Гребная установка на судах является автономной энергетической установкой; ее живучесть, а также самоходность судна зависят от надежности работы первичного двигателя.
Применение электрической нередачи энергии от первичного двигателя к гребному винту позволяет получить специальные характеристики гребной установки и повышает маневренность судна.
При соответствующем выборе системы возбуждения главных машин гребной электрической установки можно получить автоматическое регулирование постоянства мощности. Известно, что первичные двигатели, например дизели, имеют ограниченную перегрузочную способность. На ледоколах известного типа система возбуждения предусматривает автоматическое регулирование электрической мощности установки. Для этой цели в качестве возбудителя применены электромашинные усилители поперечного поля с обратными связями, осуществляющими регулирование в функции тока главной цепи. Такая система, однако, обеспечивая постоянство мощности главного генератора, не учитывает состояния двигателя дизеля. Схема цепей управления и возбуждения такой установки сравнительно сложна. Устойчивая работа установки требует наличия тщательно выбранного и настроенного узла стабилизации.
Внещние характернстики главного генератора прп регулированни по току главной цепи и неизменном магнитном нотоке возбуждения гребного двигателя являются выпуклыми и в зоне изменения режима работы дизель-электрической гребной установки от хода судна в свободной воде до швартовного значительно отличаются от гиперболы постоянства мощности. Поэтому мощность главных электрических машин должна быть меньше мощности первичного двигателя. Неодинаковость параметров обмоток электрических мащин гребной установки, наличие вспомогательного генератора судовой электростанции, вращающегося
от вала первичного двигателя, и другие факторы приводят к тому, что MOUiHOCTH первичных двигателей прп нормальной работе установки полностью не используются. Иногда мощность главных генераторов меньше мощности первичных двигателей на 25%.
Предлагаемое устройство обеспечивает более полное использование мощности иервичного теплового двигателя. На чертеже показана схема предлагаемого
устройства.
Устройство нмеет отрицательную обратную связь по току гребного двигателя ГЭД, для чего параллельно обмоткам дополнительных полюсов ДП и компенсационной обмотке КО
OBi возбудителя генератора ВГ главного генератора Г. Кроме того, отрицательная обратная связь содержит два блока, собранные на стабилитронах СТ, диодах Д и триодах Т, а также тахогенератор ТГ.
Работа предлагаемого устройства заключается в том, что отрицательная обратная связь по току главной цени создается обмоткой OBi, работающей только нри нерегрузках по главному току. В связи с этим задающая обмотка возбуждения ОВ-2 рассчитана на создание только номинальной намагничивающей силы и имеет уменьщенный объем, а обмотка OBi при нормальном токе находится во выключенном состоянии. Таким образом, тепловой режим нолюсов возбудителя значительно облегчается. В результате габариты полюсов возбудителя можно уменьшить в два раза.
Для автоматического регулирования мощности устройства предусмотрено включение в цепь обмотки возбуждения двигателя ОВД сопротивления i. Это сопротивление нри перегрузке по главному току щуптируется блоком / и позволяет при этом увеличить магнитный ноток возбуждения ГЭД.
Блок 2 предназначен для осуществления коррекции мощпости главного генератора с учетом состояния первичного двигателя дизеля, загрузки вспомогательного генератора А судовой сети. Этот блок включен в цень обLhrr::-:rri ALj
ZIZZZIII
мотки возоул-сдения только одного главного генератора н работает 5 функции скорости врапдення своего тенлового двигателя, для чего в цепь ОВГ включено сопротивление R-2, которое при перегрузках дизеля вводится в цепь для уменьшения тока возбуждения главного генератора.
Предмет изобретения
Устройство для автоматического ограничения и регулирования мощности электродвигателя гребной электрической установки, работающей по системе генератор-двигатель, содержащее первичный двигатель (дизель), возбудитель, питающий обмотку возбуждения генератора, и тахогеператор, отличающееся тем, что, с целью более полного иснользовапня мощности первичного двигателя, в цень обмотки .возбуждения генератора нри номощ,и моста на полупроводниковых вентилях включено сопротивление, щунтированное триодом, цепь эмиттер - база которого подключена к указанному тахогенератору, а одна из обмоток возбзждения возбудителя присоединена к обмоткам дополпительных нолюсов и компенсационной приводного двигателя, сигнал с которых через усилитель и стабилитрон подается на триод, шунтирующий сопротивление, включениое в цень обмотки возбуждения двигателя.
,,J- v-.... I I ,U. /V У ,i
il Ш LUl..-{.-.У
oAOKl
I 1. - J I
Даты
1966-01-01—Публикация