Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в лопастных машинах с возвратно-вращательным движением лопасти, а также в технологическом оборудовании.
Известны различные механизмы преобразования движения.
Например, известен механизм преобразования движения, содержащий ведущий вал, имеющий замкнутую канавку, выпол- не нную на его цилиндрической поверхности, и ведомую каретку с закрепленным на ней поводком, установленным в канавке, неподвижный упор с закрепленным на нем поводком, на поверхности вала выполнена вторая канавка, проекция на ось вала которой равна проекции на эту ось первой канавки и в которой размещен поводок неподвижного упора, а вал связан с приводом посредством шлицевого соединения.
Недостатком этого механизма являются большие его габариты и недостаточная нагрузочная способность.
Известны различные цилиндрические кулачковые механизмы.
Например, известен механизм, содержащий кулачок в виде неплоского диска, взаимодействующий через ролики торцевой его частью с другим диском возвратно-поступательного движения.
VI
4 00
fe
vj
Недостатком этого механизма являются большие его габариты и недостаточная нагрузочная способность.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является механизм преобразования движения, содержащий установленное с возможностью поворота относительно своей оси ведущее звено со сферической поверхностью, центр которой расположен на оси вращения, и с контактной поверхностью, выполненной наклонно к этой оси, установленное с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной оси ведущего звена, ведомое звено с двумя предназначенными для взаимодействия с контактной поверхностью ведущего звена телами качения, расположенными на равном расстоянии от оси вращения ведомого звена, оси вращения ведущего и ведомого звеньев, тел качения и центр сферической поверхности ведущего звена пересекаются в одной точке. Контактная поверхность ведущего звена выполнена в виде плоскости. Недостатком этого механизма является малая его нагрузочная способность.
Целью изобретения является увеличение его надежности за счет увеличения его нагрузочной способности.
Предложенный механизм надежен в работе и прост в изготовлении.
Поставленная цель достигается тем, что предложенный механизм выполнен содержащим установленное с возможностью поворота относительно своей оси первое звено со сферической поверхностью, центр которой расположен на оси,вращения, и с контактной поверхностью, выполненной наклонно к этой оси, установленной с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной оси первого звена, второе звено с двумя предназначенными для взаимодействия с контактной поверхностью первого звена телами качения, оси вращения первого и второго звеньев, тел качения и центр сферической поверхности первого звена пересекаются в одной точке, контактная поверхность первого звена выполнена в виде замкнутой канавки, плоскость симметрии которой проходит через центр его сферической поверхности, втрое звено выполнено со сферической поверхностью, охватывающей сферическую поверхность первого звена, с углублениями, расположенными на его сферической поверхности диаметрально противоположно, плоскость симметрии которых проходит через центр его сферической поверхности, а тела качения расположены в углублениях,
На фиг.1 показан предложенный механизм по варианту его применения в лопастных машинах с возвратно-вращательным движением лопасти, когда лопасть находится в среднем положении, общий вид; разрез в плоскости вращения лопасти; на фиг,2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З -то же, что и на фиг.1, но при крайнем положении лопасти.
Предложенный механизм содержит корпус 1 лопастной машины с возвратно- враи1ательным движением лопасти, в рабочем обьеме 2 которой находится с возможностью рабочего скольжения лопасть 3, жестко связанная с осью 4, находящейся с возможностью скольжения в корпусе 1, Ось 4 связана шаровым шарниром 5 и перпендикулярным ей валом 6, находящимся в подшипнике 7 и ось вращения
которого пересекает ось вращения оси 4 в центре шарового шарнира 5. На наружной сферической поверхности шаровой головки 8 шарнира 5, жестко связанной с валом 6, выполнена замкнутая канавка 9 в плоскости, проходящей через центр шарнира 5 под углом а к плоскости вращения вала 6. В канавке 9 находятся два шарика 10 в углублениях 11, выполненных диаметрально на внутренней сферической поверхности шаровой чашки 12 шарнира 5, выполненной в оси 4 в плоскости, проходящей через ось вращения оси 4 перпендикулярно плоскости лопасти 3.
Предложенный механизм работает следующим образом.
Вращение с постоянной скоростью вала 6 через взаимодействие шариков 10 в канавкой и углублениями 11 преобразуется в возвратно-вращательное движение в пределах
угла 2 а оси 4, а с ней и лопасти 3. Когда же вал 6 является ведомым, возвратно-вращательное движение лопасти 3 аналогично в обратном порядке преобразуется во вращательное движение с постоянной скоростью
вала 6. Сферическая форма поверхностей, по которым происходят взаимодействия вала 6 и оси 4, обеспечивает достаточно большую часть величины от взаимодействующих сил при работе механизма, приходящейся
0 на составляющие этих сил, направленных навстречу друг другу через центр шарнира 5, что увеличивает нагрузочную способность механизма.
Формула изобретения
5 Механизм преобразования движения, содержащий установленное с возможностью поворота относительно своей оси первой звено со сферической поверхностью, центр которой расположен на оси вращения, и с контактной поверхностью, выполненной наклонно к этой оси, установленное с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной оси первого звена, .второе звено с двумя предназначенными для взаимодействия с контактной поверхностью первого звена телами качения, оси вращения первого и второго звеньев, тел качения и центр сферической поверхности первого звена пересекаются в одной точке, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности за счет увеличения его нагрузочной способности, контакт0
ная поверхность первого звена выполнена в виде замкнутой канавки, плоскость симметрии которой проходит через центр его сферической поверхности, второе звено со сферической поверхностью, охватывающей сферическую поверхность первого звена, с углублениями, расположенными на его сферической поверхности диаметрально противоположно, плоскость симметрии которых проходит через центр его сферической поверхности, а тела качения расположены в углублениях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел зацепления валов для синхронной передачи усилия вращения между валами | 2018 |
|
RU2710849C1 |
Узел зацепления валов и сферическая машина на его основе | 2018 |
|
RU2681608C1 |
ОБЪЕМНАЯ РОТОРНАЯ ГИДРОМАШИНА | 1991 |
|
RU2012823C1 |
ШАРНИР КВАЗИСИНХРОННЫЙ КУЛАЧКОВЫЙ | 2012 |
|
RU2518429C2 |
СФЕРИЧЕСКИЙ КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2244163C2 |
ФРИКЦИОННЫЙ ШАРИКОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩЕНИЯ МЕЖДУ НЕСООСНЫМИ ВАЛАМИ И УПРАВЛЯЕМАЯ СЦЕПНАЯ МУФТА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2001 |
|
RU2267670C2 |
ШАРНИР МАНИПУЛЯТОРА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2284896C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СКОРОСТИ (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2198330C2 |
Универсальный шарнир шпинделя | 1979 |
|
SU774637A1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СКОРОСТИ "РЕДУКТОР-ПОДШИПНИК" | 2001 |
|
RU2179272C1 |
Изобретение относится к области машиностроения. Целью изобретения является увеличение его надежности за счет увеличения его нагрузочной способности. Предложенный механизм содержит установленное с возможностью поворота относительно своей оси первое звено со сферической поверхностью, центр которой расположен на оси вращения, и контактной поверхностью, выполненной наклонно к этой оси, установленное с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной оси первого звена, второе звено с двумя предназначенными для взаимодействия с контактной поверхностью первого звена телами качения. Оси вращения первого и второго звеньев, тел качения и центр сферической поверхности первого звена пересекаются в одной точке, Контактная поверхность первого звена выполнена в виде замкнутой канавки, плоскость симметрии которой проходит через центр его сферической Поверхности. Вто- дще звено выполнено со сферической поверхностью, охватывающей сферическую поверхность первого звена, с углублениями, расположенными на его сферической поверхности диаметрально противоположно, плоскость симметрии которых проходит через центр его сферической поверхности, а тела качения расположены в углублениях. 3 ил. со
/г
Фиг.1
11
8
Т.Иванова
7
Фиг.З
Составитель Г.Измалков Техред М.Моргентал
.
ю
Корректор А.Долинич
Кожевников С.Н | |||
Теория механизмов и машин | |||
М.: Машиностроение, 1973, с | |||
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
Збв | |||
Артоболевский И.И | |||
Механизмы в современной технике, T,V, 1981, с.65, схема 2899. |
Авторы
Даты
1992-11-30—Публикация
1990-12-04—Подача