Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах разнообразных машин.
Известно составное зубчатое колесо 1, содержащее ступицу и венец, соединенные между собой при помощи соответствующих соединительных средств.
Известно также составное зубчатое колесо 2, содержащее венец и сопряженный с ним сменный торцовый зубчатый диск.
Недостатками известных конструкций являются низкая ремонтопригодность и неудобства при их установке в труднодоступных местах, так как для их монтажа требуется доступ к торцу вращательного вала, а при замене одного неисправного колеса иногда необходимо разобрать весь комплексный механизм.
Известно составное зубчатое колесо 3, в котором его составные части выполнены в виде двух половин для повышения ремонтопригодности и облегчения установки а труднодоступных местах. Составные части колеса, выполненные в виде двух половин, а более конкретно в виде двух полуколец с возможностью радиального монтажа, сое- диняютя с помощью входящих друг в друга выступов и выемок.
Недостатком известной конструкции является то, что из-за поолукольцевой формы составных частей, снабженных выступами и соответствующими углублениями на взаимообращенных поверхностях разъема, недостаточно высока надежность по причине уменьшения жесткости передачи нагрузки между половинами в окружном направлении.
Целью изобретения является повышение надежности за счет увеличения жесткости соединения частей в окружном направлении.
sl
сл со
ю
Цель достигается тем, что в составном зубчатом колесе, содержащем две разъемные относительно друг друга в радиальном направлении колеса части с выступами и соответствующими впадинами на взаимо- обращенных поверхностях разъема, согласно изобретению части выполнены в виде дисков с торцовыми взаимообращенными поверхностями разъема, а впадины - в виде сквозных радиальных прорезей в дисках,
На фиг.1 изображено зубчатое колесо, поперечный разрез; на фиг.2 - зубчатое колесо по фиг.1 в разобранном виде; на фиг.З - вид слева; на фиг.4 - вид слева в другом модифицированном варианте исполнения.
Зубчатое колесо (фиг.1-3) состоит из двух одинаковых частей 1 и 2, разъемных относительно друг друга в радиальном направлении колеса и выполненных в виде дисков с соот ветствующими зубчатыми вен- цами 3 и А. Часть 1 имеет торцовую поверхность 5 разъема и противоположную впадину в виде сквозной радиальной прорези 6 в диске, проходящей от венца 3 до осевого отверстия 7t и имеющую ширину, равную диаметру отверстия 7. Соответственно часть 2 имеет аналогичную торцовую аэаимообращенную поверхность 8 разъема и сквозную радиальную прорезь 9, причем поверхности 5 и 8 разъема преимуществен- но выполнены за одно целое с соответствующими частями 1 и 2. Обе части 1 и 2 соединены вместе посредством фиксирующего расположения торцовой поверхности 5 разъема первой части 1 в радиальной про- рези 9 второй части 2 и соответственно торцовой поверхности 8 в прорези 6 первой части 1. Фиксация может быть осуществлена посредством болтов, винтов (не показаны), для чего предусмотрены соответствующие отверстия 10, или другим способом - штифтами, заклепками, точечной сваркой, склеиванием и т.д.
Работает зубчатое колесо общеизвестным образом,
При монтаже сборка зубчатого колеса благодаря радиальным прорезям 6 и 9 шириной, равной диаметру осевого отверстия 7, может быть осуществлена посредством раздельного свободного надевания каждой части 1 и 2 на вал (не показан) с их разворотом на 180°, расположением соответствующих торцовых поверхностей 5 и 8 разъема в соответствующих прорезях 9 и б и фиксацией обеих частей 1 и 2 при помощи болтов и т.п. Разборка зубчатого колеса осуществляется в обратной последовательности.
В другом модифицированном варианте исполнения (фиг.4) ширина, например, одной прорези б и соответственно торцовой поверхности 8 разъема меньше диаметра осевого отверстия 7, т.е. равна минимальному поперечному размеру вала, имеющего, например, в месте установки колеса срез или паз или меньший диаметр на прилегающем участке, чем обеспечивается самостоятельное удерживание на валу соответствующей части при ее радиальном или аксиальном смещении.
Могут быть предусмотрены также другие взаимно фиксирующие выступы/пазы в зоне сопрягания обеих частей 1 и 2.
Составное зубчатое колесо по предложению обеспечивает получение ожидаемого положительного эффекта - повышение надежности за счет увеличения жесткости соединение частей в окружном направлении
Формула изобретения Составное зубчатое колесо, содержащее две разъемные относительно друг друга в радиальном направлении колеса части с выступами и соответствующими впадинами на взаимообращенных поверхностях разъема размещенными друг в друге, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности за счет увеличения жесткости соединения частей в окружном направлении, части выполнены в виде дисков с торцовыми взаимообращенными поверхностями разъема, а впадины - в виде сквозных радиальных прорезей в дисках.
70
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесо зубчатое упругое | 2016 |
|
RU2619880C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА | 2013 |
|
RU2535606C1 |
Упругое составное зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1218221A1 |
РОТОРНАЯ ОБЪЁМНАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2701306C1 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА | 2013 |
|
RU2537048C1 |
УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2341712C1 |
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2002 |
|
RU2231705C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА | 2013 |
|
RU2536152C1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1698551A1 |
Изобретение относится к машиностроению, к составным зубчатым колесам. Цель изобретения - повышение надежности составного зубчатого колеса - достигается за счет увеличения жесткости соединения частей колеса в окружном направлении. Колесо состоит из двух частей 2. 1. выполненных в виде дисков с торцовыми взаимообращенными поверхностями разъема. На упомянутых поверхностях имеются размещенные друг в друге выступы и соответствующие впадины, причем последние выполнены в виде сквозных радиальных прорезей в дисках. Конструкция позволяет демонтировать колесо с вала без разборки агрегата путем разъема частей 1,2 в радиальном напраппе нии. При передаче нагрузки в окружном нг правлении обеспечивается повышенная жесткость соединения частей 1,2, т.к. выступы, входящие во впадины-прорези,испытывают срезающие усилия. 4 ил.
Зубчатое колесо | 1973 |
|
SU502166A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Составное зубчатое колесо | 1980 |
|
SU983359A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Патент США № 4506559,кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-08-07—Публикация
1989-06-16—Подача