Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способам строительства транспортных галерей на скальных бортах глубоких карьеров.
Известен способ строительства транспортной галереи на скальном борту карьера, включающий формирование ступенчатой полутраншеи и проходку выемок- ниш на конечном борту карьера, срабатывание ступеней и отсыпку горной массы в ниши соответствующего нижеследующего горизонта с последующей ее планировкой и формированием монтажно- транспортной коммуникации.
Такая совокупность операций обеспечивает возможность строительства транспортной галереи на скальном борту глубоких карьеров, но при этом возникает необходимость оставлять насыпи пород под монтажно-транспортные коммуникации а основании крутой полутраншеи в частности в выемках-нишах, пройденных на конечном
борту карьера, под которые требуется выемка значительного обьема вскрыши.
Известен другой способ проведения крутой траншеи, включающий определение контура траншеи на конечном борту карьера, формирование ниш на каждом горизонте, срабатывание пород уступов в контурах траншеи в ниши, планировку насыпей до совпадения с профилем траншеи и формирование транспортных коммуникаций,
Формирование транспортных коммуникаций на трассе, сформированной на спланированных согласно профилю траншеи пород в нишах, обеспечивает возможность строительства транспортной галереи на основании траншеи, однако и в этом случае объемы срабатываемых пород при строительстве траншеи будут весьма велики, так как ширина ее основания с учетом полосы под монтажно-транспортные работы будет излишне большой, что повлечет за собой потери полезного ископаемого под траншеей.
.pfsxzetl VKMCW
Целью изобретения является снижение объема срабатываемых пород при строительстве траншеи путем уменьшения ее основания за счет исключения из основания полосы под монтажно-транспортные работы при снижении потерь полезного ископаемого под траншеей.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу проведения крутой траншеи, включающему определение контура траншеи на конечном борту карьера, формирование ниш на каждом горизонте, срабатывание пород уступов в контурах траншеи в ниши, планировку насыпей до совпадения с профилем траншеи, формирование транспортных коммуникаций, отсыпают насыпи пород на каждом горизонте, примыкают указанные насыпи к контуру траншеи, ниши формируют в этих насыпях, а после планировки пород указанных насыпей с них ведут формирование транспортных коммуникаций, причем с целью снижения потерь полезного ископаемого под траншеей после формирования транспортных коммуникаций срабатывают породу насыпей.
Применение изобретения для строительства транспортных галерей,в частности с крутонаклонными конвейерными подъемниками на погашенных скальных бортах карьеров, обеспечивает снижение объемов вскрышных работ и уменьшение потерь полезного ископаемого под траншеей, так как ее основание будет значительно меньше по ширине по сравнению с традиционными способами строительства,
На фиг, 1 показана ступенчатая полутраншея на конечном борту карьера; на фиг. 2 - формирование ниш; на фиг. 3 - отсыпка горной массы в ниши, ее планировка и формирование монтажно-транспортной коммуникации; на фиг. 4 - строительство транспортной галереи; на фиг. 5 - срабатывание временных насыпей; на фиг. 6 - транспортная галерея в крутой полутраншее на конечном скальном борту карьера.
Способ включает следующие операции: формирование на конечном скальном борту 1 карьера ступенчатой полутраншеи 2; формирование от рабочего борта 3 карьера до ступенчатой полутраншеи 2 из взорванной горной массы соответствующих вышележащих горизонтов по уступам конечного скального борта 1 карьера временных насыпей 4 с оставлением на каждом горизонте между ступенями полутраншеи 2 и насыпями 4 незаполненных ниш 5; срабатывание экскаватором 6 ступеней полутраншеи 2 и отсыпку горной массы 7 в ниши 5 соответствующего нижележащего горизонта; планировку бульдозером 8 горной массы 7 в нишах 5 с формированием на ней монтажно-транспортной коммуникации 9; строительство с монтажно-транспортной
коммуникации 9 в полутраншее 2 транспортной галереи 10; срабатывание временных насыпей 4 вместе с монтажно-транспортной коммуникацией 9 одновременно с погашением рабочего борта 3 карьера.
0 Способ заключается в следующем.
По мере погашения рабоч/ix уступов на конечном скальное зрту карьера формируют ступенчатую полутраншею 2; от рабочего борта 3 карьера по ступенчатой полутран5 шее 2 на взорванной горной массе соответствующих вышележащих горизонтов по уступам конечного скального борта 1 карьера формируют временные насыпи 4 с оставлением на каждом горизонте между
0 ступенями полутраншеи 2 и насыпями 4 незаполненных ниш 5; экскаватором 6 сраба- тывают ступени полутраншеи 2 и отсыпают массу 7 в ниши 5 соответствующего нижележащего горизонта; бульдозе5 ром 8 планируют горную массу 7 в нишах 5 с формированием на ней монтажно- транспортной коммуникации 9; с монтажно-транспортной коммуникации 9 в полутраншее 2 осуществляют строительст0 во транспортной галереи 10; после планировки горной массы 7, отсыпанной в ниши 5, и окончания строительства галереи 10 временные насыпи 4 вместе с мон- тажно-транспорткс Я коммуникацией 9
5 срабатывают одновременно с погашением рабочего борта 3 карьера.
Формирование ниш путем отсыпки временных насыпей из взорванной горной массы соответствующих вышележащих
0 горизонтов позволяет избежать выемки дополнительного объема вскрыши от проходки ниш в уступах конечного борта карьера. Срабатывание временных насыпей вместе с монтажно-транспортной коммуника5 цией после планировки горной массы, отсыпанной в ниши, и окончания строительства галереи уменьшает ширину основания полутраншеи на конечном скальном борту карьера на ширину монтажно-транспорт0 ной коммуникации примерно в три раза. В этом случае под полутраншею с транспортной галереей практически не требуется дополнительный разнос конечного борта карьера и, соответственно, выемка допол5 нительного объема вскрыши при одном и том же объеме добычи полезного ископаемого, Это сокращает затраты на разработку и отвалообразование вскрыши. Сокращаемые объем вскрыши и затраты на его разра- ботку и отвалообразование значительно
превышают объем временных насыпей из взорванной горной массы и затраты на их создание и срабатывание.
Формула изобретения 1. Способ проведения крутой траншеи, включающий определение контура траншеи на конечном борту карьера, формирование ниш на каждом горизонте, срабатывание пород уступов в контурах траншеи в ниши, планировку насыпей до совпадения с профилем траншеи, формирование транспортных коммуникаций, отличающийся тем, что, с целью снижения объема срабатываемых пород при строительстве траншеи
5
путем уменьшения ее основания за счет исключения из основания полосы под монтаж- но-транспортные работы при снижении потерь полезного ископаемого под траншеей, отсыпают насыпи пород на каждом горизонте, примыкают указанные насыпи к контуру траншеи, ниши формируют в этих насыпях, а после планировки пород указанных насыпей с них ведут формирование транспортных коммуникаций
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что, с целью снижения потерь полезного ископаемого под траншеей, после форми- рования транспортных коммуникаций срабатывают породу насыпей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАГОРНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1988 |
|
SU1670983A1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНСПОРТНОЙ ГАЛЕРЕИ НА ПОСТОЯННОМ БОРТУ КАРЬЕРА | 1991 |
|
RU2012809C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ С ВНУТРЕННИМ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕМ | 2002 |
|
RU2246620C2 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2139429C1 |
Способ открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых | 1988 |
|
SU1716140A1 |
Способ сооружения дробильного пункта в карьере | 1983 |
|
SU1105649A1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО ЯРУСНОГО ОТВАЛА | 2006 |
|
RU2310077C1 |
Способ рекультивации карьера внутренним отвальным уступом | 1981 |
|
SU1040152A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2004 |
|
RU2282721C2 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1997 |
|
RU2148713C1 |
Изобретение может быть использовано при проведении траншеи на борту карьера. Цель изобретения - снижение объема срабатываемых пород при строительстве траншеи путем уменьшения ее основания за счет исключения из основания полосы под мон- тажно-транспортные работы при снижении потерь полезного ископаемого под траншеей. Определяют контур траншеи на конечном борту карьера, формируют на каждом горизонте в уступе ниши, срабатывают породу уступов в контурах траншеи в ниши, планируют насыпи до совпадения с профилем траншеи и формируют на них транспортные коммуникации. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
7
/
2
Фиг./
г
i
-J
ел
-co
со
N5
о
/ Ю 2 9 if
Фиг. 5
1 Ю 2/
Фаг. 6
М$ЩШ УН У1
з /
Способ проходки траншей | 1978 |
|
SU706530A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Способ проведения крутой траншеи | 1979 |
|
SU875039A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1992-08-30—Публикация
1990-01-03—Подача