Направляющая втулка клапана двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1992 года по МПК F01L3/08 F01M9/10 

Описание патента на изобретение SU1754912A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания стационарных и передвижных установок

Известна направляющая втулка клапана двигателя внутреннего сгорания, содержащая центральное отверстие под стержень клапана двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Недостатком известной направляющей втулки является то, что она не обеспечивает минимальный расход смазочного масла вследствие перетекания масла по зазору между клапаном и втулкой. При ограничении поступления масла в указанный зазор возрастает износ направляющей втулки.

Известна также направляющая втулка, в которой указанный выше недостаток частично устраняется путем выполнения спиральных уплотнительных канавок на поверхности центрального отверстия втулки под стержень клапана с целью ограничения перемещения масла

Недостатком направляющей втулки, принятой за прототип, является то, что она. во-первых, полностью не устраняет расход смаоочного масла через направляющую клапана, во-вторых увеличивает удельное

давление стержня клапана на поверхность направляющей клапана вследствие уменьшения площади этой поверхности. Последнее означает увеличение износа направляющей втулки.

Цель изобретения -уменьшение износа пары трения клапан - втулка и расхода смазочного масла.

Поставленная цель достигается тем, что в направляющей втулке клапана двигателя внутреннего сгорания, содержащей уплот- нительные канавки на поверхности отверстия под стержень югатган аг последние заполнены веществом, представляющим собой продукт нагарообразования в двигателях внутреннего сгорания или близким к нему по химическому составу.

Направляющая втулка выполнена из железографитового сплава. Снабжение направляющей втулки клапана слоем продуктов термического разложения веществ, например нагара, позволяет использовать эти вещества в качестве твердых смазок.

Размещение продуктов термического разложения веществ в канавках на поверхности отверстия под стержень клапана позволяет зафиксировать их на поверхности отверстия под стержень клапана и тем са(Л

С

чд

СЛ

Ю

ND

мым образовать пару трения клапан - твердая смазка - направляющая клапана.

Выполнение корпуса втулки из железо- графитового сплава позволяет получить более надежное и стойкое крепление нагара с материалом из железографита, так как основа в обеих материалах графит.

Клапаны и направляющие втулки нагреваются до высоких температур. Выпускной клапан, например, нагревается до 700- 900°С (на номинальном режиме). В этих условиях масло, попадающее на поверхность трущейся пары клапан - втулка, термически разлагается и оседает на эти поверхности. При заранее подготовительной поверхности, на которую наносятся продукты термического разложения веществ (не только нефтепродуктов), осаждение нагара происходит эффективно и в достаточных количествах. Этот слой нагара непрерывно нарастает и стирается. При стабилизации этого процесса удается получить минимальный зазор между клапаном и втулкой,

Особенно эффективен этот процесс для выпускных клапанов, в которых вследствие избыточного давления в выпускном патрубке происходит выдувание смазочного масла из зазора между клапаном и втулкой перегрев и повышенный износ пары трения клапан - втулка или его заедание и заклинивание. Создание же слоя нагара приводит к эффекту применения твердой смазки в указанной паре трения. Нагар образуется за счет попадания смазочного масла во время запуска и остановки двигателя, а также работы при малых нагрузках. Масло, попадая на заранее подготовленную поверхность, пропитывает эту поверхность и затем термически разлагается, образуя новый слой нагара, стираемый во время работы. При этом нагар не образует каких-либо повреждений на поверхности стержня клапана.

На фиг. 1 показана направляющая втулка клапана, продольное сечение; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.

Устройство состоит из направляющей втулки 1, в которой выполнено отверстие 2 под стержень клапана 3. На внутренней поверхности отверстия 2 выполнены канавки 4, заполненные продуктами 5 термического разложения.

Направляющая втулка клапана работает следующим образом.

Во время перемещения стержня клапана 3 происходит процесс трения между стержнем и продуктами термического разложения 5. Одновременно в зазор между

стержнем клапана 3 и направляющей отул- кой 1 поступает смазочное масло. Первый процесс приводит к истиранию продуктов 5 термического разложения, другой процесс приводит к образованию нового слоя продуктов 5 термического разложения. Оба процесса стабилизируют и минимизируют величину зазора между стержнем клапана 3 и направляющей втулкой 1 при одновременном снижении коэффициента трения и расход смазочного масла, зависящий от величины указанного зазора.

Технические преимущества изобретения следующие. Снижение коэффициента трения вследствие применения в качестве

твердой смазки нагара означает уменьшение износа как направляющей втулки, так и клапана. Уменьшение зазора и его автоматическое восстановление до минимальных значений означает снижение расхода смазонного масла. Появляется возможность как снижения подачи масла для смазки указанной пары трения, так и снижения защитного колпака со стержня клапана, предохраняющего от попадания излишнего количества

масла в зазор между направляющей втулкой и клапаном. Последнее означает уменьшение инерционных сил, приложенных к клапану, и, следовательно, снижение нагрузок и расхода смазочного масла при одновременном уменьшении износа нагруженных деталей механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания.

Формула изобретения

1. Направляющая втулка клапана двигателя внутреннего сгорания содержащая корпус с уплотнительными канавками, выполненными на поверхности отверстия под стержень клапана, отличающаяся тем,

что, с целью уменьшения износа пары трения клапан - втулка и расхода смазочного масла, уплотнительные канавки заполнены веществом, представляющим собой продукт нагарообразования о двигателях внутреннего сгорания или близким к нему по химическому составу.

2. Втулка по п. 1,отличающаяся тем, что корпус ее выполнен из железогра- фитового сплава.

L

A-A

Похожие патенты SU1754912A1

название год авторы номер документа
КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОГО ЖЕЛЕЗА 2022
  • Данилов Павел Геннадьевич
  • Шалунов Евгений Петрович
  • Плотников Владимир Викторович
RU2815808C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО КОМПРЕССОРНОГО МАСЛА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В КОМПРЕССОРАХ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2013
  • Алексашин Анатолий Алексеевич
  • Хурумова Аида Федоровна
  • Дунаев Сергей Васильевич
  • Довгополый Евгений Евгеньевич
  • Кузнецова Мария Васильевна
  • Коновалова Анна Сергеевна
RU2548917C2
Многофункциональная комплексная присадка к топливам 2015
  • Булавин Николай Михайлович
RU2609767C1
Способ получения компрессорного масла 2022
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Гаврилова Ирина Анатольевна
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Карпухин Артем Константинович
  • Димитриева Надежда Владимировна
  • Куликова Ида Аркадьевна
RU2801804C1
КОМПРЕССОРНОЕ МАСЛО 2013
  • Бартко Руслан Владимирович
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Гаврилова Ирина Анатольевна
  • Догадин Олег Борисович
  • Резниченко Ирина Дмитриевна
  • Рудяк Константин Борисович
  • Середа Владимир Васильевич
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Шейкина Наталья Александровна
RU2523010C1
РЕГУЛЯТОР МАСЛА ВО ВСЕРЕЖИМНОЙ СИСТЕМЕ КЛАПАННОГО ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Се Цзунфа
RU2642946C2
Смазочная композиция 1971
  • Эдмунд Джозеф Пиасек
  • Роберт Эдвард Карлл
SU458135A3
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Сергеев В.М.
RU2156361C1
ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННОГО ДИЗЕЛЯ 1991
  • Шеховцов А.Ф.
  • Тринев А.В.
  • Абрамчук Ф.И.
  • Гонтаровский П.П.
RU2005892C1
МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Шьюрков Алексей Федорович
RU2064594C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 754 912 A1

Реферат патента 1992 года Направляющая втулка клапана двигателя внутреннего сгорания

Сущность изобретения: уплотнитель- ные канавки втулки клапана заполнены веществом, представляющим собой продукт нагарообразования в двигателях внутреннего сгорания или близким к нему по химическому составу. Это позволяет уменьшить износ пары трения клапан-втулка и расход смазочного масла. 1з.п, ф-лы, 2 ил

Формула изобретения SU 1 754 912 A1

. Фиг.-i

фиг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1754912A1

Способ измерения времени задержки 1956
  • Несвит Н.Н.
SU114653A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
опублик
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения 1918
  • Р.К. Каблиц
SU1989A1

SU 1 754 912 A1

Авторы

Рафиков Олег Сунгатович

Устюгова Марианна Владимировна

Асхабутдинов Анфас Заязетдинович

Даты

1992-08-15Публикация

1990-07-04Подача