Изобретение предназначено для использования на массовых пассажирских лифтах с автоматическим приводом дверей.
Известно устройство безопасности для лифта, предназначенное для предотвращения движения лифта с открытыми дверями кабины и шахты, которое выполнено в виде
выключателей, контролирующих состояние дверей шахты, и выключателя, контролирующего состояние дверей кабины (ДК) лифта, которые включены от источника питания в одну последовательную цепь с реле контроля дверей (РКД). При открытии дверей кабины на каком-либо этаже открываются двери
шахты, которые механически связаны со створками дверей кабины. При этом размыкается контакт выключателя дверей кабины ДК 1 и контакты выключателей дверей шахты ДШ1, Д31, Д32, относящиеся к этажу, на котором открываются двери шахты. При открытии дверей происходит отключение реле контроля дверей, которое размыкает свой замыкающий контакт в цепи катушек контакторов, подающих питание на приводной электродвигатель лифта, что приводит к невозможности движения лифта с открытыми дверями кабины и шахты, так как указанный замыкающий контакт РКД при открытых дверях кабины или шахты разомкнут и пре- пятствует включению контакторов и, следовательно, движению лифта с открытыми дверями. Известное техническое решение является наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому.
Недостаток известного устройства состоит в том, что в нем не обеспечивается контроль за исправным состоянием каждого контакта выключателей ДК и имеющихся на каждом этаже Д31, ДШ, Д32, что может привести к движению лифта с открытой дверью кабины или одной из шахтных створок. Например, при неисправности (перемычке) на контактах выключателей дверей шахты ДШ и ДЗ лифт приходит в движение с открытой створкой шахтной двери. При перемычке на контакте выключателя контроля дверей кабины ДК1 и исправном состоянии ДШ1, Д31. Д32 лифт приходит в движение с открытой дверью кабины. При неисправном состоянии ДК1, ДШ и одном из ДЗ и исправном состоянии другого ДЗ схема лифта не реагирует на эту неисправность, реле РКД нормально отключается исправным контактом ДЗ, но после закрытия дверей возможно движение лифта при открытии дверей кабины и одной створки шахты на другом этаже. Таким образом, устройство безопасности не реагирует на не- исправность (перемычки) любых трех контактов из четырех (ДК.1Д31, ДШ.1Д32), размыкающихся при открытии дверей лифта, а также на общую перемычку дверей шахты или на общую перемычку по всем четырем контактам, что может привести к несчастным случаям. В известном устройстве безопасности не обеспечивается контроль за исправностью цепи безопасности, отсутствует самоконтроль устройства. Поэ- тому при эксплуатации лифта, в котором используется это известное устройство, необходима ежедневная проверка цепей ДК, ДЗ, ДШ. Проверка производится дежурным механиком вручную с помощью шаблона,
который поочередно вводится между створками дверей кабины и дверей шахты на каждом этаже, что позволяет проверяющему установить движется или не движется лифт при неполностью закрытых дверях кабины или шахты. Эта проверка не обеспечивает контроля каждого выключателя, например, ДШ, т.к. при перемычке на ДШ и вставленном шаблоне, при исправных выключателях ДЗ, лифт приходит в движение, т.е. при неисправности еще одного из выключателей ДЗ, лифт приходит в движение с открытой створкой дверей шахты.
Целью изобретения является повышение безопасности лифта путем автоматической блокировки движения кабины при неисправном состоянии любого из контактов выключателей дверей кабины и шахты и при проникновении в шахту посторонних лиц, а также снижение эксплуатационных расходов путем автоматического контроля каждого контакта конечного выключателя дверей кабины и шахты лифта.
Для этого устройство для автоматического управления включением привода дви- жения кабины лифта, содержащее последовательно соединенные контакты выключателей дверей кабины и шахты и реле контроля дверей, подключенные к источнику питания, реле реверса дверей и реле точной остановки, подключенные одним концом обмотки непосредственно к источнику питания, снабжено последовательно соединенными между собой резисторами по числу выключателей дверей кабины и шахты лифта, включенными или параллельно, двумя последовательно соединенными между собой дополнительными резисторами, двумя параллельно соединенными между собой реле разбаланса, трехпозиционным реле, выключателем реверса дверей и дополнительным источником питания первого реле разбаланса, выполненным на тиристоре, транзисторе, конденсаторе и потенциометре, при этом дополнительные резисторы с последовательно соединенными резисторами, включенными параллельно выключателям дверей кабины и шахты, и реле контроля дверей образуют мостовую схему, в одну из диагоналей которой включены последовательно соединенные обмотка трехпозици- онного реле и размыкающий контакт реле контроля дверей, обмотка каждого реле разбаланса подключена к источнику питания одним концом непосредственно, а вторым - через замыкающий контакт трехпозицион- ного реле, кроме того, второй конец обмотки первого реле разбаланса соединен с катодом тиристора дополнительного источника
питания и с одним из выводов собственного замыкающего контакта, другой вывод которого является выходом устройства, а второй конец обмотки второго реле разбаланса соединен с источником питания через собственный замыкающий контакт и с одним из выводов замыкающего контакта реле контроля дверей, другой вывод которого является выходом устройства, обмотка реле реверса дверей другим концом через второй замыкающий контакт первого реле разбаланса, параллельно которому включен через разомкнутую кнопку выключатель реверса дверей, подключен к источнику питания, обмотка реле точной остановки другим концом через последовательно соединенные размыкающие контакты первого и второго реле разбаланса подключена к источнику питания, конденсатор дополнительного источника питания одним выводом соединен с источником питания непосредственно, а другим - с одним выводом потенциометра и с эмиттером транзистора, первая и вторая база которого подключены к источнику питания, анод и управляющий электрод тиристора подключены к источнику питания, второй вывод потенциометра через третий замыкающий контакт реле разбаланса подключен к источнику питания.
На чертеже представлена схема предложенного устройства.
Устройство содержит последовательно соединенные в цепь размыкающие контакты выключателей дверей кабины 1 и дверей шахты всех этажей 2,3,4,5,6 (в данном случае контакты 2,3,4 относятся к выключателям одного этажа, которые представляют собой два замка двух створок дверей шахты и один замок притвора дверей шахты, а контакты 5 и 6 относятся к выключателям любого другого этажа), и реле контроля дверей 7, обмотка которого подключена к указанной цепи размыкающих контактов. Параллельно каждому из контактов 1-6 подключены резисторы 8,9,10,11,12,13, которые соединены между собой последовательно. Параллельно цепи из контактов 1-6 и реле 7 подключена цепь, содержащая два дополнительных резистора 14 и 15. Величина сопротивления резистора 14 равна сумме величин сопротивлений резисторов 8,9,10,11, а величина сопротивления резистора 15 равна величине сопротивления обмотки реле 7 контроля дверей. Контакты 1-6 вместе с параллельно подключенными к ним резисторами 8-13, обмотка реле 7, резисторы 14 и 15 соединены между собой в виде плеч мостовой измерительной схемы, в одну из диагоналей которой включены последовательно размыкающий контакт 7-1
реле 7 и обмотка трехпозиционного поляризованного реле 16. Устройство содержит также два реле разбаланса 17 и 18 для контроля 18 мостовой схемы, обмотки которых
включены между собой параллельно и соединены с источником питания одним концом непосредственно, вторым - через замыкающий контакт 16-1 трехпозиционного реле 16. Второй конец обмотки первого
реле 17 соединен с одним из выводов собственного замыкающего контакта 17-1, другой вывод которого является выходом устройства. Второй конец обмотки второго реле разбаланса 18 соединен с источником
питания через собственный замыкающий контакт 18-1 и с одним из выводов замыкающего контакта 7-2 реле контроля дверей, другой вывод которого является выходом устройства. Устройство включает второй источник питания первого реле разбаланса 17, выполненный на тиристоре 19, катод которого подключен к обмотке реле 17, конденсаторе 20, транзисторе 21 и потенциометре 22, который одним выводом подключен к
конденсатору, а вторым - через замыкающий контакт 17-2 первого реле разбаланса 17 к источнику питания. Кроме того, устройство соодержит реле реверса дверей 23 и реле точной остановки 24. Обмотка реле 23
соединена с источником питания одним концом непосредственно, а вторым через третий замыкающий контакт 17-3 реле 17, параллельно которому через разомкнутую кнопку включен выключатель 25 реверса
дверей. Обмотка реле 24 соединена с источником питания одним концом непосредственно, а вторым - через последовательно соединенные размыкающие контакты 17-4 и 18-2 первого 17 и второго 18 реле разбаланса.
Резисторы 26, 27 и конденсаторы 28, 29 служат для обеспечения выдержки времени на включение реле 17 и 18.
Для ограничения тока однопереходного
транзистора 21 служит резистор 30. Диод 31 предназначен для защиты управляющего электрода тиристора 19. Светодиоды 32 и 33 служат для визуального контроля включения реле разбаланса. Резистор 34 и стабилитрон 35 образуют стабилизированный источник питания для исполнительных элементов схемы.
Перед началом работы выход, образо- ванный выводом контакта 17-1 подключают к замыкающему контакту реле импульса точной остановки, а выход, образованный выводом контакта 7-2 - к замыкающему контакту реле открытия дверей электриче- ской схемы лифта.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
При нормальной работе лифта при открытых дверях кабины и шахты в точной остановке кабины размыкаются четыре выключателя 1,2,3,4 (1-кабины, а 2,3,4 - три замка дверей шахты, имеющиеся на каждом этаже и последовательно с обмоткой реле контроля дверей 7 подключаются резисторы 8,9,10,11, а остальные сопротивления (резисторы) 12,13 и т.д. -остаются зашунти- рованными нормально замкнутыми контактами выключателей дверей шахты (5,6 и т.д.) соответствующих других этажей.
При условии равенства сопротивлений соседних плеч мостовая электрическая схема сбалансирована. Такое равенство имеет место именно при нормальной работе лифта, когда соблюдено вышеоговоренное условие - при нахождении кабины в точной остановке и размыкании именно четырех контактов при открытии дверей. В результате равенства сопротивлений соседних плеч моста (Ri4 Re + Rg + Rio + RII и Ris R) разность потенциалов в точках А и В равна нулю, реле 16 отключено, его контакт 16-1 находится в нейтральном положении, реле разбаланса 17 и 18 отключены, их контакты 17-4 и 18-2 замкнуты, что обеспечивает включение реле точной остановки 24, а его контакты, находящиеся в цепи контакторов привода лифта, обеспечивают возможность включения этого привода.
Размыкание любого другого количества контактов - меньшее или большее четырех - приводит к разбалансу мостовой схемы и включению реле 16. Если разомкнутых контактов меньше четырех, включается первое реле разбаланса 17, если же больше четырех-второе реле разбаланса 18. Включение того или другого реле разбаланса зависит от направления тока в диагонали мостовой схемы.
Последовательно включенные контакты реле открытия дверей и 7-2 реле контроля дверей включают реле разбаланса 18 при общей перемычке на выключателях дверей лифта (1-4 или 1-6), т.е. при нарушении электромехаником правил технического обслуживания лифта и установке общей перемычки на все двери лифта. В этом случае устройство отключает лифт при открытии дверей кабины в точной остановке.
Возможно возникновение аварийного состояния лифта при проникновении в шахту, когда имеет место открытие шахтной двери на этаже, где нет кабины (она может быть в точной остановке на другом этаже, либо между этажами).
Если кабина находится в точной остановке, то при открытых дверях кабины и шахты и открытии еще одной створки на соседнем этаже размыкаются контакты шести выключателей (дверей кабины, дверей шахты этажа, где стоит кабина и по меньшей мере двух контактов дверей шахты другого этажа). Происходит разбаланс моста, контактом 16-1 включается реле 18, а егозамыкающий контакт 18-1 замыкается и ставит реле 18 на самопитание. Контакт 18-2 размыкается, чем исключается возможность включения привода лифта.
Если кабина находится в точной остановке или между этажами и открывается створка шахтной двери на любом этаже, что размыкаются два выключателя шахтной двери (замок соответствующей створки и замок притвора). Мост разбалансируется и
включается реле 17. Если при этом кабина находится между этажами, то реле 27 встает на самопитание по цепи: плюс источника питания, замкнутый контакт реле импульса точной остановки, которое включено при отсутствии кабины в точной остановке, и нормально замкнутый контакт 17-1. Если же кабина находится в точной остановке на этаже, возникает ситуация, описанная в первом случае (открытие створки двери шахты
на одном этаже при открытых дверях кабины и шахты на другом), при этом включается реле 18 и встает на самопитание, а привод лифта отключается.
Поскольку величина сопротивления резистора 8, соответствующего размыкающему контакту дверей кабины, установлена равной сумме сопротивлений резисторов 9,10,11, соответствующих размыкающим контактам дверей шахты одного этажа (по
одному замку на каждую створку и один замок притвора), обеспечивается отключение лифта при открытии по одной створке двери шахты на разных этажах, т.к. при этом величина сопротивления от размыкания четырех выключателей (контакты 3,4,5,6, два из которых связаны соответственно с одной из створок дверей шахты двух этажей, а два других - с замками притвора этих этажей) всегда меньше величины сопротивления от
размыкания выключателей (контакты 1,2,3,4) при открытии дверей кабины и шахты, когда кабина находится в точной остановке. Размыкание контактов 3,4,5,6, имеющее место при проникновении в шахту
(аварийная ситуация), приводит к разбалансу мостовой схемы, включению реле разбаланса 17 или 18 (в зависимости от положения кабины) и отключению привода лифта.
При работе лифта возможна ситуация, когда предмет малых размеров (спичечный коробок) попадает между створками шахтных дверей. В этом случае двери кабины закрылись, контакт 1 замкнулся, а одна из створок шахты недозакрылась, в результате контакт ее замка (2 или 4) и контакт замка притвора (3) не замкнулись. Вместо четырех контактов (1,2,3 и 4) будет включены только два (1 и 2 или 1 и 4 в зависимости от того, какая створка - правая или левая - не закрылись). Включается реле 17 и своим контактом 17-3 выдает команду на реверс (открывание) дверей. Ограничение количества реверсов обеспечивается следующим образом: при включении реле 17 замыкается контакт 17-2, в результате чего включаются потенциометр 22 и емкость 20 цепи питания однопереходного транзистора 21. При достижении в емкости 20 определенной величины напряжения происходит ее разряжение, включающее транзистор 21, чем обеспечивается включение тиристора 19, катод которого подключен к выводу обмотки реле 17. Образуется цепь самопитания реле 17, и контакт 17-4 остается разомкнутым, что исключает включение привода лифта.
Количество реверсов определяется параметрами цепочки из потенциометра 22 и емкости 20.
В случае обрыва (нарушения контакта) цепи шунтирующих резисторов 8-13 сопротивление плеча мостовой схемы становится бесконечно большим, происходит разбаланс схемы, включается реле 18 и встает на самопитание, а контакт 18-2 размыкается, исключая возможность включения привода лифта.
Наличие светодиодов 32 и 33 в цепях обмоток реле разбаланса 17 и 18 позволяют визуально установить наличие сбоя в работе лифта. Кроме того, замыкающие контакты реле 17 и 18 могут быть включены в цепь, соединяющую данное устройство с диспетчерским пультом, куда будет поступать сигнал о неисправности в устройстве управления.
Описанное устройство осуществляет автоматический контроль выключателей дверей шахты при открытии или закрытии дверей при работе лифта так, что любая неисправность (перемычка) на любом контакте приводит к отключению лифта. Возможен контроль каждого выключателя дверей лифта даже при исключении из работы выключателя замка притвора дверей шахты. Повышение безопасности работы лифта обеспечивается описанным устройством за счет автоматического контроля каждого контакта конечных выключателей
дверей кабины и шахты лифта и отключения лифта при попытке проникновения в шахту. При использовании предложенного устройства снижаются эксплуатационные расходы лифта, т.к. отпадает необходимость в ежесменной проверке дежурным механиком исправности всех контактов выключателей дверей кабины и шахты на всех этажах (при этом кабина лифта остается на том этаже, где неисправны контакты).
Формула изобретения Устройство для автоматического управления включением привода движения кабины лифта, содержащее последовательно соединенные между собой контакты выклю- чаталей дверей кабины и шахты и реле контроля дверей, подключенные к источнику питания, реле реверса дверей и реле точной
остановки, подключенные одним концом обмотки непосредственно к источнику питания, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности работы лифта путем автоматической блокировки движения
его кабины при неисправном состоянии любого из контактов выключателей дверей кабины и шахты и при проникновении посторонних лиц в шахту, а также снижения эксплуатационных расходов, оно снабжено
последовательно соединенными между собой резисторами по числу выключателей дверей кабины и шахты лифта, включенными им параллельно,двумя последовательно соединенными между собой дополнительными резисторами, двумя параллельно соединенными между собой реле разбаланса, трехпозиционным реле, выключателем реверса дверей и дополнительным источником питания первого реле разбаланса,
выполненным на тиристоре, транзисторе, конденсаторе и потенциометре, при этом дополнительные резисторы, последовательно соединенные резисторы и реле контроля дверей выполнены по мостовой
схеме, в одну из диагоналей которой включены последовательно соединенные обмотка трехпозиционного реле и размыкающий контакт реле контроля дверей, обмотка каждого реле разбаланса подключена к источнику питания одним концом непосредственно, а вторым - через замыкающий контакт трехпозиционного реле, кроме того, второй конец обмотки первого реле разбаланса соединен с катодом тиристора дополнительного источника питания и с одним из выводов собственного замыкающего контакта, другой вывод которого является выходом устройства, а второй конец обмотки второго реле разбаланса соединен с источ- ником питания через собственный замыкающий контакт и с одним из выводов замыкающего контакта реле контроля дверей, другой вывод которого является выходом устройства, обмотка реле реверса дверей другим концом через второй замыкающий контакт первого реле разбаланса, параллельно которому включен через разомкнутую кнопку выключатель реверса дверей, подключена к источнику питания, обмотка реле точной остановки другим концом через последовательно соединенные размыкающие контакты первого и второго реле разбам
ланса подключена к источнику питания, конденсатор дополнительного источника питания одним выводом соединен с источником питания непосредственно, а другим - с одним выводом потенциометра и с эмиттером транзистора, первая и вторая базы которого подключены к источнику питания, анод и управляющий электрод тиристора подключены к источнику питания, второй вывод потенциометра через третий замыкающий контакт реле разбаланса подключен к источнику питания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ ЛИФТА | 1992 |
|
RU2006438C1 |
РЕЛЕ-КОНТАКТНАЯ ЗАЩИТА ЛИФТА (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2196095C2 |
Устройство для обеспечения безопасности работы лифта | 1986 |
|
SU1364588A1 |
Устройство для обеспечения безопасности лифта | 1988 |
|
SU1666436A1 |
УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ЛИФТА УБ-2М | 1997 |
|
RU2148008C1 |
УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ЛИФТА | 1997 |
|
RU2148009C1 |
Устройство для обеспечения безопасности работы лифта | 1988 |
|
SU1661126A1 |
Устройство для контроля работы пассажирского лифта | 1988 |
|
SU1569312A1 |
УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ЛИФТА | 1997 |
|
RU2148007C1 |
Устройство для обеспечения безопасности лифта | 1983 |
|
SU1184777A1 |
Сущность устройства для автоматического управления включением привода движения кабины лифта заключается в том, что устройство содержит последовательно соединенные в цепь размыкающие контакты выключателей дверей кабины 1 и дверей шахты всех этажей 2-6 и реле контроля дверей 7, обмотка которого подключена к указанной цепи размыкающих контактов. Параллельно каждому из контактов подключены резисторы 8-13, которые соединены между собой последовательно. Параллельно цепи из контактов и реле подключена цепь, содержащая два дополнительных резистора 14 и 15. Величина сопротивления резистора 14 равна сумме величин сопротивлений резисторов 8-11, а величина сопротивления резистора 15 равна величине сопротивления обмотки реле 7 контроля дверей. Контакты 1-6 вместе с параллельно подключенными к ним резисторами 8-13, обмотка реле 7, резисторы 14 и 15 соединены между собой в виде плеч мостовой измерительной схемы, в одну из диагоналей которой включены последовательно размыкающий контакт 7-1 реле 7 и обмотка трех- позиционного поляризованного реле 16. Устройство содержит также два реле разбаланса 17 и 18 для контроля мостовой схемы, источник питания первого реле разбаланса 17, выполненный на тиристоре 19, катод которого подключен к обмотке реле 17, конденсатор 20, транзистор 21 и потенциометр 22, реле реверса дверей 23 и реле точной становки 24, выключатель 25.Резисторы 26, 27 и конденсаторы 28, 29 служат для обеспечения выдержки времени на включение реле 17 и 18. Для ограничения тока однопе- реходного транзистора 21 служит резистор 30. Диод 31 предназначен для защиты управляющего электрода 19, Светодиоды 32 и 33 служат для визуального контроля включения реле разбаланса. Резистор 34 и стабилитрон 35 образуют стабилизированный источник питания для исполнительных элементов схемы. 1 ил. со с sl ON СЛ О Ю О
Полковников B.C | |||
и др | |||
Монтаж лифтов | |||
М.: Высшая школа, 1981, с.178. |
Авторы
Даты
1992-09-30—Публикация
1990-03-28—Подача