Предлагаемая топливная композиция относится к высокооктановым автобензинам и может быть использована на предприятиях нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности.
Известна топливная композиция, содержащая риформат жесткого режима с содержанием ароматических углеводородов 60-70 мае. %, алкилат (продукты алкилирования изо- парафиновых олефиновыми углеводородами в присутствии кислот, например H2S04) и толуол в массовом соотношении 60:20:15.
Недостатками известной композиции являются высокая себестоимость автобензина из-за высокой (150 руб/т) стоимости нефтяного толуола и высокое содержание ароматических углеводородов. При содержании в готовом топливе дорогостоящих добавок 35% и риформата 65% при его средней себестоимости 60 руб/т себестоимость готового топлива АИ-93 составит 91,5 руб/т. Содержание ароматических углеводородов составит 57 мае. %.
Известна топливная композиция, которая используется в качестве неэтилированного автобензина АИ-93, содержащая риформат жесткого режима с содержанием ароматических углеводородов 60-70 мас.%, алкилат и толуол в массовом соотношении 70:26:4.
Недостатками этой топливной композиции являются ее высокая себестоимость (87 руб/т), низкое качество за счет высокого содержания ароматических углеводородов (53 мас.%) и низкого октанового числа (93 п. по м.м.).
Наиболее близкой к изобретению является топливная композиция, используемая в качестве высокооктанового неэтилированного автобензина АИ-93 с низким содержанием бензола и способ ее получения путем разделения риформата жесткого режима с содержанием ароматических углеводородов 60-70 мас.%, с выделением фракций НК-70°С и 140°С-КК. смешением последних с алкилатом и толуолом в массовом соотношении 40,5:40,5:17:2.
Нед остатком топливной композиции является низкое качество по антидетонационной характеристике (октановое число 93 п. по м.м.).
Ј
VI
сл
Ю 00
сл
00
Цель изобретения - повышение октанового числа топливной композиции и расширение сырьевой базы.
Цель достигается следующим составом топливной композиции, мас.%:
Легкая фракция продуктов каталитического риформинга 20-30
Тяжелая фракция продуктов
каталитического риформинга 38-45
Алкилбензин15-25
Бензин риформинга5-20
При этом легкая фракция продуктов ри- фоминга выкипает в интервале НК-(58- 62)°С и содержит 0,5-2,5 мас.% н-гексана, а тяжелая фракция продуктов риформинга выкипает при температуре 105°С-КК.
Отличительными признаками являются содержание н-Се в легкой фракции продуктов риформинга, пределы кипения тяжелой фракции продуктов риформинга, введение в состав композиции продуктов риформинга и состав композиции.
Приготовление предлагаемой топливной композиции осуществляется следующим образом.
Исходные продукты риформинга жесткого режима подвергают ректификации на двух последовательно соединенных колоннах, отбирают легкую фракцию, выкипающую в интервале НК-(58-62)°С и 105°С-КК. Полученные фракции, алкибензин и бензин риформинга смешивают в соотношении, мае. %: (20-30):(38-45):(15-25):(5-20).
В результате получают топливную композицию с октановым числом не ниже 9бп. по исследовательскому методу, с содержанием ароматических углеводородов менее 50 мас.%; в т.ч. бензола менее 1 мас.%, и удовлетворяющую требованиям ТУ 38.001165-87 на бензины автомобильные экспортные.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1. Компоненты (фр. НК-62°С и 105°С-КК) готовят следующим образом. Исходные продукты риформинга качества, приведенного в табл. 1, подвергают ректификации в системе двух последовательно соединенных колонн. Условия 1-й колонны: температура верха 78°С, низа 150°С, давление 0,8 МПа, флегмовое число 4, число тарелок 60. Сверху отбирают фракцию НК-62°С качества, приведенного в табл. 1. Кубовый продукт разгоняют во 2-й колонне при условиях: температура верха 105°С, низа 200°С, флегмовое число 4,5, давление 0.15 МПа, число тарелок 60. Снизу отбирают фракцию 105°С, сверху - фракцию 62-105°С. Фракции НК-62°С, 105°С-КК, алкилбензин и бензин риформинга смешивают в массовом
соотношении 25:43:20:12 и получают композицию качества и себестоимости, приведенных в табл. 6.
Пример 2. Композицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 20:38:25:17. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.
Пример 3. Композицию готовят по 0 примеру 1 при массовом соотношении 20:45:25:10. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.
Пример 4. Композицию готовят по 5 примеру 1 при массовом соотношении 23:42:15:20. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.
Пример 5. Композицию готовят по 0 примеру 1 при массовом соотношении 30:45:20:5. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.
Пример 6. Композицию готовят по 5 примеру 1 при соотношении компонентов 27:38:25:10. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.
Пример 7. Топливную композицию 0 готовят следующим образом. Исходные продукты риформинга качества, приведенного в табл. 2, подвергают ректификации в системе двух последовательно соединенных колонн. Условия 1-й колонны: темпера- 5 тура верха 70°С, низа 150°С, давление 0,8 МПа, флегмовое число 4, число тарелок 60. Сверху отбирают фракцию НК-58°С качества, приведенного ниже. Кубовый продукт разгоняют во 2-й колонне при условиях: тем- 0 пература верха 105°С,низа 180°С, давление 0,15 МПа, флегмовое число 4,5, число тарелок 60. Снизу отбирают фракцию 105°С-КК качества, приведенного в табл. 2.
Фракции НК-58°С, 105°С-КК. алкил- 5 бензин и бензин риформинга смешивают в массовом соотношении 23:44:15:18. Получают композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.
Пример 8. Композиция представляет 0 собой смесь фракций НК-62°С, 105°С-КК, алкилбензина и бензина риформинга в массовом соотношении 25:40:15:20.
Фракции НК-62°С и 105°С-КК готовят по примеру 1, но бензин риформинга имеет 5 качественные показатели, приведенные в табл. 3.
Получают композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6, Пример 9. Композицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 30:38:25:7, причем содержание н- гексана в легкой фракции продуктов каталитического риформинга 0,5 мас.%. Получают композицию качества, указанного в табл.. 6.
Пример 10 (сравнительный). Комло- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 15:45:20:20. Получают композицию качества, указанного в табл. 6.
Пример 11 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 35:38:22:5, Получают топливную композицию качества, указанного в табл. 6.
Пример 12 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 20:50:15:15. Получают композицию качества, указанного в табл. 6.
Пример 13 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 25:45:10:20. Получают композицию качества, представленного в табл. 6.
Пример 14 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 20:38:30:12. Получают композицию качества, указанного в табл. 6.
Пример 15 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 28:45:25:2. Получают композицию, качество которой указано в табл. 6.
Пример 16 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 25:40:10:25, Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.
Пример 17 (сравнительный). Композиция представляет собой смесь фракций НК-62°С и 100°С-КК, продуктов алкилиро- вания и исходных продуктов риформинга в массовом соотношении 25:40:15:20.
Фракции НК-62°С и 100°С-КК получают следующим образом.
Исходные продукты риформинга качества, указанного в табл. 4, подвергают ректификации в системе двух последовательно соединенных колонн. Условия 1-й колонны: температура верха 78°С, низа 150°С, давле- ние 0,85 МПа, флегмовое число 4, число тарелок 60. Сверху отбирают фракцию НК-62°С качества, представленного в табл. 4. Кубовый продукт разгоняют на 2-й колонне при условии: температура верха 100°С, низа 200°С, флегмовое число 4,5, давление 0,15 МПа, число тарелок 60. Снизу отбирают фракцию ЮО°С-КК качества, приведенного ниже, сверху - фракцию 62 - 100°С.
Получают композицию качества, приведенного в табл. 6.
Пример 18 (сравнительный). Композиция представляет собой смесь легкой фракции, тяжелой фракции, продуктов алки- лирования и исходных продуктов риформинга в массовом соотношении 25:40:15:20. При этом отбирают легкую фракцию с пределами кипения НК-66°С, которая содержит н-гексана 4 мас.% и имеет октановое число 77 п. (м.м.).
Получают композицию качества, указанного в табл. 6.
П р -и мер 19 (сравнительный). Топливную композицию готовят по примеру 1 при соотношении компонентов 30:35:25:10. Характеристика полученной композиции приведена в табл. 6.
Пример 20 (прототип). Композиция представляет собой смесь фракции НК- 70°С, 140°С-КК, продуктов алкилирования и толуола в массовом соотношении 40,5:40,5:17:2.
Фракции НК-70°С и 140°С-КК готовят по примеру 1, но температура верха 1-й колонны 80°С, температура верха 2-й колонны 140°С. Качество фракций НК-70°С и 140°С- КК приведено в табл. 5.
Характеристика полученной композиции приведена в табл. 6.
Данные табл. 6 подтверждают, что предлагаемая топливная композиция позволяет получать бензин автомобильный экспортный с о.ч.(и.м.) не ниже 96.
Как следует из сопоставления примеров 1-9 и 10-19, этот эффект достигается лишь в определенном диапазоне изменения соотношений компонентов в композиции.
При увеличении доли фракции НК-(58- 62°С) при использовании фракции с содержанием н-гексана более 2,5 мас.% или снижении доли фракции 105°С-КК получаемая топливная композиция не удовлетворяет требованиям стандарта по октановым характеристикам. При снижении доли фракции НК-(58-62°С), алкилбензина или увеличении доли бензина риформинга получают топливные композиции, не удовлетворяющие перспективным требованиям к экологически чистым бензинам по содержанию ароматических углеводородов.
Формула изобретения
Топливная композиция, содержащая бензин риформинга и алкилбензин, отличающаяся тем, что, с целью повышения октанового числа композиции и расширения сырьевой базы, композиция дополнительно содержит легкую фракцию каталитического риформинга, выкипающую в интервале 58-62°С - начало кипения, содержащую 0,5-2,5 мас.% н-гексана, и тяжелую
фракцию каталитического риформинга, выкипающую в интервале 105°С - конец кипения, при следующем соотношении компонентов, мае. %:
Легкая фракция каталитического риформинга20-30 Тяжелая фракция каталитического риформинга -38-45 Алкилбензин15-25 Бензин риформинга5-20.
Таблиц а 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Б-100/130 | 2014 |
|
RU2574034C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Б95/130 | 2014 |
|
RU2556692C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА Б-92/115 | 2015 |
|
RU2613087C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА | 2013 |
|
RU2530901C1 |
Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина | 2022 |
|
RU2802183C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА | 2015 |
|
RU2569311C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1991 |
|
RU2070218C1 |
КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА ДЛЯ КАРБЮРАТОРНЫХ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2015 |
|
RU2581829C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2002 |
|
RU2212432C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1999 |
|
RU2146275C1 |
Использование: предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Сущность изобретения: топливная композиция содержит легкую фракцию каталитического риформинга, выкипающую в интервале НК - 58-62°С, содержащую 0,5-2,5% гексана, 20-30%; тяжелую фракцию каталитического крекинга, выкипающую в интервале 105°С- КК, 38-45%; алкил- бензин 15-25%, бензин риформинга 5-20. 4 табл.
Т а 6 л и ц а 2
ТаблицаЗ
Таблица
Таблицаб
Содержание н-Cf в легкой фракции, нас.:
Фракционный состав, С:
Продолжение табл.5
Таблица 6
1-Я
.8
1,0
O.S
Нефтепереработка и нефтехимия, 1984, № 1, с | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1992-09-07—Публикация
1989-12-25—Подача