных между собой и с ве5 дущими мостами системой соединительных валов 11. Для передвижения при снегоуборке на пониженных рабочих скоростях применяется ходоуменьшитель, конструктивно объединенный с редуктором 8 отбора мощ0 ности в одном корпусе. При включений встроенного в редуктор 8 ходоуменьшителя вращение ведущего вала коробки переда х| 0 производится с пониженной угловой скоро-. - стью, благодаря чему скорость машины на
5 соответствующих передачах коробки передач замедляется, что необходимо для работы при очистке увеличенного по высоте слоя снежного покрова. Управление рабочим органом и механизмом передвижения
0 осуществляется из кабины 9 водителя, размещенной на передней полураме в непосредственной близости к рабочему органу.
Возможны варианты, характеризуются следующими особенностями. Объединение j
5 редуктора 8 отбора мощности и коробки 9 г передач в единый агрегат 12 (фиг.2) и разме- щение его на передней полураме внутри), базы машины без изменения местоположе - ния коробки передач позволяет сократить
0 число соединительных валов, компактно сосредоточив массу в межколесном пространстве (внутри базы машины). Более кардинальное агрегатирование силового блока может предусматривать его обьеди5 нение с передним ведущим мостом.
Перемещение редуктора 8 отбора мощности внутри базы дает возможность увеличить длину карданного вала 11, соединяющего редуктор 8 с рабочим орга0 ном 5. Благодаря этому величина угла между крайними положениями вала при поднятом и опущенном положениях рабочего органа уменьшается, что благоприятно отражается на работоспособности данного
5 соединительного вала и позволяет при прочих равных условиях увеличить высоту подъ- ема рабочегооргана для увеличения переднего угла свеса машины в транспортном положении.
Передача мощности к рабочему органу и ведущим мостам может осуществляться с помощью механического или гидравлического приводов или комбинированным способом. Например, применение регулируемой объемной гидропередачи в механизме ходоуменьшителя позволяет и процессе работы оптимальным образом подбирать передаточное чмсло привода ведущих колес, обеспечивая максимальное использование номинальной мощности силовой установки и, следовательно, максимальную производительность снегоуборки с учетом изменений внешних условий.
Формула изобретений Снегоочиститель роторный, содержащий шарнирно сочлененное колесное шасси, включающее смонтированный на передней по ходу полураме с помощью подвески фреэерно-роторный рабочий орган,
размещенную на задней полураме, в зошз заднего ведущего моста силовую установку, кабину, трансмиссию, состоящую из установленного на передней полураме редукто
ра отбора мощности, ходоуменьшителя, коробки передач для привода ведущих мое тов полурам и соединительных валов, о т л- ичающийс я тем, что, с целью повышения тягового-сцепных свойств при снижении
материалоемкости за счет рационального распределения массы машины по ведущим мостам, кабина и коробка передач расположены на передней полураме, а ходоумень- шитель выполнен заодно с редуктором
отбора мощности в виде единого агрегата, связанного соединительными кинематическими звеньями с силовой установкой, рабочим органом и коробкой передач, при этом указанный агрегат и коробка передач рсположены по разные стороны от ведущего моста передней полурамы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2303546C2 |
Универсальное колесное шасси для ремонта и содержания автомобильных дорог | 1988 |
|
SU1539118A1 |
КОТЛОВАННАЯ МАШИНА | 2011 |
|
RU2485253C1 |
ШАССИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАШИНЫ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ СО СМЕННЫМ РАБОЧИМ ОБОРУДОВАНИЕМ КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 1999 |
|
RU2169095C1 |
САМОХОДНОЕ ШАССИ МАЛОГАБАРИТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2549749C1 |
КОЛЕСНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР | 2018 |
|
RU2732143C2 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2267432C2 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2163209C1 |
ТРАНШЕЙНАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2148126C1 |
Трактор колесный сельскохозяйственный с электромеханической трансмиссией | 2022 |
|
RU2814696C1 |
Изобретение относится к дорожным машинам. Цель изобретения - повышение тя- гово-сцепных двойств при снижении материалоемкости за счет рационального распределения массы машины по ведущим мостам. Снегоочиститель роторный, смонтированный на базе самоходного шарнирно сочлененного luatJcH, содержит две полурамы 1 и 2 с ведущими мостами 3,4, рабочий орган 5, силовую установку 7, редуктор 8 отбора мощности с ходоуменьшителем, коробку 9 передач и кабину 10, причем редуктор 8 отбора мощности с ходоуменьшителем выполнены в виде единого агрегата и размещены вместе с кабиной 10 и коробкой 9 передач на передней полураме 1. Коробка 9 передач, редуктор отбора мощности с ходоуменьшителем и ведущий мост 3 могут быть также соединены кинематически последовательно и выполнены в едином агрегате. 2 ил., 1 табл. сл с
5В 8 J
Дорожные и аэродромные снегоочистители | |||
Каталог-справочник | |||
- М.: ЦНИИТЭст- роймаш | |||
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Авторы
Даты
1992-08-07—Публикация
1989-05-10—Подача