СО
с
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛИСТОВАЯ ПРУЖИНА | 2007 |
|
RU2364772C2 |
Подшипниковый узел (варианты) | 2013 |
|
RU2677435C2 |
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2019 |
|
RU2716377C1 |
КОНИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2437005C2 |
Радиальный газодинамический лепестковый подшипник скольжения | 1988 |
|
SU1588933A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2021 |
|
RU2769038C1 |
Опора скольжения | 1986 |
|
SU1413314A1 |
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
Газодинамический подшипник скольжения | 1977 |
|
SU684190A1 |
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 1997 |
|
RU2137954C1 |
Использование: в машиностроении для газодинамических опор высокооборотных роторов. Сущность изобретения: газодинамическая ленточная опора снабжена двумя опорными лентами одна из которых контактирует с валом, другая контактирует с корпусом и прижимает основную ленту к валу. В лентах выполнены -образные идентичные по форме прорези с образованием отогнутых лепестков причем на основной ленте лепесток отогнут в сторону вала а в дополнительной - в сторону корпуса Дополнительная лента прижимает основную к валу в момент пуска и увеличивает в этом режиме несущую способность Изготовление лент с идентичными Г-образными прорезями упрощают их технологию изготовления 1 з п ф-лы 3 ил
Изобретение относится к машиностроению, в частности к газодинамическим подшипникам, конкретно к конструкциям газодинамических (ГЗД) ленточных опор скольжения.
Известна конструкция ленточного ГЗД подшипника с перекрывающимися сегментными лепестками (СЛ) (авт. св. СССР № 827870). В таком подшипнике свободный конец каждого предыдущего СЛ расположен в средней части последующего СЛ. В каждом лепестке один конец закреплен в корпусе а второй свободный конец упирается в вогнутую поверхность второго лепестка. Такой подшипник имеет сложную конструкцию и недостаточную надежность.
Известна также конструкция трехлепе- сткового ГЗД подшипника, описанная в патенте США № 3434761. Подшипник содержит расположенные на внутренней цилиндрической поверхности подшипника три лепестка (ленты толщиной 0 05-0,2 мм),
один конец каждого из которых закреплен в корпусе, а второй свободный конец упирается в поверхность вала. При вращении в зазоре между лепестком и валом образуется ГЗД подушка. Описанный подшипник имеет сложную конструкцию и недостаточную надежность.
Наиболее близким техническим решением принятым за прототип изобретения является газодинамическая ленточная опора скольжения, описанная в патенте США № 44155281 Ленточная опора содержит корпус с внутренней цилиндрической поверхностью цапфу цилиндрического вала и размещенные между ними и совместно закрепленные в корпусе посредством хвостовиков две опорные ленты Одна основная лента расположена с возможностью охвата цапфы вала, а другая дополнительная лента расположена между основной лентой и внутренней поверхностью корпуса Такая ленточная опора имеет сложную технолоXI
О
ю о о
XJ
гию изготовления лент и недостаточную несущую опору на пусковом режиме подшипника.
Цель изобретения - упрощение технологии изготовления опорных лент и повышение несущей способности опоры на пусковом режиме подшипника.
Изобретение имеет следующие существенные отличительные признаки.
Опорные ленты выполнены с идентичными по форме и расположение -образными прорезями с образованием упругих лепестков, причем эти лепестки на основной ленте направлены в сторону вала, а на дополнительной ленте - в сторону корпуса.
При этом упругие лепестки лент выполнены с жесткостью, определяемой формулой
С- С X
где С - жесткость лепестка;
G - вес вала;
X - максимальный прогиб лепестка.
На фиг. 1 представлен общий вид газодинамической ленточной опоры; на фиг. 2 - расположение прорезей лепестков на ленте; на фиг. 3 - взаимное расположение отогнутых на лентах лепестков.
ГЗД ленточная опора скольжения содержит корпус 1 с внутренней цилиндрической поверхностью 2, в котором (1) концами 3 закреплены прилегающая к поверхности 2 дополнительная лента 4 и прилегающая к поверхности вала 5 основная лента 6. В лентах 4 и 6 выполненыС-образные прорези 7, образующие лепестки 8 и 9 с отогнутыми концами 10 и 11. В зазоре 12 между вращающимся валом 5 и концом 11 ленты 6 образована газодинамическая подушка. Конец 10 лепестка 8 упирается в поверхность 2. а между лепестками 8 и 9 осуществлен упор 13. Лепестки 8 и 9 в лентах выполнены с жесткостью С, определяемой зависимостью
С G/X. где G - вес вала (ротора);
X - максимальный прогиб лепестка.
Ленточную опору изготавливают следующим образом. В плоских заготовках, пластинках толщиной 0,05-0,2 мм методом штамповки выполняют С-образные прорези 7, образуя тем самым в лентах лепестки со свободными концами. Затем ленты и лепестки деформируют и придают им нужную форму в крученном по окружности положении. После этого скрученные ленты 4 и 6 вводят в цилиндрическую поверхность 2 и концы 3 лент совместно крепят в корпусе 1 общим крепежом (не показан). В результате вокруг вала 5 устанавливают лепестки 9 ленты 6, прилегающие к его поверхности с радиальным зазором 12. При этом лепестки 9 подпружинены изогнутыми лепестками 8 ленты 4 и их концевые изогнутые участки имеют возможность радиального перемещения.
Ленточная опора работает следующим образом. Перед запуском в неработающем состоянии вал 5 под действием силы тяжести ротора находится в крайнем нижнем
0 положении, утапливая концевые участки 11 лепестков 9 ленты 6, расположенные в нижней части окружности поверхности 2 и распрямляя изогнутые лепестки 8 ленты 4. упирающихся (8) в поверхность 2. При этом
5 расположенные сверху ненагруженные лепестки 9 под воздействием лепестков 8 находятся в свободном крайнем к оси положении,уменьшая радиальный зазор 12 с валом 5. Таким образом к моменту запуска
0 в предложенной конструкции вал 5 с опорной лентой 6 имеет максимально возможную рабочую площадь для начального образования газодинамического (ГЗД) подъемного слоя, а между остальными отжа5 тыми к оси лепестками 9 и валом 5 поддерживаются минимальные зазоры, также способствующие увеличению подъемной силы. Кроме того, при запуске под воздействием образующегося ГЗД опорного слоя
0 ненагруженные лепестки 9 опускаются ниже остальной опорной поверхности ленты 6. увеличивая подъемную силу подшипника.
Перечисленные демпфирующие свойства лепестков 9 обеспечиваются условием
5 С G/X,
где G - вес ротора (вала)
X - максимальный прогиб лепестка; С - жесткость лепестка. Предлагаемая конструкция газодина0 мической ленточной опоры позволяет упростить технологию изготовления опорных лент и повысить несущую способность опоры на пусковом режиме.
Формула изобретения
скольжения, содержащая корпус с внутренней цилиндрической поверхностью, цапфу вала и размещенные между ними и совместно закрепленные в корпусе посредством
0 хвостовиков две опорные ленты, одна из которых основная расположена с возможностью охвата цапфы вала, другая дополни- тельная - между основной лентой v внутренней поверхностью корпуса, о т л и 5 чающаяся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления опорных лент v повышения несущей способности опоры на пусковом режиме, опорные ленты выполнены с идентичными по форме и расположению Е-образными прорезями с
образованием упругих лепестков, при этом упругие лепестки на основной ленте направлены в сторону вала, упругие лепестки на дополнительной ленте - в сторону корпуса.
нены с жесткостью, определяемой формулой
СL х
где С - жесткость лепестка; G - вес вала; X - максимальный прогиб лепестка.
S
Патент США № 4415281 | |||
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-09-15—Публикация
1990-04-04—Подача