Изобретение относится к машиностронию и может быть использовано в качестве одшипников скольжения в различных тиах машин и механизмов.
Известен подшипник скольжения, соержащий корпус, соосно размещенную в ем втулку и расположенный между ними пругий вкладыш, выполненный в виде свиых в спираль металлической и эластичной олос.
Недостатками известного подшипника вляются сложность изготовления, низкая еплопроводность, отсутствие компенсации износа в трущемся сопряжении, что приводит к увеличению биения вала.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей аз счет возможности изменения внутреннего диаметра,
Сзтой целью корпус подшипника скольжения выполнен из двух частей, соединенных посредством стяжных элементов, а втулка образована витками металлической полосы. Для обеспечения самоустановки внутренняя поверхность корпуса выполнена сферической, априлегающие к ней витки лонты выполнены бочкообразными, плавно переходящими в цилиндрическую форму на внутреннем витке,
На фиг.1 показан подшипник скольжения; на фиг.2 - сечение А-А на фиг,1; на фиг 3 - то же, с бочкообразным вкладышем; на фиг.4 - то же, с исполнением упругого вкладыша из скользкой резины.
Подшипник скольжения содержит корпус,.состоящий из двух частей 1 и 2, металлической полосы 3 и полосы 4 из упругого материала, свернутых в спираль. Внутренний виток металлической полосы 3 образует втулку 5, соосную отверстию корпуса. Обе части корпуса соединены болтами б. Материалами эластичной полосы являются масло - бензостойкая резина, полимеры, композиционные материалы, африкцион- ные эластомеры. Для обеспечения самоустановки подшипника внутренняя поверхность 7 корпуса выполнена сферической, а прилегающий к ней виток 8 спирали выполнен бочкообразным, плавно переходящим в цилиндрическую форму на внутреннем витке, образующем втулку 5 (фиг.З). Радиус наружного витка 8 соответствует радиусу R-I сферы корпуса и меньше радиуса R2 среднего витка. Витки 9 упругого вкладыша деформируются по форме, сопряженной с поверхностью металлических витков. Число витков спирали для цилиндрических под- шипников выбирают до трех, для самоустанавливзющихся сферических до четырех.
С целью снижения трения, улучшения демпфирования и обеспечения самоустановки при цилиндрической внутренней поверхности корпуса полоса 4 из упругого
материала выполняется из африкционных эластомеров - скользкой резины (фиг,4), Ширина С полосы 4 ш (бирается больше ширины С металлической полосы 3 в отношении C/Cj-2-З. Большие значения
соответствуют лучшей самоустанавливае- мости подшипника вследствие увеличения краевой податливости.
Подшипник собирается следующим образом,
Металлическая полоса 3 и полоса 4 из упругого материала, наложенные одна на другую , свиваются в спираль наружный диаметр которой меньше диаметра отверстия корпуса. Цилиндрическая спиральная втулка, удерживаемая от раскручивания, устанавливается во внутреннюю поверхность частей 1 и 2 разъемного корпуса при неплотно затянутых болтах 6 (фиг. 1,2). Затем заводится в отверстие вкладыша шейка вала 10,
и после установки производится окончательная затяжка болтов. Сила затяжки обеспечивает плотную посадку втулки а корпусе, а упругость спирального вкладыша - минимальный зазор в сопряжении с валом.
В случае сферического самоустанавливающегося подшипника установка втулки в корпус производится при Снятой части 2 корпуса. Затем обе части корпуса соединяются болтами б в указанной выше последовательноети.
При работе подшипника износ сопряжения вкладыша с валом постоянно компенсируется упругим поджимом внутреннего витка металлической полосы 3
к трущейся поверхности вала Для устойчивой работы подшипника вращение вала рекомендуется в направлении завивки спирали вкладыша.
Формула изобретения
1 Подшипник скольжения, содержащий корпус, соосно размещенную в нем втулку и расположенный между ними упругий вкладыш, выполненный в виде свитых в спираль
металлической и эластичной полос, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет возможности изменения внутреннего диаметра, корпус выполнен из двух частей,
соединенных посредством стяжных элементов, а втулка образована витками металлической полосы.
2. Подшипник по п. 1,отличающий- с я тем, что, с целью обеспечения самоустэ новки, внутренняя поверхность корпуса выполнена сферической, а прилегающие к ней витки спирали выполнены бочкообразны
ми, плавно переходящими в цилиндрическую форму на внутреннем витке
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВИБРОИЗОЛЯТОР ВТУЛОЧНЫЙ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2611282C1 |
ТРЕХСЛОЙНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1991 |
|
RU2029147C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2651961C1 |
ВИБРОИЗОЛЯТОР ВТУЛОЧНЫЙ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2545142C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2015 |
|
RU2610785C1 |
Опора роликов рабочего рольганга обжимного прокатного стана | 1989 |
|
SU1771843A1 |
Гидростатодинамический подшипник | 1990 |
|
SU1754952A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2086816C1 |
Виброизолятор "двойной колокольчик" (варианты) и способ изготовления его упругогистерезисных элементов из проволочного материала | 2015 |
|
RU2626787C2 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ | 2000 |
|
RU2222724C2 |
А-А
/1-Х
2 1
А-А
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1986-12-01—Подача