Топливная композиция Советский патент 1992 года по МПК C10L1/04 

Описание патента на изобретение SU1759858A1

Предлагаемая топливная композиция относится к высокооктановым автобензинам и может быть использована на предприятиях нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности.

Известна топливная композиция, содержащая риформат жесткого режима с содержанием ароматических углеводородов 60-70 мае. %, алкилат (продукты алкилирования изо- парафиновых олефиновыми углеводородами в присутствии кислот, например H2S04) и толуол в массовом соотношении 60:20:15.

Недостатками известной композиции являются высокая себестоимость автобензина из-за высокой (150 руб/т) стоимости нефтяного толуола и высокое содержание ароматических углеводородов. При содержании в готовом топливе дорогостоящих добавок 35% и риформата 65% при его средней себестоимости 60 руб/т себестоимость готового топлива АИ-93 составит 91,5 руб/т. Содержание ароматических углеводородов составит 57 мае. %.

Известна топливная композиция, которая используется в качестве неэтилированного автобензина АИ-93, содержащая риформат жесткого режима с содержанием ароматических углеводородов 60-70 мас.%, алкилат и толуол в массовом соотношении 70:26:4.

Недостатками этой топливной композиции являются ее высокая себестоимость (87 руб/т), низкое качество за счет высокого содержания ароматических углеводородов (53 мас.%) и низкого октанового числа (93 п. по м.м.).

Наиболее близкой к изобретению является топливная композиция, используемая в качестве высокооктанового неэтилированного автобензина АИ-93 с низким содержанием бензола и способ ее получения путем разделения риформата жесткого режима с содержанием ароматических углеводородов 60-70 мас.%, с выделением фракций НК-70°С и 140°С-КК. смешением последних с алкилатом и толуолом в массовом соотношении 40,5:40,5:17:2.

Нед остатком топливной композиции является низкое качество по антидетонационной характеристике (октановое число 93 п. по м.м.).

Ј

VI

сл

Ю 00

сл

00

Цель изобретения - повышение октанового числа топливной композиции и расширение сырьевой базы.

Цель достигается следующим составом топливной композиции, мас.%:

Легкая фракция продуктов каталитического риформинга 20-30

Тяжелая фракция продуктов

каталитического риформинга 38-45

Алкилбензин15-25

Бензин риформинга5-20

При этом легкая фракция продуктов ри- фоминга выкипает в интервале НК-(58- 62)°С и содержит 0,5-2,5 мас.% н-гексана, а тяжелая фракция продуктов риформинга выкипает при температуре 105°С-КК.

Отличительными признаками являются содержание н-Се в легкой фракции продуктов риформинга, пределы кипения тяжелой фракции продуктов риформинга, введение в состав композиции продуктов риформинга и состав композиции.

Приготовление предлагаемой топливной композиции осуществляется следующим образом.

Исходные продукты риформинга жесткого режима подвергают ректификации на двух последовательно соединенных колоннах, отбирают легкую фракцию, выкипающую в интервале НК-(58-62)°С и 105°С-КК. Полученные фракции, алкибензин и бензин риформинга смешивают в соотношении, мае. %: (20-30):(38-45):(15-25):(5-20).

В результате получают топливную композицию с октановым числом не ниже 9бп. по исследовательскому методу, с содержанием ароматических углеводородов менее 50 мас.%; в т.ч. бензола менее 1 мас.%, и удовлетворяющую требованиям ТУ 38.001165-87 на бензины автомобильные экспортные.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Компоненты (фр. НК-62°С и 105°С-КК) готовят следующим образом. Исходные продукты риформинга качества, приведенного в табл. 1, подвергают ректификации в системе двух последовательно соединенных колонн. Условия 1-й колонны: температура верха 78°С, низа 150°С, давление 0,8 МПа, флегмовое число 4, число тарелок 60. Сверху отбирают фракцию НК-62°С качества, приведенного в табл. 1. Кубовый продукт разгоняют во 2-й колонне при условиях: температура верха 105°С, низа 200°С, флегмовое число 4,5, давление 0.15 МПа, число тарелок 60. Снизу отбирают фракцию 105°С, сверху - фракцию 62-105°С. Фракции НК-62°С, 105°С-КК, алкилбензин и бензин риформинга смешивают в массовом

соотношении 25:43:20:12 и получают композицию качества и себестоимости, приведенных в табл. 6.

Пример 2. Композицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 20:38:25:17. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.

Пример 3. Композицию готовят по 0 примеру 1 при массовом соотношении 20:45:25:10. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.

Пример 4. Композицию готовят по 5 примеру 1 при массовом соотношении 23:42:15:20. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.

Пример 5. Композицию готовят по 0 примеру 1 при массовом соотношении 30:45:20:5. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.

Пример 6. Композицию готовят по 5 примеру 1 при соотношении компонентов 27:38:25:10. Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.

Пример 7. Топливную композицию 0 готовят следующим образом. Исходные продукты риформинга качества, приведенного в табл. 2, подвергают ректификации в системе двух последовательно соединенных колонн. Условия 1-й колонны: темпера- 5 тура верха 70°С, низа 150°С, давление 0,8 МПа, флегмовое число 4, число тарелок 60. Сверху отбирают фракцию НК-58°С качества, приведенного ниже. Кубовый продукт разгоняют во 2-й колонне при условиях: тем- 0 пература верха 105°С,низа 180°С, давление 0,15 МПа, флегмовое число 4,5, число тарелок 60. Снизу отбирают фракцию 105°С-КК качества, приведенного в табл. 2.

Фракции НК-58°С, 105°С-КК. алкил- 5 бензин и бензин риформинга смешивают в массовом соотношении 23:44:15:18. Получают композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.

Пример 8. Композиция представляет 0 собой смесь фракций НК-62°С, 105°С-КК, алкилбензина и бензина риформинга в массовом соотношении 25:40:15:20.

Фракции НК-62°С и 105°С-КК готовят по примеру 1, но бензин риформинга имеет 5 качественные показатели, приведенные в табл. 3.

Получают композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6, Пример 9. Композицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 30:38:25:7, причем содержание н- гексана в легкой фракции продуктов каталитического риформинга 0,5 мас.%. Получают композицию качества, указанного в табл.. 6.

Пример 10 (сравнительный). Комло- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 15:45:20:20. Получают композицию качества, указанного в табл. 6.

Пример 11 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 35:38:22:5, Получают топливную композицию качества, указанного в табл. 6.

Пример 12 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 20:50:15:15. Получают композицию качества, указанного в табл. 6.

Пример 13 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 25:45:10:20. Получают композицию качества, представленного в табл. 6.

Пример 14 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 20:38:30:12. Получают композицию качества, указанного в табл. 6.

Пример 15 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 28:45:25:2. Получают композицию, качество которой указано в табл. 6.

Пример 16 (сравнительный). Компо- зицию готовят по примеру 1 при массовом соотношении компонентов 25:40:10:25, Получают топливную композицию качества и себестоимости, указанных в табл. 6.

Пример 17 (сравнительный). Композиция представляет собой смесь фракций НК-62°С и 100°С-КК, продуктов алкилиро- вания и исходных продуктов риформинга в массовом соотношении 25:40:15:20.

Фракции НК-62°С и 100°С-КК получают следующим образом.

Исходные продукты риформинга качества, указанного в табл. 4, подвергают ректификации в системе двух последовательно соединенных колонн. Условия 1-й колонны: температура верха 78°С, низа 150°С, давле- ние 0,85 МПа, флегмовое число 4, число тарелок 60. Сверху отбирают фракцию НК-62°С качества, представленного в табл. 4. Кубовый продукт разгоняют на 2-й колонне при условии: температура верха 100°С, низа 200°С, флегмовое число 4,5, давление 0,15 МПа, число тарелок 60. Снизу отбирают фракцию ЮО°С-КК качества, приведенного ниже, сверху - фракцию 62 - 100°С.

Получают композицию качества, приведенного в табл. 6.

Пример 18 (сравнительный). Композиция представляет собой смесь легкой фракции, тяжелой фракции, продуктов алки- лирования и исходных продуктов риформинга в массовом соотношении 25:40:15:20. При этом отбирают легкую фракцию с пределами кипения НК-66°С, которая содержит н-гексана 4 мас.% и имеет октановое число 77 п. (м.м.).

Получают композицию качества, указанного в табл. 6.

П р -и мер 19 (сравнительный). Топливную композицию готовят по примеру 1 при соотношении компонентов 30:35:25:10. Характеристика полученной композиции приведена в табл. 6.

Пример 20 (прототип). Композиция представляет собой смесь фракции НК- 70°С, 140°С-КК, продуктов алкилирования и толуола в массовом соотношении 40,5:40,5:17:2.

Фракции НК-70°С и 140°С-КК готовят по примеру 1, но температура верха 1-й колонны 80°С, температура верха 2-й колонны 140°С. Качество фракций НК-70°С и 140°С- КК приведено в табл. 5.

Характеристика полученной композиции приведена в табл. 6.

Данные табл. 6 подтверждают, что предлагаемая топливная композиция позволяет получать бензин автомобильный экспортный с о.ч.(и.м.) не ниже 96.

Как следует из сопоставления примеров 1-9 и 10-19, этот эффект достигается лишь в определенном диапазоне изменения соотношений компонентов в композиции.

При увеличении доли фракции НК-(58- 62°С) при использовании фракции с содержанием н-гексана более 2,5 мас.% или снижении доли фракции 105°С-КК получаемая топливная композиция не удовлетворяет требованиям стандарта по октановым характеристикам. При снижении доли фракции НК-(58-62°С), алкилбензина или увеличении доли бензина риформинга получают топливные композиции, не удовлетворяющие перспективным требованиям к экологически чистым бензинам по содержанию ароматических углеводородов.

Формула изобретения

Топливная композиция, содержащая бензин риформинга и алкилбензин, отличающаяся тем, что, с целью повышения октанового числа композиции и расширения сырьевой базы, композиция дополнительно содержит легкую фракцию каталитического риформинга, выкипающую в интервале 58-62°С - начало кипения, содержащую 0,5-2,5 мас.% н-гексана, и тяжелую

фракцию каталитического риформинга, выкипающую в интервале 105°С - конец кипения, при следующем соотношении компонентов, мае. %:

Легкая фракция каталитического риформинга20-30 Тяжелая фракция каталитического риформинга -38-45 Алкилбензин15-25 Бензин риформинга5-20.

Таблиц а 1

Похожие патенты SU1759858A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Б-100/130 2014
  • Головачев Валерий Александрович
  • Генрих Игорь Олегович
  • Турышев Борис Иванович
  • Водолажский Сергей Васильевич
RU2574034C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА Б95/130 2014
  • Головачев Валерий Александрович
  • Генрих Игорь Олегович
  • Турышев Борис Иванович
  • Водолажский Сергей Васильевич
RU2556692C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА Б-92/115 2015
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Головачёв Валерий Александрович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Белявский Олег Германович
  • Глазов Александр Витальевич
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
RU2613087C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА 2013
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
RU2530901C1
Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина 2022
  • Ершов Михаил Александрович
  • Савеленко Всеволод Дмитриевич
  • Климов Никита Александрович
  • Овчинников Кирилл Александрович
  • Подлеснова Екатерина Витальевна
  • Буров Никита Олегович
RU2802183C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО НЕЭТИЛИРОВАННОГО БЕНЗИНА 2015
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Ершов Михаил Александрович
  • Климов Никита Александрович
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Варламова Наталья Ивановна
  • Романов Владимир Николаевич
RU2569311C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1991
  • Мкртычев А.А.
  • Куприянов В.А.
  • Суманов В.Т.
  • Александрова И.Л.
  • Кастерин В.Н.
  • Гимбутас А.А.
  • Тугуши С.О.
RU2070218C1
КОМПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА ДЛЯ КАРБЮРАТОРНЫХ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2015
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Ковалев Владимир Абрамович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Андреев Андрей Владимирович
  • Середа Владимир Васильевич
RU2581829C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2002
  • Нигматуллин Р.Г.
  • Фатхиев И.Н.
  • Шарипов Р.В.
  • Ланин И.П.
  • Галиакбаров М.Ф.
  • Анемподистова В.В.
  • Никитина Е.А.
  • Емельянов В.Е.
RU2212432C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1999
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
RU2146275C1

Реферат патента 1992 года Топливная композиция

Использование: предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Сущность изобретения: топливная композиция содержит легкую фракцию каталитического риформинга, выкипающую в интервале НК - 58-62°С, содержащую 0,5-2,5% гексана, 20-30%; тяжелую фракцию каталитического крекинга, выкипающую в интервале 105°С- КК, 38-45%; алкил- бензин 15-25%, бензин риформинга 5-20. 4 табл.

Формула изобретения SU 1 759 858 A1

Т а 6 л и ц а 2

ТаблицаЗ

Таблица

Таблицаб

Содержание н-Cf в легкой фракции, нас.:

Фракционный состав, С:

Продолжение табл.5

Таблица 6

1-Я

.8

1,0

2.5

O.S

1.9

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1759858A1

Нефтепереработка и нефтехимия, 1984, № 1, с
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1

SU 1 759 858 A1

Авторы

Двинин Валерий Андреевич

Алексеев Юрий Александрович

Колесников Николай Вячеславович

Голубев Юрий Анатольевич

Харитонов Николай Викторович

Стром Леонид Давыдович

Акопов Олег Дымарович

Даты

1992-09-07Публикация

1989-12-25Подача