Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам постоянного тока малой и средней мощности.
На катушки полюсов указанных машин в общем случае действуют различные по величине и направлению силы, зависящие от массы катушек, усилия магнитного притяжения к катушкам соседних полюсов, вибраций машины под действием как внешних, так и внутренних сил. Эти силы стремятся перемещать катушку в радиальном и аксиальном направлениях, что приводит к нарушению распределения МДС полюсов.
Известен полюс электрической машины, содержащий массивный ферромагнитный сердечник, катушку и упругий элемент. Последний имеет с одного конца отогнутую часть, прилегающую к торцевой поверхности каркаса катушки, и выступ выпуклой формы, расположенный в зазоре между каркасом катушки и сердечником полюса. ..Кроме того, на боковых поверхностях сердечника упругие элементы закреплены по .
Данный полюс не обеспечивает надежного крепления катушек различной высоты в машинах одного габарита без дополнительных элементов крепления.
Наиболее близким по техничесой сущности и достигаемому результату является полюс электрической машины, содержащий ферромагнитный сердечник с наконечником и катушку, закрепленную на сердечнике посредством упругих элементов 2 Каждый из них имеет Г-образную форму и один его конец расположен в зазоре между катушкой и сердечником, а другой конец изогнутой формы контактирует через прокладку с катушкой. Этот же участок упругого элемента свободным концом входит в паз сердечника.
Известному полюсу присущи недостатки аналога и, кроме того, он сложен не только конструктивно, но и технологически как в изготовлении, так и в сборке.
k
О
ел
00 Os 4D
Целью изобретения является упрощение сборки полюса и повышение надежности крепления катушки.
Поставленная цель достигается тем, что полюс электрической машины содержит ферромагнитный сердечник с полюсным наконечником и катушку, закрепленную на сердечнике посредством упругих элементов. Каждый из последних имеет одну отогнутую концевую часть, контактирующую с торцовой поверхностью катушки, и другую часть, расположенную между катушкой и сердечником. Согласно изобретению часть каждого упругого элемента, расположенная между катушкой и сердечником, выполнена V-образной формы и одна сторона прилегает к торцевой поверхности сердечника, на которой выполнены пазы, а на прилегающей стороне упругого элемента - выступ, при этом указанный выступ входит в паз сердечника.
Изобретение поясняется чертежом, на котором представлен продольный разрез полюса.
Полюс содержит изолированный фер- ромагнитный сердечник 1, имеющий по боковым сторонам полюсные наконечники 2, на которые опирается катушка 3. Снизу и сверху она охвачена изоляционными рамками 4, В зазорах между торцами сердечника 1 и катушки 3 слева и справа расположены упругие элементы 5. Каждый из них выполнен V-образным и одна из его сторон, прилегающая к сердечнику 1, снабжена выступом 6 и ее конец имеет полку 7, а другая сторона, контактирующая с торцевой поверхностью катушки 3, имеет волнообразные полки 8. Выступ 6 со скосом в направлении сердечника входит в пазы 9 аналогичной формы. Такое конструктивное решение исключает самопроизвольный выход элемента 5 из зацепления с сердечником 1. Пазы 9 выполнены на торцевой поверхности сердечника 1 и их количество определяется необходимостью перекрытия диапазона изменения высот катушек машин данного габарита.
В заявляемой конструкции пазы выполнены в теле сердечника, но они могут быть выполнены любым известным способом и вне сердечника и прикреплены к нему.
Сборка полюса осуществляется следующим образом.
На изолированный сердечник 1 устанавливается катушка 3 с рамкой 4. Затем в зазор между торцами сердечника 1 и катушки 3 нажатием на полки 7 устанавливается V-образный упругий элемент 5. При этом выступ 6 на одном конце последнего поочередно входит в пазы 9 и останавливается в положении, обеспечивающем оптимальное нажатие упругого элемента 5 на катушку 3. Другой конец упругого элемента 5 с полками 8 соприкасается с рамкой 4 и прижимает катушку 3 к полюсному наконечнику 2.
Разборка полюса осуществляется нажатием на полку 7. При этом выступ 6 выходит из паза 9, а упругий элемет 5 легко вынимается из зазора между сердечником 1 и катушкой 3. Приведенный пример осуществления изобретения не исчерпывает всех вариантов, возможны и другие видоизменения в пределах воплощения и без обхода основного изобретательского замысла.
Размещение в заявляемом решении упругого элемента на торцах сердечника ведет по сравнению с прототипом к их сокращению вдвое, что упрощает конструкцию полюса и технологию его сборки. При этом уменьшается зазор между боковой поверхностью сердечника и катушкой, что снижает МДС, сокращает число витков катушки и таким образом уменьшает не только габариты полюса, но и его нагрев. V-образная форма упругого элемента обеспечивает повышенную жесткость крепления катушки на сердечнике за счет перераспределения сил, действующих в радиальном направлении и воспринимаемых упругим элементом.
-Наличие на упругом элементе выступа со стороны, прилегающей к торцевой поверхности сердечника, на которой выполнено несколько пазов, обеспечивает при сборке надежную фиксацию катушки и позволяет использовать упругий элемент для крепления катушек различной высоты.
Формула изобретения Полюс электрической машины, содержащий ферромагнитный сердечник с полюсным наконечником и катушку, закрепленную на сердечнике посредством упругих элементов, каждый из которых имеет одну отогнутую концевую часть, контактирующую с торцевой поверхностью катушки, и другую часть, размещенную между катушкой и сердечником, отличающий- с я тем, что, с целью упрощения сборки полюса и повышения надежности, часть упругого элемента, расположенная между катушкой и сердечником, выполнена V-образной и одна ее сторона прилегает к торцевой поверхности сердечника, на торцевой поверхности сердечника выполнены пазы, а на прилегающей стороне упругого элемента - выступ, при этом указанный выступ входит в паз сердечника.
1 5
ib
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР ТЯГОВОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2289877C2 |
Полюс электрической машины | 1987 |
|
SU1545293A1 |
Явнополюсный ротор электрической машины | 1984 |
|
SU1274074A1 |
ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2041544C1 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДИСКОВЫМ РОТОРОМ | 2004 |
|
RU2319279C2 |
Электромагнитный индикатор | 1991 |
|
SU1837376A1 |
Магнитная система электрической машины постоянного тока | 1988 |
|
SU1603484A1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА | 2002 |
|
RU2233528C2 |
Сердечник главного полюса электрической машины постоянного тока | 1989 |
|
SU1746469A1 |
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МНОГОПАКЕТНЫМ ИНДУКТОРОМ | 2009 |
|
RU2382475C1 |
Сущност изобретения: между торцом сердечника 1 полюса и катушкой 3 установлен упругий элемент 5. Отогнутая концевая часть 8 элемента 5 опирается на торцевую поверхность катушки. Элемент 5 выполнен V-образной формы и имеет выступ 6. На торцевой поверхности сердечника 1 выполнены пазы 9. Выступ 6 упругого элемента 5 входит в паз 9. Такое выполнение обеспечивает при сборке надежную фиксацию катушки и позволяет использовать одинаковые упругие элементы для крепления катушек различной высоты 1 ил.
Устройство для крепления катушкиК пОлюСу | 1979 |
|
SU843104A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Полюс электрической машины | 1982 |
|
SU1030918A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-09-30—Публикация
1990-02-26—Подача