Устройство для эвакуации при пожаре Советский патент 1992 года по МПК E06C9/14 

Описание патента на изобретение SU1770541A1

Изобретение относится к устройствам для эвакуации при пожаре путем быстрой подачи лестницы по наружной стене здания через оконные проемы с любого этажа при аварийных ситуациях.

Известно устройство для эвакуации при пожаре, включающее корпус с размещен- ной в нем сложенной лестницей, дверцу с защелкой, снабженной автоматическим приводом, наклонный рольганг, смонтированный на несущей конструкции. (1), Недостатком такого устройства .является то, что эвакуация по размотанной лестнице выполняется со значительными затратами физической энергии, расходуемой как на само передвижение по лестнице вниз, так и на удержание лестницы в одной плоскости.

Наиболее близким к изобретению является устройство для эвакуации при пожаре, включающее корпус с подпружиненной дверцей с защелкой и автоматическим приводом, размещенные в корпусе сложенную

лестницу, наклонный рольганг, установленный на несущей конструкции, и механизм подъема лестницы с несущими опорами и закрепленным на них съемным валом с приводом (2).

Недостатком известного устройства является то, что эвакуация по размотанной лестнице выполняется со значительными затратами физической энергии, расходуемой как на само передвижение по лестнице вниз, так и на удержание лестницы в одной плоскости.

Кроме того, большие затраты вспомогательного времени расходуются на укладку лестницы после ее сматывания, фиксации лестницы перед закреплением на валу и последующая расфиксация, разворот сложенной лестницы на 180° с последующим закреплением ее на упоре.

Цель изобретения - повышение удобства и безопасности эксплуатации.

Цель достигается тем, что устройство снабжено закрепленным на несущей констVIVJ

О

g

рукции за рольгангом зубчатым колесом с упругой тормозной лентой, установленной с возможностью охвата части поверхности колеса и подпружиненной относительно корпуса, бесконечной лентой, охватывающей ролики рольганга, одноплечим /, рычагами с жестко закрепленной на их концах рамкой с направляющими роликами, причем лестница выполнена в виде бесконеч ной ленты, установленной с возможностью перематывания под действием нагрузки и взаимодействующей с зубчатым колесом, имеющим обгонные муфты на торцах, внутренние обоймы которых размещены на осях, сопряженных с несущей конструкцией, а наружные сопряжены с торцами колеса, при этом несущие опоры механизма подъема лестницы установлены по ее боковым сторонам и выполнены с продольными пазами и с направляющими, Р привод ею установлен в направляющих и подпружинен в вертикальной плоскости, а одноплечие рычаги шарнирно закреплены на несущей конструкции перед рольгангом и подпружинены относительно нее с возмож ностью поворота в вертикальной плоскости, На фиг,1 изображено устройство, об щий вид; на фиг.2 - вид А на фиг, 1, на фиг 5 -вид Б на фиг. 1, привод механизма подъема лестницы в исходном положении; на фиг.4 - то же, привод механизма подъема лестницы в конечном положении; на фиг.5 - вид В на фиг.1; на фиг.6 - вид Г-на фиг 3, на фиг 7 разрез Д-Д на фиг.5; на фиг.8 - момент фиксации вала на лестнице.

Устройство для эвакуации при пожаре содержит корпус 1 с размещенной внутри сложенной рулоном лестницей 2, закры ваемый подпружиненной дверцей 3. запирающейся защелкой 4, соединенной посредством стержня 5 с сердечником 6 тя гового реле 7. Лестница 2 выполнена в виде бесконечной ленты. На несущей конструк ции 8 смонтирован наклонный рольгаш 9, охваченный бесконечной лентой 10, образуя транспортер, на который в сложенном положении свободно укладывается лестница 2, так же как на несущей конструкции 8 за наклонным рольгангом 9 шарнирно смонтировано цилиндрическое колесо 11 с зубьями 12 на периферии образующей для зацепления с перемычками лестницы 2, нз торцах колеса 11 смонтированы обгонные муфты 13, внутренние обоймы 14 которых размещены на осях 15, сопряженных с несущей конструкцией 8, а наружные обоймы 16 посредством механизма (на чертеже не показан) сопряжены с торцами колеса 11, образующая поверхность колеса 11 взаимодействует с упругой тормозной лентой 17,

выполненной г, возможностью изменения пло цади охвата посредством фрикционных элементов 18 части образующей поверхности колеса 11 в зависимости „тг величины

чэфузки нз с/одящей ветсп и подпружиненной посредством пружин 19, смонтированных в направляющих стаканах 20, относительно стенки корпуса 1, Несущие опоры 21 механизма подъема лестницы яв0 ляются одновременно ограничивающими с ойками для лестницы 2 по ширине и смон- тированы на несущей конструкции 8 включают продольные пазы 22 в вертикальной плоскости с возможностью перемещения в

5 чих ползунов 23 В отверстиях ползунов 23 смонтированы подшипники 2 качения с возможностью установки в них съемного вала 5 Привод 26 механисма подъема лест нииы 2 смонтирован в направляющих 27

0 жестко сопряженных посредством нес /шей опоры 21с несущей конструкцией 8 и подпружинен з вертикальной плоскости, например при помощи балансирной подвески 28, с возможностью перемещения в вертикаль5 чой плоскости. Привод 26 выполнен например, в виде,мотор-редуктора включает на выходном валу осевое шлицевое отверстие дг,я БОЗМО/КЬПСТЧ сспряже5 И с аналогичным ШЛ /ЩРВЫК наконечником съемного вз0 па 25. Hd несушвм гонсфукции 8 пзред .idti/юнным РОЛЫЕНГОГ/ У шарнирчо смонтированы оя юплзчие 0| 1- ги 29 и подпружи- i OHb псоре,лсгьом пэу,1/ ь 30 тно гтельно нзсущей KOHcrpv UHi « 8 с созмомюстью по5 в всотпкэльной плоское,и зк;чо-йю- щие ;-)Э концах .честко закрепленную рамку 3 1 с иаправлрющими роликами 32 и 33. Для возможности закрепления полотна лестницы 2 на съемном валу 25 смонтирован замок

0 3 Для придания лестнице 2 необходимого i- апсавления на несущей конструкции 8 смонтированы дополнительные ролики 35, 36 и 37 с амортизаторами 38 и 39.

Устройство для эвакуации при пожаре

5 работает следующим образом

При возникновении пожара сраЬатыва- ет датчик 40, смонтированный на каждом этаже, передавая сигнал по проводам 41 на тяговое реле 7, которое срабатывая, втягиО вает сердечник 6 со стержнем 5 и защелкой 4, освобождая таким образом подпружиненную дверцу 3. Направляющие ролики 32 и 33 и сложенная лестница 2, нажимая на дверцу 3, открывают ее Сложенная лестни5 ца 2, скатываясь по ленте 10 наклонного рольганга 9 и перекатываясь через направляющий ролик 32, находясь вне проема, разворачивается вдоль стены здания. При этом одноплечие рычаги 29 под действием лестницы 2 рэстягьвач поужины 30, шарнирно

поворачиваются по часовой стрелке в вертикальной плоскости до упора. Сходящая ветвь лестницы 2 располагается ближе к стене здания и взаимодействует с роликами 36, 37 и направляющим роликом 33, восхо- дящая ветвь лестницы 2 располагается за сходящей ветвью и взаимодействует с роликом 35 и направляющим роликом 32. Дверца 3 опирается на сходящую ветвь лестницы 2 вне проема. Для обеспечения амортиза- ции удара, возникающего при разматывании лестницы, на дополнительных роликах

35и 36 смонтированы аммортизаторы 38 и 39, а на колесе 11 часть удара воспринимает упругая тормозная лента 17, В случае не срабатывания автоматического привода вытягивания защелки, смонтирован дублирующий ручной привод 42 с рукоятками 43, прикрепленными к тросу на каждом этаже здания, Эвакуация осуществляется по схо- дящей ветви лестницы 2. При прикладывании веса к сходящей ветви лестницы 2 сходящая ветвь начинает перемещаться вниз, а восходящая ветвь начинает перемещаться вверх с равномерной скоростью. Сходящая ветвь лестницы 2, огибая направляющий ролик 33 и дополнительные ролики

36и 37, передает усилие на верхнюю плоскость упругой тормозной ленты 17,которая сгибаясь, увеличивает площадь охвата по- средством фрикционных элементов 18 образующей поверхности колеса 11, в зависимости от количества находящихся на сходящей ветви человек и их суммарной массы, притормаживая его. Восходящая ветвь лестницы 2, свободно огибая направляющий ролик 32 и дополнительный ролик 35, скользя по бесконечной ленте 10 наклонного рольганга 9, захватывается зубьями 12

на периферии образующей колеса 11 и по- дается на верхнюю плоскость упругой тормозной ленты 17. Чем больше усилие вниз прикладывается к сходящей ветви лестницы 2, тем больше сгибается упругая тормозная лента 17, увеличивая площадь охвата по- средством фрикционных элементов 18 образующей поверхности колеса 11 и увеличивая тормозной момент на колесе 11, исключая вращение последнего с ускорением при прикладывании возрастающей ка- грузки к сходящей ветви лестницы 2.

Для возврата лестницы в исходное положение, т.е. для ее подъема наверх, необходимо снять нагрузку со сходящей ветаи. Движение лестницы 2 прекратится. Упру- гая тормозная лента 17, разгибаясь возвратится в исходное положение, освобождая образующую поверхность колеса 11. В отверстии подшипников 24 качения ползунов 23 вставляется съемный вал 25 до сопряжения шлицевого наконечника со шлицевым отверстием выходного вала привода 26. Посредством замка 34 съемный вал 25 закрепляется на восходящей ветви лестницы 2 (см.фиг.8). Обгонные муфты 13 разъединяются механизмом (на чертеже не показан) с колесом 11. Включается привод 26. Вал 25, вращаясь против часовой стрелки, начинает наматывать лестницу 2. При этом лестница 2 подается к валу 25 с двух сторон, со стороны направляющего ролика 32. наматывая восходящую ветвь лестницы 2 и со стороны дополнительного ролика 35 посредством колеса 11 упругой тормозной ленты 17. дополнительных роликов 36, 37 и направляющего ролика 33, наматывая сходящую ветвь лестницы 2. Колесо 11 свободно вращается по часовой стрелке. При вращении вала 25 наматываемый рулон лестницы 2 под действием силы трения заставляет ленту 10 наклонного рольганга 9 перематываться по роликам в сторону наклона рольганга 9, поскольку расстояние в исходном положении от оси вала 25 до края наклонного рольганга 9 со стороны проема значительно меньше расстояния от оси вала 25 до края наклонного рольганга 9 со стороны колеса 11, то наматываемый рулон лестницы 2 под действием собственного веса будет прижиматься к ленте 10 рольганга 9, при этом вал 25 под действием увеличивающегося диаметра наматываемого рулона лестницы 2 посредством ползунов 23. взаимодействующих с продольными пазами 22 несущих опор 21, начинает перемещаться по направляющим 27 вверх до полного сматывания лестницы 2 Лестница 2 сматывается в рулон между несущими опорами 21, являющиеся одновременно и ограничивающими стойками, исключающими ее смещение по горизонтали. На заключительном этапе наматывания одноплечие рычаги 29 посредством пружин 30. шарнирно поворачиваясь против часовой стрелки в вертикальной плоскости, возвращаются в исходное положение. При этом восходящая ветвь лестницы 2 полностью наматывается на рулон, а сходящая ветвь лестницы 2, огибая ролик 37, прижимает направляющий ролик 32 к рулону лс-стницы 2. Освободившаяся подпружиненная дверца 3 автоматически под действием пружины, закрывается и запирается защелкой 4. Выключается привод 26. Извлекается вал 25 из шлицевой части привода и удаляется из подшипников 24 качения ползунов 23. При этом ползуны 23 по продольным пазам 22 несущих опор 21 самостоятельно возвращаются в исходное нижнее положение, а привод 26 по направляющим 27 посредством троса балансирной подвески 28 также возвращается в исходное нижнее положение. Обгонные муфты 13 соединяются механизмом (на чертеже не показан) с колесом 11. Устройство приняло исходное положение и подготовлено для повторного использования.

Лестница 2 выполнена в виде бесконечной ленты для выполнения эвакуации, т.е. для перемещения сходящей ветви вдоль стены здания, независимо от продолжительности времени эвакуации и исключения затрат физической энергии на перемещения по сходящей ветви лестницы 2 вниз, что направлено на достижение поставленной цели.

Цилиндрическое колесо 11с зубьями 12 на периферии образующей предназначено с одной стороны для выравнивания скорости перемещения лестницы 2 при приложенной нагрузке к сходящей ветви за счет зацепления зубьями 12 перемычек лестницы 2, с другой стороны для обеспечения притормаживания лестницы 2 при возрастании нагрузки на сходящей ветви за счет сгибания упругой тормозной ленты 17 посредством лестницы 2 и увеличения площади охвата посредством фрикционных элементов 18 образующей поверхности колеса 11.

Обгонные муфты 13, смонтированные на торцах колеса 11, предназначены для обеспечения вращения последнего против часовой стрелки при рабочем ходе эксплуатации лестницы 2 и исключения вращения колеса 11 в обратном направлении в случае непредвиденных обстоятельств, например, неправильной эксплуатации лестницы 2, т.е. когда нагрузка на восхоядщей ветви будет превосходить нагрузку на сходящей ветви, достигая поставленную цель. Кроме того, при необходимости сматывания лестницы 2 обгонные муфты 13 можно отключить, обеспечив свободное вращение колеса 11 в нужном направлении. После эвакуации людей из горящего здания восходящая ветвь лестницы 2 может быть использована для подъема пожарных за счет блокировки обгонных муфт 13.

Тормозная лента 17 выполнена упругой с возможностью изменения площади охеата посредством фрикционных элементов 18 части образующей поверхности колеса 11 в зависимости от величины нагрузки на сходящей ветви лестницы 2, Упругая тормозная лента 17 подпружинена посредством пружин 19 относительно стенки корпуса 1 для получения точки опоры при взаимодействии фрикционных элементов 18 с образующей поверхностью колеса 11. Направляющие стаканы 20 выполнены в виде направляющих элементов для пружин 19, исключающих горизонтальное смещение последних при увеличении нагрузки на сходящей ветви лестницы 2.

Ролики наклонного рольганга 9 охвачены бесконечной лентой 10 для уменьшения трения рулона лестницы 2 при ее сматывании и для повышения эффективности сматывания лестницы 2 при открывании дверцы 3.

0Несущие опоры 21 механизма подъема

лестницы 2 являются одновременно и ограничивающими стойками, исключающими смещение рулона лестницы 2 в горизонтальном направлении,

5 Продольные пазы 22, выполненные на несущих опорах 21 обеспечивают перемещение в них ползунов 23 по вертикали в необходимом направлении при наматывании лестницы 2 в рулон и при возвращении

0 ползунов 23 в свободном положении в исходное состояние.

Одноплечие рычаги 29, шарнирно смонтированные на несущей конструкции 8, подпружинены относительно нее посредством

5 пружин 30 для возможности поворота сопряженной с одноплечими рычагами 29 жестко закрепленной рамки 31 с направляющими роликами 32 и 33 и обеспечения подачи сходящей и восходящей ветвей лес0 тницы 2 по стене здания на необходимом удалении от последней и друг от друга. В зависимости от длины одноплечих рычагов 29, ширины рамки 31 и места ее сопряжения с одноплечими рычагами 29 можно подо5 брать оптимальное расстояние размещения сходящей и восходящей ветвей лестницы 2 относительно поверхности стены здания.

Кривизна наружного диаметра рулона смотанной лестницы 2 значительно больше

0 ширины впадины, возникающей между краем наклонного рольганга 9 и направляющим роликом 32 в открытом положении дверцы 3. поэтому заклинивание рулона лестницы 2 во впадине, образованной краем наклонно5 го рольганга 9 и направляющим роликом 32, при скатывании его по наклонному рольгангу 9 не произойдет.

Формула изобретения Устройство для эвакуации при пожаре,

0 включающее корпус с подпружиненной дверцей с защелкой и автоматическим приводом, размещенные в корпусе сложенную лестницу, наклонный рольганг, установленный на несущей конструкции, и механизм

5 подъема лестницы с несущими опорами и закрепленным на них съемным валом с приводом, отличающееся тем, что, с целью удобства и безопасности в эксплуатации, оно снабжено закрепленным на несущей конструкции за рольгангом зубчатым колесом с упругой тормозной лентой, установленной с возможностью охвата части поверхности колеса и подпружиненной относительно корпуса, бесконечной лентой, охватывающей ролики рольганга, одноплечими рычагами с жестко закрепленной на их концах рамкой с направляющими роликами, причем лестница выполнена в виде бесконечной ленты, установленной с возможностью перематывания под действием нагрузки и взаимодействующей с зубчатым колесом, имеющим обгонные муфты на торцах, внутренние обоймы которых размеще0

ны на осях, сопряженных с несущей конструкцией, а наружные сопряжены с горцами колеса, при этом несущие опоры механизма подъема лестницы установлены по ее боковым сторонам и выполнены с продольными пазами и с направляющими, привод его установлен в направляющих и подпружинен в вертикальной плоскости, а одноплечие рычаги шарнирно закреплены на несущей,конструкции перед рольгангом и подпружинены относительно нее с возможностью поворота в вертикальной плоскости.

Похожие патенты SU1770541A1

название год авторы номер документа
Устройство для эвакуации при пожаре 1988
  • Худолий Александр Иванович
  • Тимохин Борис Александрович
SU1530733A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАМОТКИ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ 1991
  • Ханс-Ульрих Штаубер[Ch]
RU2071928C1
Устройство для монтажа водозащитного зонта 1983
  • Лерман Анатолий Петрович
  • Василенко Евстафий Андреевич
  • Ходош Владимир Александрович
  • Радичкин Вячеслав Александрович
  • Капустин Владимир Николаевич
SU1162987A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕСТНИЦАМ 2008
  • Бушеленков Сергей Анатольевич
  • Красильников Андрей Александрович
  • Самойлов Александр Дмитриевич
  • Семёнов Александр Георгиевич
  • Сычёв Андрей Сергеевич
  • Ткачёв Михаил Анатольевич
  • Элизов Александр Дмитриевич
RU2368366C1
НАКЛОННЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР 2009
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2396198C1
Модуль колёсно-гусеничного движителя и шасси с двумя модулями 2022
  • Одинцов Сергей Викторович
RU2784225C1
ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Колеватов Михаил Николаевич
RU2563076C1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПОДЪЕМА ПО ЛЕСТНИЦАМ, ПРИВОДИМОЕ В ДЕЙСТВИЕ МОТОРОМ 1998
  • Карстенс Бернт
RU2201367C2
ПОДЪЕМНИК АВТОМОБИЛЕЙ 2000
  • Вакуленко В.Я.
  • Петрусенко В.Т.
RU2169692C1
ЛЕСТНИЦА ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ПОМЕЩЕНИЙ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 2009
  • Кульдин Виктор Алексеевич
  • Андриясов Евгений Петрович
  • Митрофанов Александр Александрович
RU2429892C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 770 541 A1

Реферат патента 1992 года Устройство для эвакуации при пожаре

Использование: эвакуация через оконные проемы здания, Сущность изобретения: лестница выполнена в виде размещенной в корпусе бесконечной ленты, установленной с охватом роликов наклонного рольганга с возможностью перематывания при нагрузке. За рольгангом шарнирно смонтировано зубчатое цилиндрическое колесо с упругой тормозной лентой, установленной с возможностью охвата части поверхности колеса и подпружиненной относительно корпуса. Несущие опоры механизма подъема лестницы установлены по ее боковым сторонам и выполнены с продольными пазами и с направляющими для установки привода перемещения механизма подъема. 8 ил.

Формула изобретения SU 1 770 541 A1

43.

8 Ю

ФигА

2ъЗЈ«Ј

25- 24

Фие.7

Вид Г

-21

w

Фив.6

Ю

Фиг.8

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1770541A1

Устройство для эвакуации при пожаре 1987
  • Тимохин Борис Александрович
  • Худолий Александр Иванович
SU1454945A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Устройство для эвакуации при пожаре 1988
  • Худолий Александр Иванович
  • Тимохин Борис Александрович
SU1530733A2
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1

SU 1 770 541 A1

Авторы

Тимохин Борис Александрович

Худолий Александр Иванович

Сиваш Виктор Алексеевич

Даты

1992-10-23Публикация

1990-02-09Подача