СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА Российский патент 2000 года по МПК C10G59/02 

Описание патента на изобретение RU2146275C1

Изобретение касается производства моторных топлив, в частности получения высокооктанового бензина, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции с последующим фракционированием 30 - 90% полученного бензина риформинга с выделением фракций, выкипающих в интервалах температур 35 - 150oC и 100 - 190oC, и смещением их с алкилбензином и головной прямогонной фракцией /RU, патент N 2009168, C 10 G 59/00, 1992/.

Недостатком указанного способа являются невысокие октановые числа получаемых бензинов, поэтому для приготовления товарных топлив требуется добавление этиловой жидкости.

Известен способ получения высооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирования 30 - 90 мас.% бензина каталитического риформинга с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 35 - 150oC, и последующего смешения выделенной фракции с бензином каталитического риформинга и алкилатом в количестве 40-70, 10-30, до 100% от массы смеси соответственно /RU, патент N 2009167, C 10 G 59/00, 1992/.

Однако данный способ также не позволяет получить высокооктановый бензин без добавления этиловой жидкости.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, последующего фракционирования 5-70 мас.% бензина каталитического риформинга с выделением фракции, выкипающей в интервале 110oC-КК, и смешения выделенной фракции бензина каталитического риформинга с бензином каталитического риформинга и алкилатом в соотношении, мас.%: 10-50, 10-70, до 100 соответственно и дополнительного выделения в целевой продукт до 25 мас.% бензина каталитического крекинга и/или прямогонного бензина, и/или газового бензина и 1-15 мас.% простых эфиров спирта C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4 /RU, патент N 2008367, C 10 G 59/00, 1997/ (прототип).

Недостатком этого способа получения бензина являются невысокие октановые числа целевого продукта, что не позволяет получить бензины с октановым числом 95 и выше 95 без добавления этиловой жидкости.

Технической задачей изобретения является повышение октанового числа и расширение ассортимента получаемых высокооктановых экологически чистых бензинов.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирования части бензина каталитического риформинга с выделением целевой фракции, смешения выделенной фракции бензина каталитического риформинга с бензином каталитического риформинга и алкилатом согласно изобретению фракционированию подвергают 40 - 80 мас.% бензина каталитического риформинга с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас. %: 15-40, 30-60, до 100 соответственно, в целевой продукт в некоторых случаях дополнительно вводят до 22 мас.% бензина каталитического крекинга и/или прямогонного бензина, и/или газового бензина и 1-15 мас.% простых эфиров спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4.

Исследованиями установлено, что фракция 130oC-КК бензина каталитического риформинга содержит в три раза меньше по сравнению с фракцией 110oC-КК бензина каталитического риформинга (прототип) низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9 (4,2 и 12,5% соответственно), среднее октановое число которых составляет минус 20 пунктов, при этом во фракции 130oC-КК бензол отсутствует полностью. Октановое число фракций 130oC-КК достигает 98,9 пунктов по моторному методу (М.М.) и выше, чем у фракции 110oC-КК, имеющей октановое число 95,4 М.М. (табл. 1).

Способ проводят следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC (нефтяную или из газового конденсата) подвергают каталитическому риформингу при температуре 500oC, давлении 2,2 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,6 ч-1 в присутствии платинорениевого катализатора. Затем 40-80 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас.%: 15-40, 30-60, до 100 соответственно, в целевой продукт в некоторых случаях дополнительно вводят до 22 мас. % бензина каталитического крекинга и/или прямогонного бензина, и/или газового бензина и 1 - 15 мас.% простых эфиров спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4.

Октановое число целевого продукта достигает 85,2 - 89,3 пункта против 83,0 - 85,0 пунктов по М.М. и 94,1 - 98,8 пунктов против 91,5 - 93,5 пунктов про И. М. (прототип). Содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9 в целевом продукте составляет 7,2 - 9,8% против 9,8 - 13,9% (прототип).

Отличительный признак заявляемого технического решения заключается в выделении фракции бензина каталитического риформинга, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и смешении фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас. %: 15-40, 30-60, до 100 соответственно, в дополнительном введении до 22 мас. % бензина каталитического крекинга и/или прямогонного бензина, и/или газового бензина и 1-15 мас.% простых эфиров спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4.

Примеры осуществления заявленного изобретения
Пример 1
Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC, характеристика которой представлена в табл. 1, подвергают каталитическому риформингу при температуре 500oC, давлении 2,2 МПА, объемной скорости подачи сырья 1,6 ч-1 в присутствии платинорениевого катализатора. Затем 40 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга, алкилата и бензина каталитического крекинга в соотношении, мас.%: 15, 60, 10, 15 соответственно. Характеристика бензина каталитического риформинга, фракции 130oC-КК бензина каталитического бензина представлена в табл.1.

Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл. 2.

Октановое число целевого продукта достигает 94,1 пункта по И.М. и 85,2 пункта по М. М. , выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9.

Пример 2
Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC подвергают каталитическому риформингу и фракционированию в условиях примера 1. Фракцию 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга, алкилат и прямогонный бензин смешивают в соответствии, мас.%: 40, 30, 20, 10 соответственно.

Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл.2.

Октановое число целевого продукта достигает 98,8 пунктов по И.М. и 89,3 пункта по М. М., выше, чем октановое число продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9.

Пример 3
Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1. Затем 80 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас.%: 15, 80, 5 соответственно.

Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл.2.

Октановое число целевого продукта достигает 96,0 пунктов по И.М. и 87,2 пункта по М. М. , выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9.

Пример 4
Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1. Затем 60 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга, алкилата, бензина каталитического риформинга, прямогонного бензина и газового бензина в соотношении, мас.%: 28, 40, 10, 9, 3, 10 соответственно.

Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл. 2.

Октановое число целевого продукта достигает 95,5 пунктов по И.М. и 86,6 пунктов по М. М., выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкоотакновых парафиновых углеводородов C7-C9.

Пример 5
Прямогонную бениновую фракцию НК-180oC подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1. Затем 70 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга, алкилата, прямогонного бензина и метил-трет-бутилового эфира в соотношении, мас.%: 17, 35, 15, 20, 13 соответственно.

Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл. 2.

Октановое число целевого продукта достигает 95,2 пункта по И.М. и 85,2 пункта по М. М. , выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9.

Из представленных в табл. 2 данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить один из основных показателей качества бензина - октановое число целевого продукта.

Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения высокооктановых неэтилированных бензинов типа АИ-98 и АИ-95, то есть позволяет расширить ассортимент товарных высококачественных автомобильных топлив.

Дополнительными преимуществами предлагаемого способа являются:
1. Увеличение объемов производства высокооктановых неэтилированных бензинов за счет расширения ресурсов компонентов, вовлекаемых при приготовлении высококачественной товарной продукции.

2. Использование целевого продукта на автотранспорте позволит снизить вредные выбросы в атмосферу, то есть уменьшить загрязнение окружающей среды.

Похожие патенты RU2146275C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1998
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Салихов Р.Ф.
  • Теляшев Г.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Махов А.Ф.
  • Мальцев А.П.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
RU2131909C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1998
  • Ахметов А.Ф.
  • Абдульминев К.Г.
  • Батырбаев Н.А.
  • Соловьев А.С.
RU2145627C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО ТОПЛИВА 2006
  • Абрамов Иван Васильевич
  • Шуклин Сергей Григорьевич
  • Михайлов Юрий Олегович
RU2326933C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗОЛА И ТОЛУОЛА 2001
  • Абдульминев К.Г.
  • Ахметов А.Ф.
  • Ганцев В.А.
  • Сухоруков А.М.
  • Малинин П.А.
  • Абдульминев А.К.
  • Амирханов М.К.
RU2194740C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1999
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Ганцев В.А.
  • Калимуллин М.М.
  • Салихов Р.Ф.
  • Халманских П.В.
  • Мустакимов М.Х.
  • Чахеев В.П.
  • Ланин И.П.
  • Никитина Е.А.
  • Емельянов В.Е.
RU2153523C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2013
  • Шакун Александр Никитович
  • Федорова Марина Леонидовна
  • Карпенко Тимофей Владимирович
RU2524213C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1995
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Махов А.Ф.
  • Навалихин П.Г.
  • Судовиков А.Д.
  • Мальцев А.П.
  • Звягин И.И.
  • Арбузова Т.В.
  • Никитина Е.А.
  • Емельянов В.Е.
RU2078792C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО КОМПОНЕНТА МОТОРНОГО ТОПЛИВА 2011
  • Марышев Владимир Борисович
  • Сорокин Илья Иванович
RU2451058C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2008
  • Марышев Владимир Борисович
  • Боруцкий Павел Николаевич
  • Можайко Виктор Николаевич
RU2387699C1
Способ переработки рафината каталитического риформинга 2023
  • Юсупов Марсель Разифович
  • Ахметов Арслан Фаритович
  • Ганцев Александр Викторович
  • Фрязинов Николай Юрьевич
RU2809282C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 146 275 C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов. Описывается способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирования части бензина каталитического риформинга с выделением целевой фракции, смешения выделенной фракции бензина каталитического риформинга с бензином каталитического риформинга и алкилатом. Фракционированию подвергают 40-80 мас.% бензина каталитического риформинга с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130°С-КК, и проводят смешение фракции 130°С-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас.%: 15-40, 30-60, до 100 соответственно. Технический результат - повышение октанового числа и расширение ассортимента получаемых высокооктановых экологически чистых бензинов. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 146 275 C1

1. Способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирования части бензина каталитического риформинга с выделением целевой фракции, смешения выделенной фракции бензина каталитического риформинга с бензином каталитического риформинга и алкилатом, отличающийся тем, что фракционированию подвергают 40 - 80 мас.% бензина каталитического риформинга с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC - КК, и проводят смешение фракции 130oC - КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас.%: 15 - 40, 30 - 60, до 100 соответственно. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в целевой продукт дополнительно вводят до 22 мас.% бензина каталитического крекинга, и/или прямогонного бензина, и/или газового бензина и 1 - 15 мас.% простых эфиров спиртов C1 - C5 или их смеси с низшими спиртами C1 - C4.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2146275C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА 1997
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Навалихин П.Г.
  • Мальцев А.П.
  • Салихов Р.Ф.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
RU2108367C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1992
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Судовиков А.Д.
  • Навалихин П.Г.
  • Теляшев Г.Г.
  • Мальцев А.П.
  • Дейнеко П.С.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
RU2009167C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1992
  • Каракуц В.Н.
  • Махов А.Ф.
  • Судовиков А.Д.
  • Навалихин П.Г.
  • Теляшев Г.Г.
  • Мальцев А.П.
  • Дейнеко П.С.
  • Емельянов В.Е.
  • Никитина Е.А.
RU2009168C1
US 3883418 A, 13.05.75
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания 1917
  • Латышев И.И.
SU96A1

RU 2 146 275 C1

Авторы

Абдульминев К.Г.

Ахметов А.Ф.

Сайфуллин Н.Р.

Калимуллин М.М.

Даты

2000-03-10Публикация

1999-04-05Подача