1
(21)4896814/28 (22)25.12.90 (46)23.09.92. Бюл.
(71)Государственный проектно-конструк- торский и научно-исследовательский институт гражданской авиации
(72)М.А.Печерский и В.А.Шмагин (56) Авторское свидетельство СССР № 1456747, кл. G 01 В 3/04, 1980.
Авторское свидетельство СССР № 227952, кл. G 01 В 7/06, 1982.
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ИЗМЕРЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ТОЛЩИНЫ СЛОЯ ЖИДКИХ ОСАДКОВ НА АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ (57) Изобретение относится к контрольно- измерительной технике и может быть использовано для измерения жидких осадков на аэродромах и дорогах. Цель изобретения - повышение точности и производительности контроля толщины осадков за счет измерения давления потока брызг. Это давление воспринимает пластина, установленная на равномерно движущемся транспортном средстве. С этой пластиной взаимодействует индикатор давления, установленный на транспортном средстве. 3 ил.
Изобретение относится к технике измерений и может быть использовано в гражданской авиации для измерения толщины слоя жидких осадков на аэродромном покрытии, которое производится для определения возможности возникновения гидроглиссирования пневматических колес воздушных судов при их движении по мокрому покрытию и для принятия своевремен- ных мер по предотвращению этого неблагоприятного явления.
В СССР для измерения толщины слоя жидкости на аэродромных покрытиях используется оптическая линейка ОЛ-1 1, представляющая собой переносное устройство, измеряющее толщину слоя с погрешностью 0,25 мм. Недостатком известного устройства является большая трудоемкость при выполнении работ на аэродромных покрытиях, так как с целью получения достоверной информации о состоянии покрытия измерение производится, например, в 960
СО
С
точках, при этом во время дождя измерение желательно производить во всех точках одновременно.
В качестве прототипа выбран Измеритель толщины слоя воды для контроля состояния аэродромных покрытий 2, выполненный в виде транспортного средства с установленным на нем преобразователем толщины слоя жидких осадков. Недостатками прототипа являются низкая точность измерений и большая трудоемкость, связанные с конструктивным исполнением преобразователя толщины слоя жидких осадков Последний выполнен в виде гребенки из щупов (зондов) различной длины, электрически связанных с системой регистрации и смонтированных на раме навесного устройства транспортного средства. Рама опирается на собственные колеса, При наезде опорных колес навесного устройства на неровности, высота которых может достигать нескольких миллиметров
vi о
GJ 00 XI СП
(швы между плитами), изменяется положение щупов относительно поверхности покрытия, в связи с чем погрешность измерений даже при движении на относительно низкой скорости 5-10 кг/ч достигает нескольких миллиметров, что недопустимо при измерении толщины слоя жидких осадков, так как погрешность устройств для измерения указанного параметра не должна превышать 0,25 - 0,5 мм. При повышении скорости транспортного средства погрешность измерений увеличивается.
Цель изобретения - повышение точности и производительности контроля.
Для достижения поставленной цели в известном устройстве для непрерывного измерения и регистрации толщины слоя жидких осадков на аэродромных и дорожных покрытиях, содержащем транспортное средство и установленный на нем преобразователь толщины слоя жидких осадков, по- следний выполнен в виде плоской пластины, установленной на транспортном средстве для восприятия потока брызг от его колес и связанной с датчиком давления.
На фиг.1 представлен один из вариантов устройства в рабочем положении; на фиг.2 - то же, вид спереди; на фиг.З - то же, вид сверху.
Устройство содержит транспортное средство 1, установленную на нем при помощи кронштейна плоскую пластину 2, расположенную сбоку переднего колеса транспортного средства параллельно его продольной оси. Пластина 2 связана с измерительным датчиком давления 3, соединен- ным электрически с прибором 4, находящимся в салоне транспортного средства 1.
Принцип измерений с помощью предлагаемого устройства основан на линейной зависимости между толщиной слоя воды на покрытии и величиной давления потока брызг на воспринимающую плоскую пластину при проезде колес по покрытию со слоем воды. Эта зависимость, полученная теоретически и подтвержденная экспериментально, может быть представлена в виде:
h ,(1)
где h - толщина слоя воды на покрытии, мм; Р - сила давления потока брызг на пластину, кГс;
U - комплексный параметр, коэффициент пропорциональности, определяющий чувствительность измерительной системы, мм/кГс.
Параметр U является постоянной величиной для каждого конкретного типа колес и определяется экспериментально:
U f(K, M, V),(2)
где К - параметры колеса транспортного средства;
М - параметры пространственного расположения пластины, воспринимающей поток брызг;
V - скорость движения транспортного средства.
Обеспечение постоянных значений параметра U для определенного колеса и расположения пластины определенных размеров достигается при условии выполнения измерений при постоянной скорости
движения, постоянном давлении воздуха в шине колеса, соответствующем паспортным данным завода-изготовителя,
Проведенные натурные эксперименты подтвердили возможность реализации
предлагаемого устройства и правомерность соотношения (1), те. пропорциональное возрастание давления потока брызг от колеса на воспринимающую пластину в зависимости от толщины слоя воды на покрытии.
Формула изобретения
Устройство для непрерывного измерения и регистрации толщины слоя жидких осадков на аэродромных и дорожных покрытиях, содержащее транспортное средство и установленный на нем преобразователь толщины слоя жидкого осадка, отличаю ще ее я тем, что, с целью повышения точности и производительности контроля, преобразователь толщины слоя
жидкого осадка выполнен в виде плоской пластины, закрепленной на транспортном средстве, предназначенной для взаимодействия с потоком брызг от его колес и связанного с ней датчика давления.
/ 4 4
##гУ
фиг.З
Авторы
Даты
1992-09-23—Публикация
1990-12-25—Подача