Изобретение относится к машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств, в частности, к сочлененным транспортным средствам.
Известна раздаточная коробка, содержащая в корпусе валы привода колес, межосевой и межколесный дифференциалы, а также муфту блокировки межосевого дифференциала.
Основным недостатком данной раздаточной коробки является отсутствие в ней механизма принудительной блокировки межколесного дифференциала, что резко ухудшает проходимость вплоть до полной потери подвижности транспортного средства при движении по опорной поверхности с низкими сцепными свойствами,
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является раздаточная коробка, содержащая в корпусе конические симметричные межосевой и межколесный дифференциалы, пару конических шестерен, одна из которых соединена с корпусом межколесного дифференциала, а другая - с одной из полуосевых шестерен межосевого дифференциала, сцепленных между собой.
Отсутствие в этой раздаточной коробке возможности блокировки не только межколесного, но и межосевого дифференциалов еще более усугубляет недостаток, а именно низкую проходимость, присущую известной раздаточной коробке.
Цель изобретения - повышение проходимости транспортного средства.
.ЯШ
ч
4ь. СП
g
Поставленная цель достигается тем, что в раздаточной коробке, оснащенный межосевым и мёжколёсным коническими симметричными дифференциалами %а привода ведущих колес, а также двумя ко- нйческими шестернями, жестко соединенными с корпусами названных дифференциалов, коническая шестерня мёжколесногр дифференциала., исполйена постоянно сцепленной с конической шее- терней, жестко соединенной через вал с одной из полуосевых шестерен мёжосевого дифференциала, коническая шестерня которого постоянна сцеплена с конической шестерней, установленной на уд л и- ненной части ступицы корпуса межколесного дифференциала с возможностью свободного вращения. Причем оконечность ступицы корпуса мёж Ьлесного дифференциала и ступицы ведущей конической шестерни изготовлены с цилиндрическими зубчатыми венцами, рядом с которыми на шлицах вала привода ведущего колеса размещена блокировочная зубчатая муфта, .. ;
На чертеже прёдстав лена кинематическая схема раздаточной коробки/ ::
Раздаточная коробка содержит в корпу- се 1 межколесный 2 и межосевой 3 диффё-- ренциалы, валы 4 и 5 привода ведущих колес, конические шестерни б и 7, жёстко сцепленные с корпусами названных дифференциалов соответственно. Коническая шестерня б мёжколесного дифференциала 2 постоянно сцеплена с конической шестер- ней 8; соединенной через вал 9 с одной из полуосевых шестерён мёжосевого дифференциала 3, коническая шестерня 7 которого постоянно сцеплена с конической шестерней 1D, установленной с возможно- стью свободного вращения на удлиненной части ступицы 11 корпуса мёжколесного дифференциала 2. Оконечности ступицы 11 и ступицы шестерни 10 изготовлены с цилиндрическими зубчатыми венцами 12 и 13 соответственно, рядом с которы ми на шлицах вала 4 привода колёса размещена блокировочная муфта 14.
Раздаточная коробка транспортного средства работает следующим образом.
Рассмотрим рабочту в различных дорожных условиях.
При движении по хорошей дороге крутящий момент от двигателя через коробку передач гУодходит на коническую шестерню 10, че р ез «Тоническую шестерню 7 на корпус мёжосевого дифференциала 3, который рас- предёМетего между осями первой и второй секции. Через вал 9 крутящий моментпере- дается на коническую шестерню 8 и сцепленную с ней коническую шестерню 6, жестко соединенную с корпусом межколесного дифференциала 2. В названном дифференциале крутящий момент распределяется между колесами левого и правого борта.
При движении в сложных дорожных условиях муфта 14 перемещается в первое положение и блокирует между собой корпус мёжколесного дифференциала 2 и вал 4 привода колес. В результате межколесный дифференциал заблокирован.
При движении в более сложных дорожных условиях муфта 14 перемещается во второе положение и блокирует между собой вал 4 привода колес, корпус межколесного дифференциала 2 и коническую шестерню 10. В связи с этим на межосевой дифференциал подводится крутящий момент по двум потокам: 1-й, как описано ранее и 2-й - от корпуса Мёжколесного дифференциала 2 через пару конМёских шестерен 6 и 8 на вал 9 привода первой секции и на полуосевую шестерни мёжосевого Дифференциала 3. В случае, когда корпус названного дифференциала и одна из полуосевых шестерен вращаются с одной скоростью, дифференциал вращается как одно целое в режиме блокировки, т.е. межосевой и межколесный дифференциалы 2 и 3 заблокированы. -: Проходимость транспортного средства Напрямую связана с тяговыми свойствами транспортного средства, которые в первую очередь зависят от силы сцепления колес с опорной поверхностью, следовательно, для повышений проходимости транспортного средства необходимо повышать сцепление колёс с дорогой, которое достигается блокировкой дифференциалов.
Рассмотрим поведение транспортного средства с известной раздаточной коробкой и раздаточной коробкой предлагаемой конструкции при движении по опорной поверхности с разным коэффициентом сцепления под колесами первого и левого борта.
Проходимость транспортного средства в первую очередь зависит от силы тяги, развиваемой на всех колесах, которая определяется из следующего выражения;
Рт G1 р + G2 (р2 + Сз рз + G4 рА , где Gi,G2,G3,G4 - сцепной вес на каждом колесе;
Ф , pi коэффициент сцепления под колесами левого борта;
рз ,(р4 коэффициент сцепления под колесами правого борта.
Для расчета принимаем: GI 62 Сз G/t 5000 Н ( ( 0,6 для асфальтобетоного покрытия рз - (рз - 0,1 для снежного покрова.
Для прототипа, имеющего межколесный простой конический дифференциал в данных условиях движения, коэффициенты сцепления (p( примут значения рз и рз , то есть р - (pi - рз - (рА 0,1, так как симметричный дифференциал во всех условиях работы поровну распределяет крутящий момент между колесами, а сила тяги на колесах ограничивается минимальным коэффициентом сцепления под одним из них. Тогда: РТ1 2000 Н.
Для предлагаемой конструкции, имеющей блокировку дифференциала, характерно равномерное распределение крутящего момента между колесами и отсутствие зависимости силы тяги на колесах от минимального значения коэффициента сцепления. Тогда: РТ2 7000 Н.
Очевидно, что , а следовательно, проходимость транспортного средства с предлагаемой конструкцией раздаточной коробки значительно выше проходимости транспортного средства с раздаточной коробкой прототипа.
5
0
5
0
Формула изобретения
Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе межосевой и межколесный симметричные дифференциалы, валы привода ведущих колес, две конических шестерни, каждая из которых соединена с корпусами указанных дифференциалов, отличающаяся тем, что, с целью повышения проходимости транспортного средства, коническая шестерня меж- колесиого дифференциала соединена с конической шестерней, жестко соединенной че р ез вал с одной из полуосевых шестерен межосевого дифференциала, коническая шестерня которого постоянно сцеплена с конической шестерней, установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной части ступицы корпуса межколесного дифференциала, причем венцы ступиц шестерни, установленной с возможностью свободного вращения, и корпуса межколесного дифференциала вы- полненны с цилиндрическими зубьями, а на шлицах вала привода ведущего колеса размещена блокировочная зубчатая муфта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 1998 |
|
RU2163868C2 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2340473C2 |
ТРАНСМИССИЯ ДВУХОСНОГО ПОЛНОПРИВОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2123945C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2340472C2 |
ПРИВОД КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПЕРЕДНИМ И ЗАДНИМ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ | 1996 |
|
RU2100218C1 |
ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2001 |
|
RU2194628C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2093374C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2160192C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1999 |
|
RU2171187C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2171750C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств. Целью изобретения является повышение проходимости транспортного средства. Для этого в раздаточной коробке, содержащей межосепой и межколесный симметричные дифференциалы, валы привода ведущих колес, две конические шестерни, каждая из которых жестко соединена с корпусами названных дифференциалов, выполнено постоянное сцепление конической шестерни межколесного дифференциала с конической шестерней, жестко соединенной через вал с одной из полуосевых шестерен межосевого дифференциала, коническая шестерня которого в свою очередь постоянно сцеплена с конической шестерней, установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной части ступицы корпуса межколесного дифференциала. При этом оконечность этой ступицы и ступицы шестерни, названной последней, изготовлены с цилиндрическими зубчатыми венцами, а на шлицах вала привода ведущего колеса размещена блокировочная зубчатая муфта. 1 ил. (/1 С
Ш
///
id
/г
JHtMs
ч
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1990-11-02—Подача