Раздаточная коробка транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60K17/352 

Описание патента на изобретение SU1754504A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств, в частности, к сочлененным транспортным средствам.

Известна раздаточная коробка, содержащая в корпусе валы привода колес, межосевой и межколесный дифференциалы, а также муфту блокировки межосевого дифференциала.

Основным недостатком данной раздаточной коробки является отсутствие в ней механизма принудительной блокировки межколесного дифференциала, что резко ухудшает проходимость вплоть до полной потери подвижности транспортного средства при движении по опорной поверхности с низкими сцепными свойствами,

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является раздаточная коробка, содержащая в корпусе конические симметричные межосевой и межколесный дифференциалы, пару конических шестерен, одна из которых соединена с корпусом межколесного дифференциала, а другая - с одной из полуосевых шестерен межосевого дифференциала, сцепленных между собой.

Отсутствие в этой раздаточной коробке возможности блокировки не только межколесного, но и межосевого дифференциалов еще более усугубляет недостаток, а именно низкую проходимость, присущую известной раздаточной коробке.

Цель изобретения - повышение проходимости транспортного средства.

.ЯШ

ч

4ь. СП

g

Поставленная цель достигается тем, что в раздаточной коробке, оснащенный межосевым и мёжколёсным коническими симметричными дифференциалами %а привода ведущих колес, а также двумя ко- нйческими шестернями, жестко соединенными с корпусами названных дифференциалов, коническая шестерня мёжколесногр дифференциала., исполйена постоянно сцепленной с конической шее- терней, жестко соединенной через вал с одной из полуосевых шестерен мёжосевого дифференциала, коническая шестерня которого постоянна сцеплена с конической шестерней, установленной на уд л и- ненной части ступицы корпуса межколесного дифференциала с возможностью свободного вращения. Причем оконечность ступицы корпуса мёж Ьлесного дифференциала и ступицы ведущей конической шестерни изготовлены с цилиндрическими зубчатыми венцами, рядом с которыми на шлицах вала привода ведущего колеса размещена блокировочная зубчатая муфта, .. ;

На чертеже прёдстав лена кинематическая схема раздаточной коробки/ ::

Раздаточная коробка содержит в корпу- се 1 межколесный 2 и межосевой 3 диффё-- ренциалы, валы 4 и 5 привода ведущих колес, конические шестерни б и 7, жёстко сцепленные с корпусами названных дифференциалов соответственно. Коническая шестерня б мёжколесного дифференциала 2 постоянно сцеплена с конической шестер- ней 8; соединенной через вал 9 с одной из полуосевых шестерён мёжосевого дифференциала 3, коническая шестерня 7 которого постоянно сцеплена с конической шестерней 1D, установленной с возможно- стью свободного вращения на удлиненной части ступицы 11 корпуса мёжколесного дифференциала 2. Оконечности ступицы 11 и ступицы шестерни 10 изготовлены с цилиндрическими зубчатыми венцами 12 и 13 соответственно, рядом с которы ми на шлицах вала 4 привода колёса размещена блокировочная муфта 14.

Раздаточная коробка транспортного средства работает следующим образом.

Рассмотрим рабочту в различных дорожных условиях.

При движении по хорошей дороге крутящий момент от двигателя через коробку передач гУодходит на коническую шестерню 10, че р ез «Тоническую шестерню 7 на корпус мёжосевого дифференциала 3, который рас- предёМетего между осями первой и второй секции. Через вал 9 крутящий моментпере- дается на коническую шестерню 8 и сцепленную с ней коническую шестерню 6, жестко соединенную с корпусом межколесного дифференциала 2. В названном дифференциале крутящий момент распределяется между колесами левого и правого борта.

При движении в сложных дорожных условиях муфта 14 перемещается в первое положение и блокирует между собой корпус мёжколесного дифференциала 2 и вал 4 привода колес. В результате межколесный дифференциал заблокирован.

При движении в более сложных дорожных условиях муфта 14 перемещается во второе положение и блокирует между собой вал 4 привода колес, корпус межколесного дифференциала 2 и коническую шестерню 10. В связи с этим на межосевой дифференциал подводится крутящий момент по двум потокам: 1-й, как описано ранее и 2-й - от корпуса Мёжколесного дифференциала 2 через пару конМёских шестерен 6 и 8 на вал 9 привода первой секции и на полуосевую шестерни мёжосевого Дифференциала 3. В случае, когда корпус названного дифференциала и одна из полуосевых шестерен вращаются с одной скоростью, дифференциал вращается как одно целое в режиме блокировки, т.е. межосевой и межколесный дифференциалы 2 и 3 заблокированы. -: Проходимость транспортного средства Напрямую связана с тяговыми свойствами транспортного средства, которые в первую очередь зависят от силы сцепления колес с опорной поверхностью, следовательно, для повышений проходимости транспортного средства необходимо повышать сцепление колёс с дорогой, которое достигается блокировкой дифференциалов.

Рассмотрим поведение транспортного средства с известной раздаточной коробкой и раздаточной коробкой предлагаемой конструкции при движении по опорной поверхности с разным коэффициентом сцепления под колесами первого и левого борта.

Проходимость транспортного средства в первую очередь зависит от силы тяги, развиваемой на всех колесах, которая определяется из следующего выражения;

Рт G1 р + G2 (р2 + Сз рз + G4 рА , где Gi,G2,G3,G4 - сцепной вес на каждом колесе;

Ф , pi коэффициент сцепления под колесами левого борта;

рз ,(р4 коэффициент сцепления под колесами правого борта.

Для расчета принимаем: GI 62 Сз G/t 5000 Н ( ( 0,6 для асфальтобетоного покрытия рз - (рз - 0,1 для снежного покрова.

Для прототипа, имеющего межколесный простой конический дифференциал в данных условиях движения, коэффициенты сцепления (p( примут значения рз и рз , то есть р - (pi - рз - (рА 0,1, так как симметричный дифференциал во всех условиях работы поровну распределяет крутящий момент между колесами, а сила тяги на колесах ограничивается минимальным коэффициентом сцепления под одним из них. Тогда: РТ1 2000 Н.

Для предлагаемой конструкции, имеющей блокировку дифференциала, характерно равномерное распределение крутящего момента между колесами и отсутствие зависимости силы тяги на колесах от минимального значения коэффициента сцепления. Тогда: РТ2 7000 Н.

Очевидно, что , а следовательно, проходимость транспортного средства с предлагаемой конструкцией раздаточной коробки значительно выше проходимости транспортного средства с раздаточной коробкой прототипа.

5

0

5

0

Формула изобретения

Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе межосевой и межколесный симметричные дифференциалы, валы привода ведущих колес, две конических шестерни, каждая из которых соединена с корпусами указанных дифференциалов, отличающаяся тем, что, с целью повышения проходимости транспортного средства, коническая шестерня меж- колесиого дифференциала соединена с конической шестерней, жестко соединенной че р ез вал с одной из полуосевых шестерен межосевого дифференциала, коническая шестерня которого постоянно сцеплена с конической шестерней, установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной части ступицы корпуса межколесного дифференциала, причем венцы ступиц шестерни, установленной с возможностью свободного вращения, и корпуса межколесного дифференциала вы- полненны с цилиндрическими зубьями, а на шлицах вала привода ведущего колеса размещена блокировочная зубчатая муфта.

Похожие патенты SU1754504A1

название год авторы номер документа
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ 1998
  • Пахомов А.Н.
  • Назаров Д.Н.
RU2163868C2
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лахтюхов Михаил Георгиевич
  • Иванов Василий Александрович
  • Лопотов Вячеслав Александрович
RU2340473C2
ТРАНСМИССИЯ ДВУХОСНОГО ПОЛНОПРИВОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Титов Е.Ф.
RU2123945C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лахтюхов Михаил Георгиевич
  • Иванов Василий Александрович
  • Лопотов Вячеслав Александрович
RU2340472C2
ПРИВОД КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПЕРЕДНИМ И ЗАДНИМ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ 1996
  • Титов Е.Ф.
RU2100218C1
ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ 2001
  • Белокопытов А.Д.
  • Кудряшов Е.М.
  • Лебедев И.А.
  • Буслаев А.Н.
  • Лебедев А.И.
  • Сиротин В.Л.
RU2194628C1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Малыхин М.В.
  • Горев Д.Г.
RU2093374C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Кузнецов В.И.
  • Кузнецов А.И.
  • Королев К.Р.
RU2160192C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 1999
  • Некрасов В.И.
RU2171187C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Драгунов Г.Д.
  • Семендяев К.Н.
RU2171750C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 754 504 A1

Реферат патента 1992 года Раздаточная коробка транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств. Целью изобретения является повышение проходимости транспортного средства. Для этого в раздаточной коробке, содержащей межосепой и межколесный симметричные дифференциалы, валы привода ведущих колес, две конические шестерни, каждая из которых жестко соединена с корпусами названных дифференциалов, выполнено постоянное сцепление конической шестерни межколесного дифференциала с конической шестерней, жестко соединенной через вал с одной из полуосевых шестерен межосевого дифференциала, коническая шестерня которого в свою очередь постоянно сцеплена с конической шестерней, установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной части ступицы корпуса межколесного дифференциала. При этом оконечность этой ступицы и ступицы шестерни, названной последней, изготовлены с цилиндрическими зубчатыми венцами, а на шлицах вала привода ведущего колеса размещена блокировочная зубчатая муфта. 1 ил. (/1 С

Формула изобретения SU 1 754 504 A1

Ш

///

id

JHtMs

ч

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1754504A1

Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1

SU 1 754 504 A1

Авторы

Чирков Вадим Николаевич

Ющенко Владимир Иванович

Даты

1992-08-15Публикация

1990-11-02Подача