Коробка передач транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1765036A1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств.

Цель настоящего изобретения состоит в расширении технологических возможностей за счет дополнительного бесступенчатого регулирвоания скорости движения транспортного средства.

На фиг.1 - схема предложенной коробки передач с непосредственной связью вала выходного элемента бесступенчатого вариатора с частью зубчатой управляемой муфты; на фиг.2 - фрагмент схемы предложенной коробки передач со связью вала выходного элемента бесступенчатого

вариатора с частью зубчатой управляемой муфты через шестеренную передачу.

Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с двумя солнечными шестернями 4, 5, двумя коронными шестернями 6, 7 и водилом 8 с сателлитами 9, муфту 10 для выборочной связи солнечных шестерен 4, 5 с входным валом 1, муфту 11 для выборочной связи коронной шестерни 7, водила 8 или солнечной шестерни 5 с выходным валом 2, зубчатую управляемую муфту 12, а также основной механизм управления 13с рычагом 14, Возможно и другое количество звеньев планетарного механизма 3, другое число управляемых муфт 10, 11, 12, а также и другие конструкции механизмов управления 13. Зубчатая управляемая муфта 12 подвижно соединена, например, шлицами 15 с дополнительным торсионным валом 16 и с помощью рычага 14 может выборочно взаимодействовать своим венцом 17 с венцами 18, 19, 20 соответственно коронной шестерни б, коронной шестерни 7, или водила 8, а вал 16 связан с дополнительным рычагом 21 для установки в две позиции. В первой позиции (показано на схеме) он посредством дополнительного венца 22, выполненного на конце 23 и соединенного с концом 24 посредством упругой торсионной части 25 связывает муфту 12 с корпусом 26. Во второй позиции (левое положение) он посредством венца 27 связан с выходным эелментом 28 бесступенчатого вариатора 29. Венец 27 можетсвязываться с венцом 30 вала 31 выходного элемента 28 бесступенчатого вариатора 29 или в виде шлицевого соединения (фиг.1), при этом передаточное отношение равно единице, или в виде зубчатого соединения (фиг.2), при этом обеспе- чивается отличное от единицы передаточное отношение между валом 31 и валом 16. На схемах приведено выполнение бесступенчатого вариатора 29 в виде регулируемой объемной гидропередачи. Аналогично бесступенчатый вариатор 29 может быть выполнен в виде регулируемой электропередачи, в виде механической бесступенчатой передачи и т.д.

Предложенная коробка передач транспортного средства работает в двух режимах.

Первый режим, режим ступенчатого изменения скорости движения транспортного средства, обеспечивается в положении вала 16 и муфты 12, показанном на схемах. В зависимости от положения управляющих муфт 10, 11, а также муфты 12, управление которой осуществляется с помощью рычага

14 через механизм управления 13, обеспечиваются различные ступенчато-изменяемые скорости движения транспортного средства. Для примера, в изображенном варианте планетарного механизма 3 обеспечивается восемь передач переднего хода и две передачи заднего хода, Связь звеньев 6, 7, 8 планетарного механизма 3 с корпусом 26 через упругую торсионную часть 25 обеспечивает гашение динамических нагрузок, возникающих при работе коробки передач, чем повышается ее долговечность, а бесступенчатый вариатор 29 при этом или может не устанавливаться, или использоваться для

других целей, например, осуществления бесступенчато регулируемого отбора мощности и т.д.

И второй режим, режим бесступенчатого регулирования скорости движения транспортного средства, обеспечивается при выводе посредством рычага 21 вала 16 в левое положение. При этом венец 22 отсоединяется от корпуса 26, а венец 27 связывается с венцом 30, т.е. вал 16 подсоединяется

к выходному элементу 28 бесступенчатого вариатора 29. За счет включения различных позиций муфт 10, 11 и 12 выбирается диапазон регулирования скорости, а за счет изме- нения параметра регулирования

бесступенчатого вариатора 29 осуществляется регулирование скорости в выбранное диапазоне. Механизм 3, получающий функции дифференциального механизма, совместно с бесступенчатым вариатором 2Ј

образуют двухпоточную бесступенчатую передачу, обеспечивающую, для примера Е приведенном исполнении, семь диапазонов бесступенчатого регулирования скоростс переднего хода и два диапазона бесступенчатого регулирования скорости заднего хода, а также одну прямую передачу,

Введение упомянутых изменений в ко робку передач транспортного средстве обеспечит расширение ее технологически

возможности за счет дополнительной возможности бесступенчатого регулирования скорости движения транспортного средст ва.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средст ва, содержащая входной и выходной валы с установленными на них подвижно в ocesoN направлении зубчатыми муфтами, управля

емыми механизмом управления, планетар ный механизм, содержащий сателлиты водило, солнечные и коронные шестерни установленные с возможностью соеди нения через упомянутые зубчатые муфты с ведущим и ведомым валами, и дополнитель

ный торсионный вал, связанный с корпусом, выполненный подвижным в осевом направлении от Механизма управления и снабженный зубчатой муфтой для взаимодействия с зубчатыми венцами соответственно коронной шестерни и водила планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей за счет обеспечения дополнительного бесступенчатого регулирования скорости, он

0

снабжен бесступенчатым вариатором, зубчатая муфта торсионного вала установлена на валу с возможностью осевого перемещения, а торсионный вал связан с дополнительным рычагом управления, снабжен дополнительным зубчатым венцом для соединения соответственно с корпусом и с выходным валом бесступенчатого вариатора, связанного входным звеном с входным валом коробки передач.

Похожие патенты SU1765036A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Амельянчик Василий Васильевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Черкас Александр Адамович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1375241A1
Коробка передач транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
SU1504110A1
Ведущий мост транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Войчинский Станислав Михайлович
SU1391982A1
ТРАНСМИССИЯ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 1994
  • Ксеневич Иван Павлович
RU2041583C1
Бесступенчатая коробка передач 2023
  • Долматов Игорь Александрович
RU2806843C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, МЕХАНИЗМ РЕВЕРСИРОВАНИЯ, МОДУЛЬ ВАРЬИРОВАНИЯ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ 2006
  • Лебедьков Константин Владимирович
  • Лебедьков Владимир Михайлович
RU2300032C1
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Довнар Олег Казимирович
  • Савицкий Владимир Григорьевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
SU1049273A1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2012
  • Смирнов Геннадий Владимирович
RU2518136C2
Гидромеханическая передача транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1449369A2
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ 1999
RU2162799C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 765 036 A1

Реферат патента 1992 года Коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств. Цель изобретения состоит в расширении технологических возможностей за счет дополнительного бесступенчатого регулирования скорости движения транспорт- ного средства. Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с солнечными и коронными шестернями, водилом 8 и сателлитами, муфту 10 для выборочной связи солнечных шестерен с входным валом 1, муфту 11 для выборочной связи коронной шестерни, водила или солнечной шестерни с выходным валом 2, зубчатую управляемую муфту 12 а также основной механизм управления 13 с рычагом 14. Возможно любое количество звеньев планетарного механизма 3 и число управляемых муфт 10, 11, 12, а также и любые конструкции механизмов управления 13. Зубчатая управляемая муфта 12 подвижно установлена на дополнительном торсионном валу 16 и имеет возможность выборочного взаимодействия ее венца 17 с венцами планетарного механизма. Вал 16 связан с дополнительным рычагом 21 для установки в две позиции. В первой позиции (показано на схеме) он соединяет муфту 12 с корпусом. Во второй позиции (левое положение) он связывает муфту 12 с выходным элементом бесступенчатого вариатора 29. Венец 27 может связываться с венцом 30 вала 31 выходного элемента 28 бесступенчатого вариатора 29 в виде шлицевого соединения (фиг.1), при этом передаточное отношение равно единице, или в виде зубчатого соединения (фиг.2), при этом обеспечивается отличное от единицы передаточное отношение между валом 31 и валом 16. На схемах приведено выполнение бесступенчатого вариатора 29 в виде регулируемой объемной гидропередачи, в виде регулируемой электропередачи, в виде механической бесступенчатой передачи 2 ил сл С XI ON СЛ О СО ON

Формула изобретения SU 1 765 036 A1

21

29

18

-U

Г-V/-; а/

$LMJ

I д

ЧЬр--ч

i

25 tZ&/ /

18 8

ш

П

Фаг

гб

25 /

я

ъ

Г

//

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1765036A1

Авторское свидетельство СССР № 1690314,кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 765 036 A1

Авторы

Довнар Олег Казимирович

Трич Алексей Анатольевич

Николаенко Владимир Лаврентьеви

Давыдов Валерий Сергеевич

Бобровник Александр Иванович

Даты

1992-09-30Публикация

1988-02-26Подача