Колесо рельсового транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60B3/04 

Описание патента на изобретение SU1775318A1

Изобретение относится к рельсовому транспорту и касается кс лесных пар тягового подвижного состава.

ИоВйстно колесо колесной пары локомотива, состоящее из литого или катаного центра и насаженного на него бандажа. Полученные в результате сборки силы трения позволяют передавать значительные крутящие моменты, на порядок превышающие те значения, которые могли бы провернуть бандаж относительно центра даже при трогании локомотива с места,

В процессе эксплуатации происходит периодическое торможение поезда, при этом кинетическая энергия преобразуется в тепловую, т.е. в зоне контакта пары бандаж тормозная колодка происходит интенсивное нагревание соприкасающихся деталей. Нагрев бандажа приводит к увеличению собственных размеров, в частности диаметра отверстия бандажа. Вследствие этого контактные давления на поверхностях сопряженных деталей уменьшаются и величина натяга снижается до такой величины, что становится возможным проворот бандажа относительно центра. Увеличение исходного натяга с целью повышения прочности соединения производить нельзя, так как

изменение размеров диаметров приводит к пластическим деформациям и усадке материала центра или к разрыву бандажа. Для каждой модификации колеса определена своя величина предельного натяга.

Наиболее близким техническим решением является составное зубчатое колесо, у которого на наружную поверхность ступицы нанесена сетчатая накатка и на всей ее длине выполнен продольный разрез. Этим достигается увеличение натяга за счет того, что после сборки происходит врезание выступов накатки в тело пластмассового зубчатого венца, так как его твердость меньше твердости материала ступицы. При этом происходит также увеличение диаметра ступицы за счет упругости и наличия в ней продольного разреза.

Недостатками такой конструкции являются следующие:

одна из соединяемых деталей (зубчатый венец) имеет твердость поверхности на порядок меньше другой сопрягаемой (ступица);

ступица имее1 продольный разрез, что для ответственных деталей типа колесных пар совершенно неприемлемо, поскольку снижается безопасность при эксплуатации;

накатка нанесена на поверхность только одной из соединяемых деталей.

Цель изобретения - повышение надежности соединения центра с бандажом колеса рельсового транспортного средства. При этом повышается безопасность движения, так как увеличение прочности соединения приводит к снижению числа остановок поезда на перегонах и уменьшает количество неплановых ремонтов локомотивов.

Указанная цель достигается тем, что внутренняя поверхность бандажа (фиг. 1) и наружная центра (фиг, 2) колеса рельсового транспортного средства снабжены регулярным микрорельефом сетчатого типа IV вида с четырьмя выступами на 1 мм площади поверхности и глубиной канавок 3-4 мкм. Нанесение регулярного микрорельефа на поверхность сопряженных деталей позволяет увеличить площадь соприкосновения, а учитывая способ нанесения его путем виб-. рообкатки. т.е. тонкого пластического деформирования, на сопрягаемых поверхностях получается поверхностное упрочнение, приводящее к повышению прочности прессового соединения, что особенно важно для деталей и узлов, работающих при неравномерном, скачкообразном нагружении. Кроме того, регулярный микрорельеф наносится на поверхности не одной детали, а на обе сопрягаемые, что обеспечивает более плотный контакт и большую степень сопротивления сдвигу и взаимному провороту бандажа и центра.

Колесо рельсового транспортного средства собирается следующим образом.

Бандаж нагревается до температуры 250-300°С и свободно одевается на центр таким образом, чтобы бурт его уперся в торец центра. После охлаждения выступы неровностей микрорельефа поверхности

центра попадают во впадины поверхности бандажа и наоборот, тем самым образуется прочное соединение за счет увеличения фактической площади контакта.

Применять для формирования колеса

простое прессование без нагрева нельзя, так как при этом выступы регулярного микрорельефа пов1ерхностей обеих сопрягаемых деталей сминаются и не

обеспечивается прочного соединения.

Изобретение позволяет получить надежное соединение бандажа и центра колеса рельсового транспортного средства без увеличения размеров и использования других конструктивных решений, что обеспечивает сокращение количества межпоездных ремонтов локомотива.

Изобретение осуществляется следующим образом,

На колесно-токарном станке с помощью виброголовки на поверхность центра 1 наносится регулярный микрорельеф указанного типа, а с помощью аналогичной виброголовки. установленной на расточном

станке, такой же регулярный микрорельеф на поверхность бандажа 2. Конкретно изобретение может быть применено в колесных парах тепловозов, электровозов и мотор-вагонных секций электрического или дизельнего подвижного состава железных дорог. Формула изобретения Колесо рельсового транспортного средства, содержащее центр и надетый на него с натягом бандаж, выполненные металлическими с одинаковой твердостью, отличающееся тем. что. с целью повышения надежности, сопряженные цилиндрические поверхности центра и бандажа выполнены с одинаковым регулярным микрорельефом

с 3-4 выступами на 1 мм и глубиной канавок 3-5 мкм,

Похожие патенты SU1775318A1

название год авторы номер документа
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Михин Н.М.
  • Савоськин А.Н.
  • Грек В.И.
  • Михайлов Г.И.
RU2158679C2
СОЕДИНЕНИЕ С НАТЯГОМ БАНДАЖА С КОЛЕСНЫМ ЦЕНТРОМ 2012
  • Бородин Анатолий Васильевич
  • Ярышева Лилия Владимировна
RU2504698C1
КОЛЕСО КОЛЁСНОЙ ПАРЫ 2014
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Климов Дмитрий Николаевич
  • Пищулин Дмитрий Александрович
RU2551862C1
КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Бровко С.В.
  • Воробьев Е.И.
RU2247661C1
Способ соединения с натягом деталей типа вал - втулка 1988
  • Мулин Юрий Иванович
  • Довгий Владимир Иванович
SU1556857A1
КОЛЕСНАЯ ПАРА МАЛОГАБАРИТНОГО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Журомский Э.Л.
  • Осипов В.А.
  • Соловьев С.М.
  • Троянов В.М.
RU2188766C2
КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Зайцев А.А.
  • Бровко С.В.
  • Воробьев Е.И.
RU2246406C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО-№1 ВС 2005
  • Владимиров Василий Михайлович
RU2303533C1
ПОПЕРЕЧНЫЙ ПРОФИЛЬ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ ПОДРЕССОРЕННОГО БАНДАЖА КОЛЕСА КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2011
  • Шилер Валерий Викторович
  • Шилер Александр Валерьевич
RU2522225C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ИЗНАШИВАЕМЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ РЕЛЬСА И КОЛЕСА 1994
  • Зайченко Юрий Александрович
RU2080231C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 775 318 A1

Реферат патента 1992 года Колесо рельсового транспортного средства

Использование: колесные пары тягового подвижного состава рельсового транспорта. Сущность: сопряженные цилиндрические поверхности колесного центра и бандажа выполнены с одинаковым регулярным микрорельефом с 3-4 выступами на 1 мм^ и глубиной канавок 3-5 мкм. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 775 318 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1775318A1

Инструкция по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и электросекций
М.: Транспорт, 1964, с
Деревянное стыковое устройство 1920
  • Лазарев Н.Н.
SU163A1

SU 1 775 318 A1

Авторы

Волков Вячеслав Михайлович

Кузьмин Юрий Петрович

Четвергов Виталий Алексеевич

Шнейдер Юрий Григорьевич

Даты

1992-11-15Публикация

1989-11-01Подача