Изобретение касается производства моторных топлив, в частности получения высокооктанового бензина, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции с последующим фракционированием 30 - 90% полученного бензина риформинга с выделением фракций, выкипающих в интервалах температур 35 - 150oC и 100 - 190oC, и смещением их с алкилбензином и головной прямогонной фракцией /RU, патент N 2009168, C 10 G 59/00, 1992/.
Недостатком указанного способа являются невысокие октановые числа получаемых бензинов, поэтому для приготовления товарных топлив требуется добавление этиловой жидкости.
Известен способ получения высооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирования 30 - 90 мас.% бензина каталитического риформинга с выделением фракции, выкипающей в интервале температур 35 - 150oC, и последующего смешения выделенной фракции с бензином каталитического риформинга и алкилатом в количестве 40-70, 10-30, до 100% от массы смеси соответственно /RU, патент N 2009167, C 10 G 59/00, 1992/.
Однако данный способ также не позволяет получить высокооктановый бензин без добавления этиловой жидкости.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, последующего фракционирования 5-70 мас.% бензина каталитического риформинга с выделением фракции, выкипающей в интервале 110oC-КК, и смешения выделенной фракции бензина каталитического риформинга с бензином каталитического риформинга и алкилатом в соотношении, мас.%: 10-50, 10-70, до 100 соответственно и дополнительного выделения в целевой продукт до 25 мас.% бензина каталитического крекинга и/или прямогонного бензина, и/или газового бензина и 1-15 мас.% простых эфиров спирта C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4 /RU, патент N 2008367, C 10 G 59/00, 1997/ (прототип).
Недостатком этого способа получения бензина являются невысокие октановые числа целевого продукта, что не позволяет получить бензины с октановым числом 95 и выше 95 без добавления этиловой жидкости.
Технической задачей изобретения является повышение октанового числа и расширение ассортимента получаемых высокооктановых экологически чистых бензинов.
Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирования части бензина каталитического риформинга с выделением целевой фракции, смешения выделенной фракции бензина каталитического риформинга с бензином каталитического риформинга и алкилатом согласно изобретению фракционированию подвергают 40 - 80 мас.% бензина каталитического риформинга с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас. %: 15-40, 30-60, до 100 соответственно, в целевой продукт в некоторых случаях дополнительно вводят до 22 мас.% бензина каталитического крекинга и/или прямогонного бензина, и/или газового бензина и 1-15 мас.% простых эфиров спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4.
Исследованиями установлено, что фракция 130oC-КК бензина каталитического риформинга содержит в три раза меньше по сравнению с фракцией 110oC-КК бензина каталитического риформинга (прототип) низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9 (4,2 и 12,5% соответственно), среднее октановое число которых составляет минус 20 пунктов, при этом во фракции 130oC-КК бензол отсутствует полностью. Октановое число фракций 130oC-КК достигает 98,9 пунктов по моторному методу (М.М.) и выше, чем у фракции 110oC-КК, имеющей октановое число 95,4 М.М. (табл. 1).
Способ проводят следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC (нефтяную или из газового конденсата) подвергают каталитическому риформингу при температуре 500oC, давлении 2,2 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,6 ч-1 в присутствии платинорениевого катализатора. Затем 40-80 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас.%: 15-40, 30-60, до 100 соответственно, в целевой продукт в некоторых случаях дополнительно вводят до 22 мас. % бензина каталитического крекинга и/или прямогонного бензина, и/или газового бензина и 1 - 15 мас.% простых эфиров спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4.
Октановое число целевого продукта достигает 85,2 - 89,3 пункта против 83,0 - 85,0 пунктов по М.М. и 94,1 - 98,8 пунктов против 91,5 - 93,5 пунктов про И. М. (прототип). Содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9 в целевом продукте составляет 7,2 - 9,8% против 9,8 - 13,9% (прототип).
Отличительный признак заявляемого технического решения заключается в выделении фракции бензина каталитического риформинга, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и смешении фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас. %: 15-40, 30-60, до 100 соответственно, в дополнительном введении до 22 мас. % бензина каталитического крекинга и/или прямогонного бензина, и/или газового бензина и 1-15 мас.% простых эфиров спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4.
Примеры осуществления заявленного изобретения
Пример 1
Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC, характеристика которой представлена в табл. 1, подвергают каталитическому риформингу при температуре 500oC, давлении 2,2 МПА, объемной скорости подачи сырья 1,6 ч-1 в присутствии платинорениевого катализатора. Затем 40 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга, алкилата и бензина каталитического крекинга в соотношении, мас.%: 15, 60, 10, 15 соответственно. Характеристика бензина каталитического риформинга, фракции 130oC-КК бензина каталитического бензина представлена в табл.1.
Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл. 2.
Октановое число целевого продукта достигает 94,1 пункта по И.М. и 85,2 пункта по М. М. , выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9.
Пример 2
Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC подвергают каталитическому риформингу и фракционированию в условиях примера 1. Фракцию 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга, алкилат и прямогонный бензин смешивают в соответствии, мас.%: 40, 30, 20, 10 соответственно.
Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл.2.
Октановое число целевого продукта достигает 98,8 пунктов по И.М. и 89,3 пункта по М. М., выше, чем октановое число продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9.
Пример 3
Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1. Затем 80 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас.%: 15, 80, 5 соответственно.
Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл.2.
Октановое число целевого продукта достигает 96,0 пунктов по И.М. и 87,2 пункта по М. М. , выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9.
Пример 4
Прямогонную бензиновую фракцию НК-180oC подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1. Затем 60 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга, алкилата, бензина каталитического риформинга, прямогонного бензина и газового бензина в соотношении, мас.%: 28, 40, 10, 9, 3, 10 соответственно.
Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл. 2.
Октановое число целевого продукта достигает 95,5 пунктов по И.М. и 86,6 пунктов по М. М., выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкоотакновых парафиновых углеводородов C7-C9.
Пример 5
Прямогонную бениновую фракцию НК-180oC подвергают каталитическому риформингу в условиях примера 1. Затем 70 мас.% полученного бензина каталитического риформинга подвергают фракционированию с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130oC-КК, и проводят смешение фракции 130oC-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга, алкилата, прямогонного бензина и метил-трет-бутилового эфира в соотношении, мас.%: 17, 35, 15, 20, 13 соответственно.
Характеристика полученного целевого продукта и продукта известного способа представлена в табл. 2.
Октановое число целевого продукта достигает 95,2 пункта по И.М. и 85,2 пункта по М. М. , выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом (табл. 2), ниже также содержание низкооктановых парафиновых углеводородов C7-C9.
Из представленных в табл. 2 данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить один из основных показателей качества бензина - октановое число целевого продукта.
Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения высокооктановых неэтилированных бензинов типа АИ-98 и АИ-95, то есть позволяет расширить ассортимент товарных высококачественных автомобильных топлив.
Дополнительными преимуществами предлагаемого способа являются:
1. Увеличение объемов производства высокооктановых неэтилированных бензинов за счет расширения ресурсов компонентов, вовлекаемых при приготовлении высококачественной товарной продукции.
2. Использование целевого продукта на автотранспорте позволит снизить вредные выбросы в атмосферу, то есть уменьшить загрязнение окружающей среды.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1998 |
|
RU2131909C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1998 |
|
RU2145627C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2326933C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗОЛА И ТОЛУОЛА | 2001 |
|
RU2194740C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1999 |
|
RU2153523C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА | 2013 |
|
RU2524213C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1995 |
|
RU2078792C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО КОМПОНЕНТА МОТОРНОГО ТОПЛИВА | 2011 |
|
RU2451058C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 2008 |
|
RU2387699C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 2012 |
|
RU2487161C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов. Описывается способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, фракционирования части бензина каталитического риформинга с выделением целевой фракции, смешения выделенной фракции бензина каталитического риформинга с бензином каталитического риформинга и алкилатом. Фракционированию подвергают 40-80 мас.% бензина каталитического риформинга с получением фракции, выкипающей в интервале температур 130°С-КК, и проводят смешение фракции 130°С-КК бензина каталитического риформинга, бензина каталитического риформинга и алкилата в соотношении, мас.%: 15-40, 30-60, до 100 соответственно. Технический результат - повышение октанового числа и расширение ассортимента получаемых высокооктановых экологически чистых бензинов. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА | 1997 |
|
RU2108367C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1992 |
|
RU2009167C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 1992 |
|
RU2009168C1 |
US 3883418 A, 13.05.75 | |||
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
Авторы
Даты
2000-03-10—Публикация
1999-04-05—Подача