Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано в механизме газораспределения двигателя.
Известен выпускной клапан, состоящий из стержня и тарелки, содержащей посадочную фаску, выполняемую в форме кольцевой конической поверхности, с помощью которой осуществляется сопряжение с такой же посадочной фаской седла клапана.
Недостатком известного выпускного клапана является низкая надежность работы из-за частых нарушений газоплотности сопряжения с седлом клапана.
Известен выпускной клапан, у которого посадочная фаска состоит из двух конических поверхностей, пересекающихся между собой на середине фаски, а угол конуса фаски седла по всей высоте сохраняется постоянным. При сопряжении такой фаски клапана с фаской седла создается кольцевой кромочный контакт , который через несколько минут приработки, после пуска нового двигателя в результате возникновения высоких контактных нагрузок и об- сусловленного этим пластического деформирования материала формируется в посадочную фаску, соответствующую конической форме посадочной фаски седла клапана.
Однако сформированная при кратковременных начальных условиях работы двигателя поверхность сопряжения выпускного клапана и седла в других условиях эксплуатации, отличающихся от начальных, не будет оптимальной, обеспечивающей надежное и долговечное газоплотное взаимодействие, что объясняется следующим.
Одной из причин нарушения плотности сопряжения выпускного клапана и седла является неодинаковая степень нагрева этих деталей рабочими газами, обуславливающая разную степень теплового деформирования и перемещения посадочных фасок относительно друг друга. При этом тарелка клапана вследствие теплообмена с менее нагретыми стержнем и седлом нагревается неравномерно в осевом и радиальном направлениях. Неравномерный нагрев тарелки клапана в осевом направлении вызывает меридиональный ее изгиб, обуславливающий возникновение сопряжения с посадочной поверхностью седла в виде кольцевого кромочного контакта. В частности, такой характер сопряжения возникает при установке клапана с перекосом относительно оси сопряжения. Известно, что посадка клапана с перекосом сопровождается прорывом рабочих газов по линии кольцевого кромочного контакта, что обуславливает повышение температуры и выгорание металла фасок, интенсивное изнашивание их поверхностей продуктами сгорания топлива, возникновение трещин в зоне контакта фасок и другие дефекты.
Наиболее близким к предлагаемому является выпускной клапан, у которого посадочная фаска тарелки клапана и
0 соответствующая посадочная поверхность седла ориентированы под углом к продольной оси клапана и образованы дугами окружностей разных радиусов, причем центры радиусов контактируемых поверхностей
5 расположены по разные стороны от соприкасающейся плоскости.
Однако известный выпускной клапан характеризуется недостаточной надежностью работы клапана из-за повышения кон0 тактных напряжений, обусловленных малой площадью принятого вида сопряжения фаски клапана и посадочной поверхности седла.
Целью изобретения является повыше5 ние надежности и долговечности выпускного клапана за счет обеспечения газоплотности сопряжения с седлом.
Поставленная цель достигается тем, что в выпускном клапане, содержащем стер0 жень, плавно переходящий втарелку, снабженную посадочной фаской, контактирующей с посадочной поверхностью седла, посадочные фаски клапана и седла образованы дугами окружностей разных радиусов, при
5 этом центры радиусов дуг фаски и посадочной поверхности седла расположены на одной прямой, проходящей через ось клапана и по одну сторону от оси и поверхности контакта и выполнены в соответствии с со0 отношением
Rk(0,91...0,95)Rc, где Rk - радиус дуги фаски клапана;
Re радиус дуги посадочной поверхности седла.
5 На чертеже изображен выпускной клапан в сопряжении с седлом, общий вид.
Выпускной клапан содержит стержень 1, тарелку 2 и посадочную фаску 3. При этом посадочная фаска 3 и взаимодействующая с
0 ней посадочная поверхность 4 седла 5 образованы дугами окружностей разных радиусов. Центры радиусов дуг фаски 3 и посадочной поверхности 4 расположены на одной прямой и по одну сторону от оси кла5 пана.
Газоплотность сопряжения выпускного клапана с седлом обеспечивается слудую- щим образом. При-работе двигателя тарелка клапана вследствие теплообмена с менее нагретым стержнем лл седлом нагревается
неравномерно в осевом и радиальном направлениях. Возникающие при этом осевые и радиальная составляющие тепловой деформации обуславливают меридиональный поворот фаски 3 относительно посадоч- ной поверхности 4 и смещение фаски 3 вдоль посадочной поверхности 4 в сторону больших диаметров. Выполнение посадочной фаски 3 и посадочной поверхности 4 в виде дуг окружностей разных радиусов с расположением центров радиусов дуг окружностей по одну сторону от оси клапана и поверхности контакта и на одной прямой, проходящей через эту ось, создает условия для взаимодействия по кольцевым поверх- ностям шириной I, что обеспечивает надежное газоплотное сопряжение.
Соотношение радиусов дуг окружностей фаски 3 и посадочной поверхности 4 составляет Rk(0-91---095)Rc. Превышение верхнего предела указанного соотношения приводит к снижению газоплотности сопряжения, так как происходит трансформация предлагаемого сопряжения в известные конические, а понижение нижнего предела - к уменьшению поверхности сопряжения, что обусловливает рост уровня контактных напряжений и снижение надежности работы клапана.
Экспериментальные исследования выпускного клапана на работающем двигателе показали, что предлагаемый выпускной клапан обеспечивает большую надежность газоплотности сопряжения с седлом и позволяет за счет этого в 2-3 раза увеличить долговечность работы клапана и повысить ресурс двигателя в целом.
Формула изобретения
Выпускной клапан для двигателя внутреннего сгорания, содержащий стержень, плавно переходящий в тарелку клапана, снабженную посадочной фаской, контактирующей с посадочной поверхностью седла, причем фаска и соответствующая ей посадочная поверхность седла образованы дугами окружностей разных радиусов, о т л и ч а- ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, центры радиусов дуг окружностей фаски и посадочной поверхности седла лежат на одной прямой, проходящей через ось клапана и по одну сторону от оси и поверхности контакта, и выполнены в соответствии с соотношением
Rk (0,91...0,95) Re. где Rk - радиус дуги фаски клапана;
RC - радиус дуги посадочной поверхности седла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двигатель внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1682615A1 |
КЛАПАННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2367800C1 |
ВПУСКНОЙ КЛАПАН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2016 |
|
RU2656080C1 |
САМОДЕЙСТВУЮЩИЙ КЛАПАН | 2003 |
|
RU2244186C2 |
КЛАПАН | 1973 |
|
SU376622A1 |
Зубчатое зацепление винтовой ма-шиНы | 1979 |
|
SU844820A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2500907C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2032820C1 |
СПОСОБ СОПРЯЖЕНИЯ КЛАПАН-СЕДЛО И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2266410C1 |
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2117801C1 |
Сущность: клапан содержит стержень 1, тарелку 2 и посадочную фаску 3, контактирующую с нэсадочной поверхностью 4 седла 5. Фаска 3 и поверхность 4 образованы дугами окружностей разных радиусов, центры которых лежат на одной прямой, проходящей через ось клапана и по одну Сторону от оси и поверхности контакта, и выполнены в соответствии с соотношением Rk(91...0,95) Rc, где Rk - радиус дуги фаски клапана; Rc - радиус дуги посадочной поверхности седла 1 ил. Ё VI сл 00 hO Јь О
Двигатели внутреннего сгорания | |||
Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей/Под ред | |||
А.С.Орлина, М.Г.Круглова | |||
М.: Машиностроение, 1984, с.384, Патент ФРГ Ns 3639147, кл.Р 01 L 3/20, опублик | |||
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель | 1917 |
|
SU1986A1 |
ВИБРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТДЕЛОЧНО-УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ | 2013 |
|
RU2545860C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Авторы
Даты
1992-08-30—Публикация
1990-03-07—Подача