Способ проведения крутой траншеи Советский патент 1992 года по МПК E21C41/26 

Описание патента на изобретение SU1758226A1

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способам строительства транспортных галерей на скальных бортах глубоких карьеров.

Известен способ строительства транспортной галереи на скальном борту карьера, включающий формирование ступенчатой полутраншеи и проходку выемок- ниш на конечном борту карьера, срабатывание ступеней и отсыпку горной массы в ниши соответствующего нижеследующего горизонта с последующей ее планировкой и формированием монтажно- транспортной коммуникации.

Такая совокупность операций обеспечивает возможность строительства транспортной галереи на скальном борту глубоких карьеров, но при этом возникает необходимость оставлять насыпи пород под монтажно-транспортные коммуникации а основании крутой полутраншеи в частности в выемках-нишах, пройденных на конечном

борту карьера, под которые требуется выемка значительного обьема вскрыши.

Известен другой способ проведения крутой траншеи, включающий определение контура траншеи на конечном борту карьера, формирование ниш на каждом горизонте, срабатывание пород уступов в контурах траншеи в ниши, планировку насыпей до совпадения с профилем траншеи и формирование транспортных коммуникаций,

Формирование транспортных коммуникаций на трассе, сформированной на спланированных согласно профилю траншеи пород в нишах, обеспечивает возможность строительства транспортной галереи на основании траншеи, однако и в этом случае объемы срабатываемых пород при строительстве траншеи будут весьма велики, так как ширина ее основания с учетом полосы под монтажно-транспортные работы будет излишне большой, что повлечет за собой потери полезного ископаемого под траншеей.

.pfsxzetl VKMCW

Целью изобретения является снижение объема срабатываемых пород при строительстве траншеи путем уменьшения ее основания за счет исключения из основания полосы под монтажно-транспортные работы при снижении потерь полезного ископаемого под траншеей.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу проведения крутой траншеи, включающему определение контура траншеи на конечном борту карьера, формирование ниш на каждом горизонте, срабатывание пород уступов в контурах траншеи в ниши, планировку насыпей до совпадения с профилем траншеи, формирование транспортных коммуникаций, отсыпают насыпи пород на каждом горизонте, примыкают указанные насыпи к контуру траншеи, ниши формируют в этих насыпях, а после планировки пород указанных насыпей с них ведут формирование транспортных коммуникаций, причем с целью снижения потерь полезного ископаемого под траншеей после формирования транспортных коммуникаций срабатывают породу насыпей.

Применение изобретения для строительства транспортных галерей,в частности с крутонаклонными конвейерными подъемниками на погашенных скальных бортах карьеров, обеспечивает снижение объемов вскрышных работ и уменьшение потерь полезного ископаемого под траншеей, так как ее основание будет значительно меньше по ширине по сравнению с традиционными способами строительства,

На фиг, 1 показана ступенчатая полутраншея на конечном борту карьера; на фиг. 2 - формирование ниш; на фиг. 3 - отсыпка горной массы в ниши, ее планировка и формирование монтажно-транспортной коммуникации; на фиг. 4 - строительство транспортной галереи; на фиг. 5 - срабатывание временных насыпей; на фиг. 6 - транспортная галерея в крутой полутраншее на конечном скальном борту карьера.

Способ включает следующие операции: формирование на конечном скальном борту 1 карьера ступенчатой полутраншеи 2; формирование от рабочего борта 3 карьера до ступенчатой полутраншеи 2 из взорванной горной массы соответствующих вышележащих горизонтов по уступам конечного скального борта 1 карьера временных насыпей 4 с оставлением на каждом горизонте между ступенями полутраншеи 2 и насыпями 4 незаполненных ниш 5; срабатывание экскаватором 6 ступеней полутраншеи 2 и отсыпку горной массы 7 в ниши 5 соответствующего нижележащего горизонта; планировку бульдозером 8 горной массы 7 в нишах 5 с формированием на ней монтажно-транспортной коммуникации 9; строительство с монтажно-транспортной

коммуникации 9 в полутраншее 2 транспортной галереи 10; срабатывание временных насыпей 4 вместе с монтажно-транспортной коммуникацией 9 одновременно с погашением рабочего борта 3 карьера.

0 Способ заключается в следующем.

По мере погашения рабоч/ix уступов на конечном скальное зрту карьера формируют ступенчатую полутраншею 2; от рабочего борта 3 карьера по ступенчатой полутран5 шее 2 на взорванной горной массе соответствующих вышележащих горизонтов по уступам конечного скального борта 1 карьера формируют временные насыпи 4 с оставлением на каждом горизонте между

0 ступенями полутраншеи 2 и насыпями 4 незаполненных ниш 5; экскаватором 6 сраба- тывают ступени полутраншеи 2 и отсыпают массу 7 в ниши 5 соответствующего нижележащего горизонта; бульдозе5 ром 8 планируют горную массу 7 в нишах 5 с формированием на ней монтажно- транспортной коммуникации 9; с монтажно-транспортной коммуникации 9 в полутраншее 2 осуществляют строительст0 во транспортной галереи 10; после планировки горной массы 7, отсыпанной в ниши 5, и окончания строительства галереи 10 временные насыпи 4 вместе с мон- тажно-транспорткс Я коммуникацией 9

5 срабатывают одновременно с погашением рабочего борта 3 карьера.

Формирование ниш путем отсыпки временных насыпей из взорванной горной массы соответствующих вышележащих

0 горизонтов позволяет избежать выемки дополнительного объема вскрыши от проходки ниш в уступах конечного борта карьера. Срабатывание временных насыпей вместе с монтажно-транспортной коммуника5 цией после планировки горной массы, отсыпанной в ниши, и окончания строительства галереи уменьшает ширину основания полутраншеи на конечном скальном борту карьера на ширину монтажно-транспорт0 ной коммуникации примерно в три раза. В этом случае под полутраншею с транспортной галереей практически не требуется дополнительный разнос конечного борта карьера и, соответственно, выемка допол5 нительного объема вскрыши при одном и том же объеме добычи полезного ископаемого, Это сокращает затраты на разработку и отвалообразование вскрыши. Сокращаемые объем вскрыши и затраты на его разра- ботку и отвалообразование значительно

превышают объем временных насыпей из взорванной горной массы и затраты на их создание и срабатывание.

Формула изобретения 1. Способ проведения крутой траншеи, включающий определение контура траншеи на конечном борту карьера, формирование ниш на каждом горизонте, срабатывание пород уступов в контурах траншеи в ниши, планировку насыпей до совпадения с профилем траншеи, формирование транспортных коммуникаций, отличающийся тем, что, с целью снижения объема срабатываемых пород при строительстве траншеи

5

путем уменьшения ее основания за счет исключения из основания полосы под монтаж- но-транспортные работы при снижении потерь полезного ископаемого под траншеей, отсыпают насыпи пород на каждом горизонте, примыкают указанные насыпи к контуру траншеи, ниши формируют в этих насыпях, а после планировки пород указанных насыпей с них ведут формирование транспортных коммуникаций

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что, с целью снижения потерь полезного ископаемого под траншеей, после форми- рования транспортных коммуникаций срабатывают породу насыпей.

Похожие патенты SU1758226A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАГОРНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1988
  • Васильев В.В.
  • Фролов А.В.
  • Циглер Е.Н.
  • Цыкунов А.Н.
SU1670983A1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНСПОРТНОЙ ГАЛЕРЕИ НА ПОСТОЯННОМ БОРТУ КАРЬЕРА 1991
  • Берсенев В.А.
  • Фролов А.В.
RU2012809C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ С ВНУТРЕННИМ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕМ 2002
  • Саканцев Г.Г.
RU2246620C2
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1998
  • Курленя М.В.
  • Молотилов С.Г.
  • Ткач Х.Б.
RU2139429C1
Способ открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых 1988
  • Проценко Михаил Михайлович
  • Фурта Алексей Семенович
  • Чурочкин Владимир Николаевич
  • Сериков Вячеслав Константинович
  • Белан Юрий Григорьевич
SU1716140A1
Способ сооружения дробильного пункта в карьере 1983
  • Пашенков Николай Филаретович
SU1105649A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО ЯРУСНОГО ОТВАЛА 2006
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2310077C1
Способ рекультивации карьера внутренним отвальным уступом 1981
  • Дриженко Анатолий Юрьевич
  • Шебеко Виктор Семенович
  • Базарный Валентин Данилович
  • Куц Василий Сидорович
  • Тараненко Андрей Мефодиевич
  • Ястребинский Михаил Александрович
SU1040152A1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2004
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2282721C2
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1997
  • Галкин В.А.
  • Бортников В.П.
  • Гусев Р.М.
  • Гринцов В.А.
  • Ермолаев В.А.
  • Кузнецов В.И.
  • Мурзин А.Л.
RU2148713C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 758 226 A1

Реферат патента 1992 года Способ проведения крутой траншеи

Изобретение может быть использовано при проведении траншеи на борту карьера. Цель изобретения - снижение объема срабатываемых пород при строительстве траншеи путем уменьшения ее основания за счет исключения из основания полосы под мон- тажно-транспортные работы при снижении потерь полезного ископаемого под траншеей. Определяют контур траншеи на конечном борту карьера, формируют на каждом горизонте в уступе ниши, срабатывают породу уступов в контурах траншеи в ниши, планируют насыпи до совпадения с профилем траншеи и формируют на них транспортные коммуникации. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения SU 1 758 226 A1

7

/

2

Фиг./

г

i

-J

ел

-co

со

N5

о

/ Ю 2 9 if

Фиг. 5

1 Ю 2/

Фаг. 6

М$ЩШ УН У1

з /

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1758226A1

Способ проходки траншей 1978
  • Тартаковский Борис Нусимович
  • Млинарич Вадим Викторович
SU706530A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Способ проведения крутой траншеи 1979
  • Тетерин Юрий Анатольевич
SU875039A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 758 226 A1

Авторы

Берсенев Виктор Анатольевич

Даты

1992-08-30Публикация

1990-01-03Подача