чику ведомого вертолета ставится задача выдерживать параметры строя (дистанция, пеленг, превышение). Командиром группы вертолетов является летчик ведомого вертолета.
Если летчик ведомого вертолета, находящийся на левом сиденье, способен наблюдать за положением общей внешней подвески через остекление кабины, то летчик ведущего вертолета, также находящий- ся на левом сиденье, не имеет возможности наблюдать за положением и поведением как внешней подвески, так и монтируемого груза. Его задачей является пилотирование вертолета по командам летчика ведомого вертолета, а при монтаже груза он должен учитывать также и информацию бортопера- торов. Из-за отсутствия полной визуализации зоны монтажа возможны повторные операции по монтажу груза, что существен- но снижает эффективность проведения монтажных работ.
Целью изобретения является повышение эффективности проведения монтажных работ за счет визуализации зоны монтажа.
Цель достигается тем, что в способе выполнения полета при монтажных работах с помощью двух вертолетов, включающем подлет вертолетов с монтируемым грузом параллельными курсами к зоне монтажа, за- висание вертолетов над зоной монтажа и вертикальное снижение вертолетов до момента установки груза, согласно изобретению, после зависания один или оба вертолета поворачивают вокруг оси несуще- го винта до относительного положения обоих вертолетов, при котором разность между их курсами на висении составляет 130° ±а, где а 0...20°.
На фиг. 1 схематически изображено по- ложение вертолетов и зон обзора во время монтажа груза в вертикальной плоскости; на фиг. 2 - то же, в горизонтальной плоскости.
По предлагаемому способу вертолеты - ведущий 1 и ведомый 2, связанные между собой распорной балкой 3 и несущие груз 4, подлетают к зоне монтажа параллельными курсами и зависают над зоной монтажа. За- тем осуществляют поворот вокруг оси несущего винта одного или обоих вертолетов 1 и 2 до положения, удобного для обзора зоны монтажа обоими летчиками. Безусловно, что такое положение достигается при раз- ности между их курсами на висении, составляющей 80° ± а, где а 0...200. После этого вертолеты 1 и 2 производят вертикальное снижение и устанавливают груз 3.
Теоретически наилучшая визуализация зоны монтажа обеспечивается при разности курсов вертолетов на висении в 180°. Однако практически с учетом того, что в условиях пилотирования вертолета на режиме висе- ния всегда имеют место небольшие перемещения вертолетов вокруг оси несущего винта, а также учитывая физические возможности летчика (рост, длина рук и ног, направление наиболее удобного взгляда и т.д.) разность между курсами вертолетов на висении составляет 180° ±20°.
Пилотирование по способу позволяет летчикам, пилотирующим вертолеты, непосредственно наблюдать за положением груза относительно монтажной зоны, контролировать процесс монтажа и управлять им, что сокращает время монтажа, а следовательно, приводит к повышению эффективности проведения монтажных работ.
Пример. Выполняют монтажные операции с помощью двух вертолетов Ка-32. Устройство для осуществления транспортной и монтажной операций содержит распорную балку, связывающую внешние подвески вертолетов и оснащенную узлом для крепления монтируемого груза. Полет вертолетов с грузом к зоне монтажа выполняется с соблюдением правил полета строем, т.е. строй правый пеленг с углом 15-20° и превышением 2-4 м ведомого вертолета над ведущим.
Зависание вертолетов производят на высоте, обеспечивающей расстояние от груза до монтажной зоны -Юм. Направление (курс) висения ведущего и ведомого вертолетов выбирают таким образом, чтобы обеспечить наилучший обзор груза и монтажной зоны. Так, что в частном случае осуществляют подворот вокруг оси несущего винта ведомого вертолета влево на угол / 1 30°. Ведущий вертолет поворачивают вокруг оси несущего винта по кратчайшему пути вправо на угол к-.150°. Таким образом, висение вертолетов во время осуществления монтажной операции выполняется на встречных курсах. При необходимости для улучшения визуализации фрагментов обстановки дово- рачивают один или оба вертолета на угол 10-15°.
Формула изобретения
Способ пилотирования при монтаже груза с помощью двух вертолетов, заключающийся в подлете вертолетов с монтируемым грузом параллельными курсами к зоне монтажа, зависание вертолетов над зоной монтажа и вертикальное снижение вертолетов до момента установки груза, отличающийся тем, что, с целью повышения
эффективности проведения монтажныхобоих вертолетов, при котором разность
работ за счет визуализации зоны монта-между их курсами на висении составляет
жа, после зависания один или оба верто-180° ± а, где а 0...200. лета поворачивают вокруг оси несущего винта до относительного положения
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕРТОЛЕТ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ | 2003 |
|
RU2265555C2 |
СПОСОБ МОНТАЖА ПОРТАЛЬНОЙ ОПОРЫ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2023651C1 |
ПОЖАРНЫЙ ГИДРОВЕРТОЛЕТ-КРАН | 2022 |
|
RU2797539C1 |
ВЕРТОЛЕТ ДЛЯ МОНТАЖНО-КРАНОВЫХ РАБОТ | 1993 |
|
RU2070141C1 |
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С НЕСУЩИМ ВИНТОМ СО СВОРАЧИВАЮЩИМИСЯ УБИРАЕМЫМИ ЛОПАСТЯМИ | 2019 |
|
RU2727787C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И МОНТАЖА ГРУЗА ВЕРТОЛЕТАМИ | 2006 |
|
RU2340513C2 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР | 2019 |
|
RU2716886C1 |
СИСТЕМА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКИ ГРУЗА К ВЕРТОЛЕТУ | 1995 |
|
RU2088482C1 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЙ ИНТЕРФЕЙС ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА ПО ВЫСОТНО-СКОРОСТНЫМ ПАРАМЕТРАМ И ПАРАМЕТРАМ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ВЕРТОЛЕТ | 2019 |
|
RU2729891C1 |
СПОСОБ МОНТАЖА ОПОРЫ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1998 |
|
RU2175948C2 |
Зоне а&орвг/ tut. 1 SoMff нонт&к. в jg
Ч
Фаз, 2.
Авторы
Даты
1992-09-23—Публикация
1990-11-13—Подача