Изобретение относится к металлургическому машиностроению, в .частности к конструкции щпиндельных соединений в линии привода горизонтальных рабочих валков прокатных станов.
Известны конструкции шарниров универсальных шпинделей, которые содержат вилку с цилиндрической расточкой, размещенные в ней вкладыши скольжения и установленный между ними сухарь. (Королев А.А. Конструкция и расчет машин и механизмов прокатных станов. М., Металлургия, 1985. с.183. рис.IV.2).
Недостатком такого шарнира являетт ся низкая нагрузочная способность, повысить которую невозможно, так как одновременно увеличиваются габариты и неравномерность распределения контактных напряжений в зоне контакта вкладышей с лопастью полумуфты, что сокращает срок службы шарнира.
Известна конструкция шарнира универсального шпинделя, в котором между вкладышами и лопастью установ- лены сухари, контактирующие привели- , нейными поверхностями с выемкой вкладышей (авт. св. 279655, кл. В 21 В 35/14).
Такое конструктивное решение, реализуя условия равномерного распределения контактных напряжений, не обеспечивает повышения несущей способности шарнира.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является шарнир универсального шпинделя, содержащий вилку, зубцы которой в поперечном сечении выполнены в виде сегментов, лопасть с
vi О
00 Ю 4
прямоугольным поперечным сечением и размещенные между ними вкладыши с бокообразной поверхностью, контактирующий с соответствующей поверхностью вилки (авт.св. ff 889167, кл. В 21 В 35/Й).
Недостатком данного шарнира является короткий срок службы, обусловленный низкой несущей способностью конструкции.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и тем самым срока службы.
Эта цель достигается тем, что в шарнире универсального шпинделя, содержащем полумуфты с вилкой, лопастью и с размещенными между ними вкладышами, и каналы для смазочного материала, лопасть и вилка выполне ны в виде прямоугольных секторов кругового цилиндра с обращенными друг к другу плоскими гранями, причем, сектры лопасти соединены сплошной перемычкой, имеющей зазор с секторами вилки, на которую с натягом установлено кольцо, а вкладыши представляют собой полушары, вложенные в полусферические лунки, выполненные в гранях области, обращенных к вилке. Кроме того, между кольцом и лопастью выполнен зазор. Лопасть снабжена элементами поджатия вкладышей к лункам. По всей длине полумуфт выполнены каналы для охладителя в подповерхностном слое зон контакта с вкладышами.
На фиг.1 изображен общий вид шарнира универсального шпинделя в поперечном сечении; на фиг.2 - полумуфта с вилкой без наружного кольца; на фиг.З полумуфта с лопастью.
Шарнир универсального шпинделя содержит полумуфту в виде вилки 1 (фиг.1) с зубцами 2 (фиг.1,2,3), выполненными в виде прямоугольных секторов круговых цилиндров с обращенными друг к другу прямыми углами, на которую, охватывая вилку 1 с натягом установлено кольцо 3 (на Фиг.2 кольцо условно не показано) . Шарнир также содержит полумуфту Ь (фиг.1,3) с лопастью 5, выполненную в виде прямоугольных секторов кругового цилиндра, соединенных со сторон прямых углов сплошной перемычкой 6, размещенной между зубцами 2 вилки 1 с зазорами 7. В плоских гра0
нях 8 лопасти 5, которые обращены к плоским граням 9 (фиг.2) вилки 1, выполнены полусферические лунки 10 (фиг.1), в которых размещены вкладыши 11, выполненные в виде полушаров, которые зафиксированы элементами поджатия 12. размещенными в пазу 13 вкладышей 11.Элементы поджатия могут быть выполнены в виде упругих штанг, торсионов, пружин и т.д. Между лопастью 5 и кольцом 3 выполнены зазоры 14. В лопасти 5 выполнены каналы 15 для подвода смазочного s материала и каналы 16 для подвода охладителя, которые выполнены в зубцах 2 полумуфты 1 и лопасти 5 полумуфты 2 в зоне подповерхностного слоя поверхностей, контактирующих с вкладышами.
5
Работа устройства, Передача крутящего момента через шарнир универсального шпинделя происходит от лопасти 5 (фиг.1) полумуфты k иерез вкладыши 11 и зубцы 2 полумуфты 1.
В линии привода прокатных валков, как правило, существует перекос осей полумуфт 1 и k, В этом случае при 0 повороте шпинделя на 380 в шарнире происходит качение лопасти 5 относительно вилки 1, что приводит к скольжению зубцов 2 вилки 1 относительно вкладышей 11, а вкладышей 11 относительно полусферической поверхности лунок 10. Возникающие при этом силы трения вызывают интенсивный поток тепла, которое отводится охладителем, подаваемым по каналам 16.
Наличие зазоров 7 обеспечивает качание зубцов 2 относительно перемычки 7, а наличие зазоров 14 - качание лопасти 5 относительно кольца 3.
При разъединении полумуфт,например, при перевалке рабочих валков, вкладыши 11 удерживаются от выпадения из лунок 10 элементами поджатия 12.
5
0
5
Выполнение вилки и лопасти в виде прямоугольных секторов кругового цилиндра позволяет увеличить несущую способность шарнира не менее, чем в три раза при тех же габаритах, что приводит к снижению величины напряжений в деталях, шарнира и к повышению его срока службы.
51
Формула изобретения
1. Шлрнир универсального шпинделя содержащий полумуфты с вилкой, лопастью и с размещенными между ними вкладышами и каналы для смазочного материала, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и тем самым срока службы, лопасть и вилка выполнены в виде прямоугольных секторов кругового цилиндра с обращенными одна к другой плоскими гранями, причем секторы лопасти соединены сплошной перемычкой, имеющей зазор с секторами вилки, на которую с натягом насажено кольцо
а вкгадыши выполнены в виде полуша- ров, вложенных в полусферические лунки, выполненные в гранях лопасти. е 2. Шарнир поп.1,отличаю- щ и и с я тем, что кольцо охватывает лопасть с зазором.
3. Шарнир по п.2, отличающийся тем.что лопасть снабжена Q элементами поджатия вкладышей к лун- кам.
k. Шарнир поп.1, отличающийся гем, что по всей длине 55 полу«уфт в подповерхностном слое зон контакта с вкладышами выполнены кана- лы для охладителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАРНИРНЫЙ ШПИНДЕЛЬ | 2003 |
|
RU2253768C2 |
ШАРНИР ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2206697C1 |
Соединительный шпиндель | 1985 |
|
SU1375366A1 |
Шарнир универсального шпинделя | 1991 |
|
SU1780892A1 |
Шарнир универсального шпинделя с устройством для удержания смазки | 1979 |
|
SU884762A1 |
Шарнир универсального шпинделя с устройством для удержания смазки | 1982 |
|
SU1042829A1 |
КАРДАННЫЙ ВАЛ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2444600C1 |
Универсальный шарнир шпинделя прокатного стана | 1981 |
|
SU1002058A1 |
Эндопротез лучезапястного сустава | 2022 |
|
RU2792399C1 |
ШАРНИР УНИВЕРСАЛЬНОГО ШПИНДЕЛЯ | 1965 |
|
SU171833A1 |
Сущность изобретения: шарнир имеет две полумуфты с вилкой 1 и лопастью 5, которче выполнены как поямоугольные секторы кругового цилиндра. Секторы лопасти 5 соединены сплошной перемычкой 6. На полумуфты установлено кольцо 3 с натягом на вилку, с зазором на лопасть. 8 лопастях со стороны вилки выполнены полусферические лунки 9, в которые вложены вкладь,ши 10 в виде полу- шзров. Несущая способность секторов шарнира увеличивается в 3 раза в сравнении с прототипом. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
0
12 (5
Фиг.1
.I
Фиг. 2
Редактор
Составитель Ю.Жиркин Техред М.Моргентал
Фиг. 5
Корректор З.Салко
Шарнир универсального шпинделя | 1977 |
|
SU662175A2 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
0 |
|
SU327699A1 | |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Универсальный шарнир | 1972 |
|
SU460915A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Универсальное шпиндельное соединение | 1981 |
|
SU1041183A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1992-09-15—Публикация
1991-01-11—Подача