Изобретение относится к электроизмерительной технике и предназначено для определения состояния короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных двигателей.
Известно устройство контроля стержней беличьей клетки роторов асинхронных двигателей, состоящее из нагрузочной и измерительной цепей, расположенных на общем Ш-образном магнитопроводе.
Недостатком этого устройства является то, что при неисправности двух проверяемых стержней возможны ложные суждения об их целостности. Устройство не позволяет определять место и степень повреждения стержня ротора.
Известно устройство, содержащее намагничивающую и измерительные цепи. Питание намагничивающей цепи осуществляется от сети переменного напряжения 50 Гц.
Однако это устройство недостаточно чувствительно при повреждении стержня в пазовой части. Это связано с тем, что индуктивная составляющая сопротивления стержня, согласно результатам эксперимен1ов, на порядок выще активной составляющей. Так как стержень лежит в пазу, по всей длине которого осуществляется металлический контакт, часть тока обтекает поврежденный участок через железо ротора и соседние стержни (фиг. 1). Сопротивление стержня на частоте 50 Гц соразмеримо (меньше в 1,51,5 раза) с сопротивлением железа ротора между двумя стержнями. Поэтому при обрыве часть тока будет протекать по стержню.
Цель изобретения - повышение точности определения степени повреждения
стержней ротора в сборе путем измерения активного сопротивления на более низкой частоте, чем у прототипа.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для определения места и степени повреждения стержней беличьей клетки ротора асинхронного двигателя, содержащем намагничивающую и измерительную цепи, питание намагничивающей цепи осуществляется от дополнительного источника напряжения пониженной частоты.
Предлагаемое устройство позволяет повысить точность определения степени повреждения стержней за счет того, что измеряет активные потери в стержнях ротора на более низкой частоте (5-10 Гц). На более низких частотах по сравнению с частотой 50 Гц уменьшается индуктивная составляющая сопротивления стержня и становится меньше активной составллж щей. Сопротивление стержня на частот /, 5-10 Гц меньше сопротивления железа рс тора между стержнями в 10-20 раз. Поэтом:; значительно меньшая часть тока при обры ве стержня будет протекать по стержнгс Кроме того, при измерении на более низкик частотах уменьшаются потери на гистаре зис и вихревые токи в намагничивающем .. измерительных индукторах и в железе ротора, что повышает точность измерения активных потерь в контролируемом медном стержне.
На фиг,2 представлена электрическая схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит первый индуктор 1, выполненный в виде П-образного магнмтопровода с намотанной на нем обмоткой 2 возбуждения, второй индуктор 3, выполненный в виде П-образного магнитопровода с намотанной на нем измерительной обмоткой 4, ваттметр 5, обмотка напряжения которого подключена параллельно источнику 6 питания низкой частоты и возбуждающей обмотке 2, а токовая обмотка ваттметра 5 включена между первым и вторым выводами измерительной обмотки 4. Индукторы 1 и 3 прикладываются к ротору 7 асинхронного двигателя над проверяемым стержнем 8.
. Устройство работает следующим образом.
Над каждым стержнем 8 короткозаглкнутого ротора 7 последовательно устанаа ливают одновременно индукторы 1 и 3 и подключают устройство к источнику напряжения частотой 5-10 Гц. Ток 11, протекая по обмотке 2 первого индуктора 1, создает в его магнитопрбводе поток Фь который охватывает стержень 7 и наводит в нем ток fv
Этот ток, в свою очередь, создает магнит иый поток в магнитопроводе второго индуктора 3. Под воздействием магнитного патока в обмотке 4 возникает ЭДС.
Исправный стержень 8 имеет сопротир ление, определенное поперечным сечение ; и удельным сопротивлением материала. Плохое качество соединения с кольцом, замыкающим все стержни, а также наличие г стержне повреждения в виде трещин и раз рывов увеличивает сопротивление стерж - тем больше, чем существеннее нзиспрае ность, Сопротивление стержня, имеющег разрыв, равняется приблизитель;,) мечности.
При исправном стержне 8 ток 2 t стер жне S максимален, так как сопротивление указанного стержня мало, следовательно, максимален гчлагнитный поток Ф2 в магнитепроводе второго индуктора 3. Следователе но, мгхсимзльны ЗДС и ток з, навсдикыь магни. ным пото;:о;1 Ф2 э измерительной ос мотке А.
EcEi-i стержень 8 имеет скру- :ч дсфекг ш аго активное сопрот11Блен(ле больше г.г протиалеиий исправного стержня, ток .: протекающими через деф8кт Ь й стержень 8. укеньшае с. при зтом меиьшиг и оудуг
НЙГИИТНЫЙ ГОТОК Ф2 Ш ток з G ,u: :
Если стержень 8 имеет обрыв, то ток 12 ЭДС обмотки 4 равны нулю. Таким образом, чем серьезнее дефект стержня 8, тем больше его сопротивление, меньше ток 12, меньше ток з, наводимый в обмотке 4, что отражается в показаничх ваттметра 5,
С помощью ,-тра измеряется произведение тока 8 изрюрительь:3й обмотке -:: i3 K2ii, (К2 - коэффициент трансформациу.) на напряжение питания U2(U2 - падение напряжения в стержне: Ki - коэффициент трансформации) и косинус угла между ними.
. Lb.cos(3,Ui)K.li.U2x
xcos{ri7U2), .
По результатам контроля всех стержней составляет график показаний ваттметра 5 от номера стержня (фиг.З). Нулевые показания ваттметра 5 свидетельствуют о разрыве стержня. Отклонения показания ваттметра 5 от среднего Рср более чем на 50% в сторону уменьшения свидетельствуют о наличии дефекта в стержне, который может привести к разрыву стержня в процессе эксплуатации. Причем чем меньше показания ваттметра, чем более существенным является дефект.
Полное сопротивление стержня ротора равно
Индуктивная составляющая сопротивления пропорциональна частоте
.L,
где L - индуктивность стержня, лежащего в пазу ротора асинхронного двигателя.
Если полное сопротивление стержня, лежащего в пазу, как показали результаты измерений, при Гц составляет 5.1 х Ом, то его активное сопротивление О.б Ю Ом, а индуктивное сопротивление 5,08-10 Ом. При снижении частоты до 5-10 ц индуктивное сопротивление уменьши ся соответственно в 5-10 раз и станет приблизительно равным активному сопротивлению. Сопротивление железа ротора между стержнями, шунтирующее сопротивление стержня, является преимущественно активным и с понижением частоты изменяется незначительно. Таким образом, если при частоте 50 Гц сопротивление стержня и шунтирующее сопротивление окружающего его железа соотносятся как 1;(2-3), то на частоте 5-10 Гц как 1:(10-20), Значительно меньшая часть тока при обрь;ве стержи ; будет протекоть по стержню.
Применение источника питания частотой 5-10 Гц снижает потери на гистерезис м вмхреаые токи h (Ki и - коэффициенты) соответственно в 5 и 25 раз.
Как показали результаты измерений, применение источника питания пониженной частоты позволяет повысить чувствительность устройства при контроле стержня е пазовой части по сравнению с устройством с источником питания 50 Гц приблизительно в 2-2,5 раза.
Ф о р м у л а и 3 о б р е т е н и я
Устройство для определения места и степени повреждения стержней короткозамкнутой беличьей клетки ротора асинхронного двигателя, содержащее источник
питания, первый индуктор, первый вывод обмотки возбуждения которого соединен с первым выводом ваттметра, второй индуктор, первый и второй выводы измерительной обмотки которого соединены
соответственно с вторым и третьим выводами ваттметра, отличающееся тем, что, с целью повышения точности определения повреждения стержней, в устройство введен дополнительный источник напряжения
частотой 5-10 Гц, первый, второй, третий, четвертый выводы которого соединены соответственно со вторым выводом обмотки возбуждения первого индуктора, с четвертым выводом ваттметра, с первым и вторым
выводами источника питания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения степени повреждения стержней беличьей клетки ротора асинхронного двигателя | 1990 |
|
SU1793397A1 |
Устройство для определения места и степени повреждения стержней беличьей клети ротора асинхронного двигателя | 1991 |
|
SU1780056A1 |
Способ контроля роторов короткозамкнутых асинхронных двигателей | 1950 |
|
SU93833A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МАГНИТНОГО СОСТОЯНИЯ СТАТОРА ПОГРУЖНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ПЭД) | 2005 |
|
RU2319160C2 |
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2759161C2 |
Способ определения параметров линейного асинхронного электродвигателя | 1980 |
|
SU922663A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ И РАБОЧИХ ХАРАКТЕРИСТИК АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ СОПРЯЖЕНИЯ С НАГРУЗОЧНЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2008 |
|
RU2391680C1 |
Способ формирования механической характеристики асинхронной машины с фазным ротором и бесколлекторная асинхронная машина на основе этого способа | 2016 |
|
RU2656884C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБОРВАННЫХ СТЕРЖНЕЙ В КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ РОТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2022 |
|
RU2786379C1 |
Способ косвенного определения механической характеристики асинхронного электродвигателя | 1987 |
|
SU1539697A1 |
Использование: в электроизмерительной технике, для определения места и степени повреждения стержней коротко-замкнутых обмоток роторов асинхронных двигателей. Сущность изобретения: устройство содержит 2 магнитопровода с измерительной и намагничивающей обмотками устанавливаются последовательно над каждым стержнем, измерительная обмотка включается в цепь напряжения ваттметра, намагничивающая обмотка подключается через токовую цепь ваттметра к дополнительному источнику напряжения пониженной частоты 5-10 Гц. При наличии обрыва, трещины, некачественной пайки к коротко- замкнутым кольцам сопротивление стержня возрастает, мощность, передаваемая по стержню, уменьшается, что регистрируется ваттметром. По показаниям ваттметра определяется качественное состояние стержня. 3 ил.
X X X )с )| ч я я х X « - X X X X у X X XjX мгн х м X и х ) «
J.A1 Л...О .../ 7
)( X XX )« X м X н )М)«Н KXtf XX Х4 к X ХХХЖ X ХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХЧУХУХХХХХХХХХХХХХУУХХХХХ
(Hije.l
2
7
г.. 3
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для контроля обмоток электрических машин на короткое замыкание | 1985 |
|
SU1352417A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР N? 1651248, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-12-07—Публикация
1991-03-19—Подача