1
(21)4780217/29
(22)03.10.89
(46) 07.09.92. Бюл. № 33
(71)Ленинградский научно-исследовательский и конструкторский институт химического машиностроения
(72)В.М.Кабанов, А.М.Завойко, В.Н.Коза- чек, В.П.Захаренко и В.С.Давыдов
(56) Авторское свидетельство СССР № 3447557, кл. F 04 В 39/00, 1969. (54) СТУПЕНЬ ПОРШНЕВОГО КОМПРЕССОРА
(57) Использование: для уплотнения поршней и штоков. Сущность изобретения: уп- лотнительное кольцо 3 плотно установлено в канавке поршня 2 цилиндра 1. Кольцо 3 выполнено из неметаллического пластичного антифрикционного материала. На наружной цилиндрической поверхности кольца 3 выполнена кольцевая выточка 6 с определяемой по ф-ле глубиной, образующая с обеих сторон выступающие радиальные пояски. 3 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРШЕНЬ | 1992 |
|
RU2050456C1 |
Поршневое кольцо | 1988 |
|
SU1596158A1 |
Уплотнение | 1990 |
|
SU1828965A1 |
ДВОЙНОЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ БЛОК ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2451831C2 |
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 2003 |
|
RU2312263C2 |
УПЛОТНЕНИЕ ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2031232C1 |
СОСТАВНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО | 2007 |
|
RU2348848C1 |
Поршневое уплотнение | 1987 |
|
SU1421937A1 |
УПЛОТНЕНИЕ РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2151881C1 |
ДВИГАТЕЛЬ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОТВОРОТА ТРУБ | 1992 |
|
RU2093662C1 |
Изобретение относится к уплотнитель- ной технике, в частности к уплотнениям поршней и штоков поршневых компрессоров.
В практике отечественного и зарубежного компрессоростроения широко используются поршневые уплотнения из набора поршневых колец, выполненных из неметаллических антифрикционных материалов. Для ступеней компрессоров без подачи смазки в цилиндры и с ограниченной смазкой в качестве материала уплотнительных колец наилучшим образом себя зарекомендовали наполненные фторополимерные материалы. Однако, обладая высокими антифрикционными свойствами, эти материалы одновременно имеют ряд негативных свойств, усложняющих проектирование и работу пар трения уплотнений.
Среди отрицательных свойств неметаллических материалов особо следует отметить хладотекучесть при относительно малых нагрузках, низкую теплопроводность и большой температурный коэффициент
объемного расширения материала, который может превышать температурный коэффициент объемного расширения сталей примерно в 10-30 раз.
Поэтому применение уплотнительных элементов без компенсационного теплового зазора в замке или же просто сплошных колец затруднен.
При проектировании неразрезных уплотнений определить расчетом оптимальный радиальный зазор пары трения поршневое кольцо - цилиндр представляет определенные трудности из-за работы ступени компрессора на переменных и неоднозначно определяемых тепловых режимах, а с учетом полей допусков на обработку цилиндра и поршня эта задача еще более усложняется.
Известны конструкции ступеней поршневого компрессора фирмы Вортингтсн, у которой с целью повышения технологичности конструкции лабиринтное поршневое уплотнение выполнено с защемленными
ё
VJ
ON О
ON СО
лотнительными кольцами. Разрезные уп- лотнительные и направляющие кольца с точечными экспандерами, выполненные из самосмазывающихся материалов, помещены в канавках обойм поршня. При приработке таких уплотнительных колец происходит некоторый износ радиальной толщины кольца, соответствующий величине температурного радиального расширения кольца, за счет чего обеспечивается оптимальная величина зазора в паре трения поршневое кольцо - цилиндр.
Однако такая конструкция не обеспечивает длительность работы поршневого уплотнения в оптимальном режиме, так как при увеличении радиального зазора из-за износа уплотнительных колец возрастают утечки газа через уплотнение, т.е. снижается экономичность работы ступени. Для вос- становления характеристик работы уплотнения необходима разборка ступени компрессора и перезатяжка защемленных по торцам колец уплотнения,
В качестве прототипа принята конструкция поршневого кольца для наборного поршня. См. например, а.с. № 344757. Поршневое кольцо имеет радиальные несквозные пазы, за счет действия которых происходит компенсация объемного температурного расширения материала кольца.
К недостаткам конструкции прототипа следует отнести некоторые деформации материала кольца, которые возникают в результате действия объемного расширения при нагреве кольца, искажающие точность прилегания кольца к зеркалу цилиндра и к торцовым стенкам поршневой канавки. Последствием этих явлений является снижение герметичности уплотнения.
Цель изобретения - увеличение экономичности, надежности и долговечности работы ступени компрессора путем выполнения уплотнительных колец без компеч- сационного теплового зазора в замке.
При этом кольца на наружной цилиндрической поверхности имеют выточку глубиной
Ar 50D«t,
Образующую с обеих ее сторон выступающие радиальные пояски шириной
b - (0,2 - 0,25) h.
которые под действием объемного температурного расширения при рабочей нагрузке деформируются в кольцевой зазор между цилиндром и поршнем.
На фиг. 1 показана предлагаемая ступень поршневого компрессора, общий вид; на фиг. 2 - элемент поршневого уплотнения до установки на поршень; на фиг. 3 - ступень поршневого уплотнения с приработанным кольцом.
В цилиндре 1 ступени поршневого компрессора установлен поршень 2, в канавках
которого установлены уплотнительные
кольца 3. Опорные кольца 4 обеспечивают
соосность поршня 2 и цилиндра 1, между
которыми имеется кольцевой зазор 5.
Поршневое уплотнительное кольцо 1
(фиг. 2), выполненное из неметаллического пластичного антифрикционного материала, например, композиции ФЧК 20, на наружной цилиндрической поверхности имеет выточку б глубиной
Ar 50-D at,
образующую с обеих сторон поршнево- го кольца выступающие радиальные пояски шириной
b (0.2 - 0,25) h
где D - диаметр цилиндра;
at - коэффициент объемного температурного расширения материала;
Радиальные пояски 7 могут быть выполнены прямоугольными, так и с углом скоса
« 5-10°.
При работе ступени компрессора под давлением материал уплотнительного поршневого кольца, выполненного без компенсационного зазора в замке, по мере
воздействия рабочей температуры меняет линейные размеры под действием объемного расширения. При этом поршневое кольцо меняет свою форму, выступающие радиальные пояски 7 выдавливаются в зазор между
поршнем 2 и цилиндром t, а цилиндрическая поверхность 8 приходит в контакт с зеркалом цилиндра. В результате поршневое кольцо принимает форму, представленную на фиг. 3.
В нерабочем состоянии ступени компрессора напряженное состояние в материале уплотнительного кольца при снижении его температуры спадает. При этом образуется некоторый минимальный зазор в замке
кольца. В дальнейшем при переходе ступени на рабочий температурный режим зазор в замке вновь уменьшается, а кольца в замке смыкаются.
При работе предложенного поршневого кольца под нагрузкой (фиг. 3) за счет дефор0 мации выступающих радиальных поясков в зазор между поршнем и зеркалом цилиндра происходит увеличение площади цилиндрической рабочей поверхности поршневого кольца. С другой стороны материал коль5 ца, находящийся в зазоре между поршнем и зеркалом цилиндра, выполняет функцию дополнительного направляющего элемента поршня, снимая часть нагрузки с
направляющих колец 4 поршня. Оба эти перечисленные фактора повышают надежность и долговечность работы ступени.
В соответствии с существом заявки ступень поршневого компрессора выполнена в металле. На поршне 4 ступени установлено 12 поршневых колец из фторопласта с радиальными поясками А г 0,5 мм при диаметре кольца D 42 мм, рабочее давление нагнетания - 250 кгс/см .
Заявленная конструкция проходит промышленные испытания на компрессорных установках 2ГМ4-1.3/12-250 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций РУ Ленавтогаз.
Ф о р м у л а и з о б р е те н и я
Ступень поршневого компрессора, преимущественно высокого давления, содержащая цилиндр с поршнем, по меньшей
0
5
мере одно уплотнительное кольцо, плотно установленное в канавке поршня, причем кольцо выполнено из неметаллического пластичного антифрикционного материала, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем уменьшения тепловых деформаций кольца, на наружной цилиндрической поверхности кольца выполнена кольцевая проточка глубиной А г 50 D «t, при этом ширина в поясков с обеих сторон проточки равна:
b (0,2-0.25)h7 где D - диаметр цилиндра,
«t - температурный коэффициент линейного расширения материала поршневых колец;
h - ширина кольца.
й«/
Щи г. 2
Авторы
Даты
1992-09-07—Публикация
1989-10-03—Подача