Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств.
Цель настоящего изобретения состоит в расширении технологических возможностей за счет дополнительного бесступенчатого регулирвоания скорости движения транспортного средства.
На фиг.1 - схема предложенной коробки передач с непосредственной связью вала выходного элемента бесступенчатого вариатора с частью зубчатой управляемой муфты; на фиг.2 - фрагмент схемы предложенной коробки передач со связью вала выходного элемента бесступенчатого
вариатора с частью зубчатой управляемой муфты через шестеренную передачу.
Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с двумя солнечными шестернями 4, 5, двумя коронными шестернями 6, 7 и водилом 8 с сателлитами 9, муфту 10 для выборочной связи солнечных шестерен 4, 5 с входным валом 1, муфту 11 для выборочной связи коронной шестерни 7, водила 8 или солнечной шестерни 5 с выходным валом 2, зубчатую управляемую муфту 12, а также основной механизм управления 13с рычагом 14, Возможно и другое количество звеньев планетарного механизма 3, другое число управляемых муфт 10, 11, 12, а также и другие конструкции механизмов управления 13. Зубчатая управляемая муфта 12 подвижно соединена, например, шлицами 15 с дополнительным торсионным валом 16 и с помощью рычага 14 может выборочно взаимодействовать своим венцом 17 с венцами 18, 19, 20 соответственно коронной шестерни б, коронной шестерни 7, или водила 8, а вал 16 связан с дополнительным рычагом 21 для установки в две позиции. В первой позиции (показано на схеме) он посредством дополнительного венца 22, выполненного на конце 23 и соединенного с концом 24 посредством упругой торсионной части 25 связывает муфту 12 с корпусом 26. Во второй позиции (левое положение) он посредством венца 27 связан с выходным эелментом 28 бесступенчатого вариатора 29. Венец 27 можетсвязываться с венцом 30 вала 31 выходного элемента 28 бесступенчатого вариатора 29 или в виде шлицевого соединения (фиг.1), при этом передаточное отношение равно единице, или в виде зубчатого соединения (фиг.2), при этом обеспе- чивается отличное от единицы передаточное отношение между валом 31 и валом 16. На схемах приведено выполнение бесступенчатого вариатора 29 в виде регулируемой объемной гидропередачи. Аналогично бесступенчатый вариатор 29 может быть выполнен в виде регулируемой электропередачи, в виде механической бесступенчатой передачи и т.д.
Предложенная коробка передач транспортного средства работает в двух режимах.
Первый режим, режим ступенчатого изменения скорости движения транспортного средства, обеспечивается в положении вала 16 и муфты 12, показанном на схемах. В зависимости от положения управляющих муфт 10, 11, а также муфты 12, управление которой осуществляется с помощью рычага
14 через механизм управления 13, обеспечиваются различные ступенчато-изменяемые скорости движения транспортного средства. Для примера, в изображенном варианте планетарного механизма 3 обеспечивается восемь передач переднего хода и две передачи заднего хода, Связь звеньев 6, 7, 8 планетарного механизма 3 с корпусом 26 через упругую торсионную часть 25 обеспечивает гашение динамических нагрузок, возникающих при работе коробки передач, чем повышается ее долговечность, а бесступенчатый вариатор 29 при этом или может не устанавливаться, или использоваться для
других целей, например, осуществления бесступенчато регулируемого отбора мощности и т.д.
И второй режим, режим бесступенчатого регулирования скорости движения транспортного средства, обеспечивается при выводе посредством рычага 21 вала 16 в левое положение. При этом венец 22 отсоединяется от корпуса 26, а венец 27 связывается с венцом 30, т.е. вал 16 подсоединяется
к выходному элементу 28 бесступенчатого вариатора 29. За счет включения различных позиций муфт 10, 11 и 12 выбирается диапазон регулирования скорости, а за счет изме- нения параметра регулирования
бесступенчатого вариатора 29 осуществляется регулирование скорости в выбранное диапазоне. Механизм 3, получающий функции дифференциального механизма, совместно с бесступенчатым вариатором 2Ј
образуют двухпоточную бесступенчатую передачу, обеспечивающую, для примера Е приведенном исполнении, семь диапазонов бесступенчатого регулирования скоростс переднего хода и два диапазона бесступенчатого регулирования скорости заднего хода, а также одну прямую передачу,
Введение упомянутых изменений в ко робку передач транспортного средстве обеспечит расширение ее технологически
возможности за счет дополнительной возможности бесступенчатого регулирования скорости движения транспортного средст ва.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средст ва, содержащая входной и выходной валы с установленными на них подвижно в ocesoN направлении зубчатыми муфтами, управля
емыми механизмом управления, планетар ный механизм, содержащий сателлиты водило, солнечные и коронные шестерни установленные с возможностью соеди нения через упомянутые зубчатые муфты с ведущим и ведомым валами, и дополнитель
ный торсионный вал, связанный с корпусом, выполненный подвижным в осевом направлении от Механизма управления и снабженный зубчатой муфтой для взаимодействия с зубчатыми венцами соответственно коронной шестерни и водила планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей за счет обеспечения дополнительного бесступенчатого регулирования скорости, он
0
снабжен бесступенчатым вариатором, зубчатая муфта торсионного вала установлена на валу с возможностью осевого перемещения, а торсионный вал связан с дополнительным рычагом управления, снабжен дополнительным зубчатым венцом для соединения соответственно с корпусом и с выходным валом бесступенчатого вариатора, связанного входным звеном с входным валом коробки передач.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1375241A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1504110A1 |
Ведущий мост транспортного средства | 1986 |
|
SU1391982A1 |
ТРАНСМИССИЯ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 1994 |
|
RU2041583C1 |
Бесступенчатая коробка передач | 2023 |
|
RU2806843C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, МЕХАНИЗМ РЕВЕРСИРОВАНИЯ, МОДУЛЬ ВАРЬИРОВАНИЯ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ | 2006 |
|
RU2300032C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1049273A1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1987 |
|
SU1449369A2 |
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ | 1999 |
|
RU2162799C2 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач самоходных машин типа тракторов и аналогичных транспортных средств. Цель изобретения состоит в расширении технологических возможностей за счет дополнительного бесступенчатого регулирования скорости движения транспорт- ного средства. Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с солнечными и коронными шестернями, водилом 8 и сателлитами, муфту 10 для выборочной связи солнечных шестерен с входным валом 1, муфту 11 для выборочной связи коронной шестерни, водила или солнечной шестерни с выходным валом 2, зубчатую управляемую муфту 12 а также основной механизм управления 13 с рычагом 14. Возможно любое количество звеньев планетарного механизма 3 и число управляемых муфт 10, 11, 12, а также и любые конструкции механизмов управления 13. Зубчатая управляемая муфта 12 подвижно установлена на дополнительном торсионном валу 16 и имеет возможность выборочного взаимодействия ее венца 17 с венцами планетарного механизма. Вал 16 связан с дополнительным рычагом 21 для установки в две позиции. В первой позиции (показано на схеме) он соединяет муфту 12 с корпусом. Во второй позиции (левое положение) он связывает муфту 12 с выходным элементом бесступенчатого вариатора 29. Венец 27 может связываться с венцом 30 вала 31 выходного элемента 28 бесступенчатого вариатора 29 в виде шлицевого соединения (фиг.1), при этом передаточное отношение равно единице, или в виде зубчатого соединения (фиг.2), при этом обеспечивается отличное от единицы передаточное отношение между валом 31 и валом 16. На схемах приведено выполнение бесступенчатого вариатора 29 в виде регулируемой объемной гидропередачи, в виде регулируемой электропередачи, в виде механической бесступенчатой передачи 2 ил сл С XI ON СЛ О СО ON
21
29
18
-U
Г-V/-; а/
$LMJ
I д
ЧЬр--ч
i
25 tZ&/ /
18 8
ш
П
Фаг
гб
25 /
я
ъ
Г
//
Авторское свидетельство СССР № 1690314,кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-09-30—Публикация
1988-02-26—Подача