Изобретение относится к машиностроению
Известна муфта свободного хода, содержащая внутреннюю и наружную полумуфты с равномерно расположенными по окружности выемками на одной из их взаимообращенных поверхностей и опорными выемками на другой размещенные между ними и установленные в выемках одной из полумуфт с возможностью поворота первая и вторая группы стопорных собачек, управляющее устройство с Фрикционным средством торможения для обеспечения поочередного зацепления стопорных собачек с опорными выемками второй полумуфты для противоположных направлений вращения и расцепления для обеспечения режима свободною ходя
Недостатки данной конструкции заключаются в следующем
При действии фрикционного средства торможения в зависимости от направления вращения привода стопорная собачка, выполненная с двумя плечами, вводится в соответствующую выемку
Для процесса переключения из одного направления вращения на другое стопорная собачка проходит через нулевую позицию В этом случае стопорная собачка не прилегает к стопорной поверхности, которая предусмотрена для передачи крутящего момента в наружной полумуфте Таким образом, при переходе от одного направления передачи крутящего момента к другому должен быть пройдет двойной путь в окружном направлении. Это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность перехода с фик-Ч
00
о ел о
00
ы
сацией из нулевого положения в одно из направлений передачи крутящего момента. Кроме того, крутящий момент в целом должен передаваться к стопорной собачке через подшипник цапфы, который должен обладать достаточно большими размерами
Целью изобретения является повышение надежности путем упрощения установки и переключения стопорных собачек на разные режимы работы.
Поставленная цель достигается тем, что управляющее устройство выполнено в виде управляющих колец, закрепленных с возможностью поворота относительно полумуфты, на которой установлены стопорные собачки
Данная конструкция может быть снабжена средством ограничения поворота управляющих колец
Преимущество этого исполнения за- ключается в том, что крутящий момент передается непосредственно через стопорные собачки к тем или иным выемкам обеих полумуфт Эта передача сил не Оказывает никакого влияния на саму поворотную опору Достигается также сокращение холостого пути при движении стопорных собачек из одного направления передачи крутящего момента в другое направление передачи крутящего момента В то время, как одна группа стопорных собачек выводится из под воздействия крутящего момента, стопорные собачки другой группы одновременно вводятся в соответствующие опорные выемки для переключения на другое направле- ние вращения Тем самым существенно сокращается время срабатывания при переключении
Кроме того, фрикционное средство торможения может быть выполнено в виде обоймы, охватывающей наружную полумуфту и фрикционных колец, расположенных друг против друга внутри обоймы, которая закреплена стационарно без возможности вращения или установлена на на- ружной полумуфте с возможностью ее торможения
Муфта может быть снабжена запирающими элементами с двумя противолежащими концами расположенными между смежными стопорными собачками Смонтированными на полумуфте, имеющей опорные выемки, с возможностью взаимодействия со стопорными собачками.
За счет этого достигается то, что в слу- чае, когда приводная часть муфты движется с большей скоростью, нежели ведомая часть муфты, стопорные собачки, котбрые прижаты управляющими кольцами и фрикционными кольцами и находятся в позиции
передачи крутящего момента, не проскальзывают в опорных выемках, а удерживаются применительно к ним в поднятой позиции. Устраняется типичный для иных случаев шум трещетки 6 результате этого уменьшается также трение при процессе обгона. Кроме того, если ведомая часть муфты вновь вращается быстрее, чем приводная часть муфты, запирающие элементы не воздействуют более на запирающие собачки и последние без задержки могут быть введены в соответстующие опорные выемки для передачи крутящего момента.
Для достижения точного управления стопорными собачками во всех эксплуатационных состояниях наружная поверхность каждого управляющго кольца может быть выполнена фрикционной, а на внутренней его поверхности - выступы с направляющими радиальными пазами под соответствующую группу собачек, а стопорные собачки выполнены с направляющими средствами, расположенными в пазах управляющих колец.
Фрикционные кольца могут быть выполнены в виде уплотнительных колец, прилегающих с предварительным натягом посредством пружины к фрикционной поверхности соответствующего управляющего кольца, при этом направляющее средство каждой стопорной собачки может быть выполнено в виде цапфы, расположенной посередине осевой длины собачки со смещением в радиальном направлении от оси ее поворота.
Кроме того, с целью надежного вывода стопорных собачек из опорных быемок в положение обгона количество запирающих элементов может быть выполнено соответствующим половине количества стопорных собачек, причем каждый запирающий элемент, расположенный между двумя смежными стопорными собачками, установлен с возможностью взаимодействия одного из его концов с одной из упомянутых собачек.
Запирающие элементы могут быть выполнены в виде кольцевых сегментов, соответствующая полумуфтэ выполнена с кольцевым пазом, в которой расположены запирающие элементы и упругое кольцо между их боковыми поверхностями, поджимающее сегменты к стенкам паза, а стопорные собачки могут быть выполнены с направляющими выступами на концах, которые размещены в выполненных вдоль оси направляющих опорах одной из полумуфт.
Фрикционное замыкание запирающих элементов относительно ведомой части муфты с помощью упругого кольца допускает, что эта часть может обогнать приводную
часть Фрикционное замыкание является, однако, достаточным для того, чтобы обеспечить надежное отключение, вто время как стопорные собачки удерживаются в поднятой позиции в направлении против деист- вия обусловленного фрикционными и управляющими кольцами усилия возврата. То, что стопорные собачки оснащены на обоих концах направляющими выступами, которые удерживаются с допуском на со- ответствующих направляющих опорах несущей их полумуфты, необходимо для достижения безупречного подпирания в опорной выемке и в выемке, в которой они укреплены без какого-либо заклинивания.
Кроме того, каждая стопорная собачка может быть выполнена L-образной формы, дно выемки в полумуфте образовано двумя расположенными под углом поверхностями, при этом ребро собачки образованное пересечением ее большего и меньшего плеч, расположено в контакте с дном вьтем- ки с возможностью поворота вокруг оси, проходящей по линии их контакта
При этом выемки со стопорными србач- ками могут быть расположены на наружной полумуфте.
Наружная полумуфта может быть выполнена составной из двух сочлененных в радиальной плоскости частей с радиальны- ми направляющими выемками на сопряженных торцевых поверхностях а торцевые участки обоймы установлены в контакте с внешней поверхностью наружной полумуфты посредством подшипниковых втулок для уменьшения силы трения.
Направляющие опоры могут быть выполнены в виде колец, а наружная полумуфта - с отверстиями под кольца
Кроме того, кольцевой паз для загшра- ющих элементов выполнен в средней части наружной поверхности внутренней полу- муфты, а запирающие элементы выступают в радиальном направлении паза в пространство между встречно расположенны- ми смежными стопорными собачками.
На фиг. 1 изображена муфта свободного хода, продольное сечение первый вариант выполнения; на фиг, 2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг. 3 - половина наружной полу- муфты; на фиг, 4 - то же, вид сбоку; на фиг. 5 - то же, другой вид сбоку; на фиг. 6 - вторая половина наружной полумуфты; на фиг. 7 - то же, вид сбоку; на фиг. 8 - вид на управляющее кольцо, на фиг. 9 - сечение Б-Б на фиг. 8; на фиг 10 - вид спереди на стопорную собачку; на фиг 11 - то же, вид сбоку; на фиг. 12 - сечение В-В на фиг. 10; на фиг. 13 - вид сбоку на внутреннюю полумуфту; на фиг.14 - сечение Г-Г на фиг 13; на
фиг 15 - осевое сечение приемного кольцэ; на фиг 16 - второй вариант выполнения муфты свободного хода; на фиг. 17 - сечение Д-Д на фиг. 16; на фиг 18 - продольное сечение муфты свободного хода (третий вариант выполнения) в случае, когда стопорные собачки размещены на внутренней полумуфте; на фиг. 19 - сечение Е-Е на фиг 18.
Муфта 1 свободного хода состоит в основном из выполненной из двух частей наружной полумуфты 2, внутренней полумуфты 3, которая расположена соосно в отверстии наружной полумуфты 2, а также расположенных между ними стопорных собачек 4 и 5. Стопорные собачки 4 и 5 распределены по периметру наружной полумуфты 2. Они укреплены в выемках 6 и 7 наружной полумуфты 2. Стопорные собачки 4 и 5 выполнены одинаковыми, однако расположены в выемках 6 и 7 в противоположных направлениях Так, например, к первой группе стопорных собачек 5 относятся в общей сложности три таких стопорных собачки, которые расположены в выемках б, Они направлены своими имеющими большую длину плечами в направлении п, указанном на фиг. 2 стрелкой, обозначающей направление вращения. Относящиеся к второй группе стопорные собачки 4 расположены в выемках 7 так, что они направлены в сторону, противоположную направлению-первых стопорных собачек 5.
Стопорные собачки 5 или 4 расположены на полумуфте с чередованием в окружном направлении в выемках 6 или 7 и выполнены L-образной формы с длинным и коротким плечами. Внешние поверхности 8 обоих плеч сходятся в ребре 9, которое является также острием, предусмотренным для установки на острие 10 выемок 6 и 7. На концевой поверхности 11 стопорные собачки 4 и 5 оснащены в области короткого плеча направляющими выступами 12, которые выполнены в поперечном сечении в качестве четверти окружности. Они установлены в соответствующие кольца 13. Кольца 13 вставлены в отверстия 14 внешней полумуфты 2. При этом каждое отверстие 14 расположено так, что оно пересекает направляющие выступов 12, в результате чего кольца 13 могут насаживаться через направляющие выступы 12. Кольца 13 охватывают направляющие выступы 12 с зазо- ром, в результате чего стопорные собачки 4 и 5 без заклинивания могут регулироваться в соответствующей выемке 6 или 7 и переводиться своей лежащей на ребре осью поворота в состояние прилегания к острию 10 выемки 6 или 7 или опираться без заклиниваания на соответствующие опорные поверхности выемок с целью передачи крутящего момента Контакт стопорных собачек 4 и 5 осуществляется через внешнюю поверхность 8 короткого плеча относительно на- ружной полумуфты 2 и через концевую поверхность 11 в опорных выемках 15, которые выполнены в форме зубьев пилы и распределены по периметру внутренней полумуфты 3. Это видно, в частности, из фиг. 13 и 14, на которых внутренняя полумуфта 3 изображена в качестве отдельной детали. Опорные выемки 15 имеют две опорные поверхности 1 б и 17, с которыми контактируют стопорные собачки 4 и 5.
В случае примера исполнения по фиг.1 и 2 стопорная собачка 4, например, входит в контакт с опорными поверхностями 16, в то время как стопорные собачки 5 входят в контакт с опорными поверхностями 17, В результате этого стопорным собачкам 4 предназначена передача крутящего момента в направлении стрелки п, в то время, как стопорным собачкам 5 - передача крутящего момента против направления стрелки.
Из изображенного на фиг. 1, 13 и 14 видно, что внутренняя полумуфта 3 укреплена относительно наружной полумуфты 2 с помощью подшипников 18 . Подшипники 18 качения удерживаются на опор- ных поверхностях 19 внутренней полуМуфты 3, а также в отверстиях 20 подшипника полумуфты 2 Они простираются в соответствии с этим вовнутрь двух крышек 21 и 22.
Для направления стопорных собачек, т е для синхронизации движения стопорных собачек 4 и 5, которые относятся к одному комплекту, предусмотрены управляющие кольца 23 и 24. Они взаимодействуют с цапфами 25 стопорных собачек
4и 5 Цапфы 25 расположены в центре осевого прохождения стопорных собачек.
Исполнение цапф 25 поясняется, в частности, на фиг.10 и 12 Цапфа 26 смещена относительно оси поворота (ребра 9). Отно- сящиеся к одной группе стопо рные собачки
5или 4 синхронизируются с помощью управляющего кольца 23 или 24. Так, например, стопорные собачки 5 синхронизируются с помощью управляю- щего кольца 23, а стопорные собачки 4 - с помощью управляющего кольца 24 применительно к их движению/
Оба управляющих кольца расположены в пазу 26 в полумуфте 2 Паз 27 частично относится к полумуфте 2. Оба управляющих кольца 23 и 24 содержат цилиндрически проходящий участок который с внешней стороны оснащен цилдиндрической фрикционной поверхностью 28. Будучи направленными от фрикционной поверхности 28 в радиальном направлении, а именно в случае данного примера исполнения радиэльно вовнутрь, проходят выступы 29, которые оснащены направляющими радиальными пазами 30. Выступы 29 распределены по периметру в соответствии с расположением стопорных собачек 4 и 5, для направления которых они служат. Пазы 30 служат для обхвата цапф 25 тех или иных стопорных собачек. Оба управляющих кольца 23 и 24 расположены так, что они направлены друг к другу областью, которая содержит выступы 29, Для обеспечения возможности радиального ввода изображенных на фиг. 8 и 9 в качестве отдельной детали управляющих колец своими выступами 29 в область цапф 25 стопорных собачек 4 или 5 полумуфта 2 выполнена из двух частей.
Обе части полумуфты 2 показаны на фиг. 3-7. Они являются идентичными.
В случае изображенных на фиг. 3-5 двух частей полумуфты 2 видно, что предусмотрены расположенные с чередованием выемки 6 и 7, которые служат для приема стопорных собачек 4 или 5. Выемки 6 и 7 выполнены в основном в форме треугольника. Их острие 10 образует опору для ребра 9 (кромки) стопорных собачек 4 и 5, которое представляет собой ось поворота.
Из изображенного на фиг. 3 видно, что обе части полумуфты 2 содержат взаимодополняющие выемки, которые вместе друг с другом образуют паз 26 для приема обоих управляющих колец 23 и 24.
С целью ввода относящихся к управляющему кольцу выступов 29 в область цапф 25 стопорных собачек 4 и 5 радиально вовнутрь предусмотрены радиальные направляющие выемки 31. Радиальные направляющие выемки 3 относятся к выемкам 6 или 7. Из изображенного на фиг. 4 видно, что применительно к части полумуфты 2 с управляющим кольцом 23, взаимодействующим со стопорными собачками 5, радиальные направляющие выемки 31 перекрывают выемки 7, в которых расположены стопорные собачки 5. Направляющие выемки 31 ограничены сбоку ограничительными поверхностями 32 и 33, которые расположены так, что остается достаточное пространство для перевода соответствующих стопорных собачек 5 из позиции соединения в позицию разъединения относительно полумуфты 3. В нормальном случае выступы 29 не входят в состояние прилегания.
Из изображенного на фиг 4 видно, что предусмотрены три радиальных направляющих выемки 31.
Другая часть наружной полумуфты 2, которая изображена на фиг. б и 7, содержит три распределенных по периметру выемки 31, которые прилегают к выемкам 6. Эти направляющие выемки 31 служат для захвата выступов 29 управляющего кольца 24, которое синхронизирует движение стопорных собачек 4.
Обе части наружной полумуфты оснащены сообщающимися отверстиями 34, которые продолжаются в крышках 21 и 22 подшипника. Крышка 21 оснащена резьбовым отверстием, в то время как присоединительная крышка -22 содержит утопленное отверстие, в котором располагаются соединительные винты 35 вместе с их головками, причем эти винты ввинчены своим резьбовым концом в отверстия, относящиеся к крышке 21.
С помощью крышек 21 и 22 и винтов 35 достигается не только соединение между собой внутренней полумуфты 3 и обеих частей наружной полумуфты 2. но и осуществляется крепление фрикционного средства, с помощью которого производится управление кольцами 23 и 24. На внешней поверхности 27 наружной полумуфты с промежуточным использованием подшипниковых втулок 36 и приемных колец 37 укреплены фрикционные кольца 38 и 39. В области поверхностей 40 прилегания обеих частей полумуфты 2, к которым прилегают крышки 21 и 22, подшипниковые втулки 36 зафиксированы в осевом направлении с помощью направляющих колец 41. Подшипниковые втулки 36 удерживаются в отверстии 42 обоих приемных колец 37. Каждое из обоих приемных колец 37 оснащено кольцевой выточкой 43, в которой размещается фрикционное кольцо 38 или 39. Фрикционное кольцо 38 взаимодействует своей упорной поверхностью 44 с фрикционной поверхностью 28 управляющего кольца 23. Оно удерживается без возможности вращения своей внешней поверхностью 45 в кольцевой выточке 43 приемного кольца 37. Фрикционное кольцо 39 прилегает своей упорной поверхностью 44 к фрикционной поверхности 28 управляющего кольца 24. Другому приемному кольцу 37 соответствует фрикционное кольцо 39, которое также введено своей внешней поверхностью 45 в кольцевую выточку 43 без возможности вращения. Оба приемных кольца 37 расположе- ны напротив друг друга на внешней поверхности 27 полумуфты 2 так, что их кольцевые выточки 43 образуют камеру для приема обоих фрикционных колец 38 и 39. Оба приемных кольца 37 окружены зажимным кольцом 46, которое оснащено крепежными ушками 47, с помощью которых приемные кольца 37 и с помощью последних оба фрикционных кольца могут стационарно удерживаться относительно вращающей- 5 ся внешней части полумуфты 2.
Если наружная полумуфта 2 поворачивается в направлении п вращения в соответствии с изображенным на фиг. 2 вокруг оси Х-Х вращением муфты 1 свободного хода, в
0 результате фрикционного замыкания между фрикционным кольцом 39 с фрикционной поверхностью 28 управляющего кольца 24 осуществляется удерживание управляющего кольца 24 относительно поворота наруж5 ной полумуфты 2, в результате чего вследствие управления стопорными собачками 4 последние переводятся из изображенной на фиг. 2 позиции разъединения в позицию соединения и поворачиваются во
0 внутрь своими концевыми поверхностями 11 так, что входят в прилегание с поверхностью 16 опорной выемки 15 внутренней полумуфты 3 Одновременно за счет фрикционного замыкания между фрикцион5 ным кольцом 38 и управляющим кольцом 23 оно удерживается неподвижным относительно вращательного движения в направлении п вращения. Вследствие противоположной ориентации стопорных
0 собачек 5 относительно расположения стопорных собачек 4, стопорные собачки 5 вы- ходят своими концевыми поверхностями 11 из состояния прилегания к опорной поверхности 17 опорной выемки 15. Стопорная со5 бачка 5 перемещается в этом случае из изображенной на фиг. 2 позиции соединения в позицию разъединения. Таким образом, стопорная собачка 5 радиально удаляется от опорных выемок 15 во внутрен0 ней полумуфте 3. Следовательно, возникает относительное движение между управляющими кольцами 23 и 24 в тех или иных направляющих выемках 31 относительно обеих частей полумуфты 2, причем они при5 ближаются к одной из ограничительных поверхностей 32 и 33 полумуфты 2, не входя в прилегание с ними.
Поворот стопорных собачек 4 и 5 осуществляется вокруг оси, проходящей по ребру
0 9 при вспомогательном использовании момента поворота, который прикладывается через управляющие кольца 23 или 24 к цапфам 25 стопорных собачек 5 или 4.
Для позиции, которая изображена на
5 фиг. 2, т.е. при которой осуществляется передача крутящего момента против направления п вращения посредством стопорных собачек 5 от наружной полумуфты 2 на внутренней полумуфте 3, обгон или свободный ход может осуществляться с помощью внут реннёй полумуфты 3 также против направления п. При этом стопорные собачки 5 скользят по опорным поверхностям опорной выемки 15 радиально наружу против действия усилия смещения, оказываемого фрикционным кольцам 38Г ДМ переводаг в позицию с ое дин е н и я. Ф рй кц ио н н ое зам ы какие до п ус к зет та кже воз вратТ т: е. относи- тельное движение управляющего кольца 23 относительно фрикционного.кольца 38 с целью обратного состояния; при котором наружная полумуфта достигает в направлении, противоположном направлению п вращения, числа оборотов внутренней полумуфты или большего числа оборотов, то осуществляется пйвторный перевод стопорных собачек 5 в изображенную-на фиг. 2 позицию соединения и захват внутренней полумуфты наружной полумуфтой 2. С целью подключения к ведущё му: или ведомомуконструктивяому узлу муфта 1 в области присоединительной крышки 22 оснащена резьбовыми отверстиями 40. В нуУрённяя полумуфта 3 может соединяться с помощью вставляемого в присоединительное отверстие 48 вала, на пример, с подлежащим приводу устройством. У
Во. избежанйе в позиции свободного хо- даГт.е. тогда, когда внутренняя полумуфте 3 вращается быстрее, чем предназначенная для привода1 внешняя полумуфта 2, про- скальзывани я стопорных собачек 4 или 5 по в н е ш н ей п овё рх н ости вну t ре н н е и полумуф- ты 3, так как они вследствие наличия фрикционных колец нагружаются в: зависимости 6т направления вращения в направлении радиального движения: во внутрь опорной; выемки, модификацией изображенного на фиг. 16 и 17 решения прёдусмМрйваётся.. использование конструкций запирающих элементов. Между двумя расположенными против друг друга стопорными собачками 4 и 5 запирающие элементы 49 расположёны
: в пазу 50 внутренней полумуфты 3. Паз 50 расположен приблизительно в центре области разделительной поверхности 51 наруж- ней полумуфты 2. Запирающие элементы 49 выполнены круглой формы. По два запирающих элемента 49 предназначено для воз- , действия на две следующих друг за другом., однако противоположно направленных стопорных собачки. Между запирающими элё- ментами 49 установлено с предварительным натяжением упругоё кол ьцо 52, в результате чего запирающие элементы 49 прижимаются сбоку к боковым стенкам 53 паза 50 и удерживаются в состоянии фрикционного, замыкания. Запирающие элемёнтьГ49 выступают в радиал ьном
. нап рав:л ё нии из паза 50 внутренней части
настолько, что они входят в область стопорных собачек 4 и 5, Стопорные собачки оснащё и ьГ по в ё:;р х н остям и 5 4, к к от о р ы м прилегают концевые поверхности 55 запирающйх элементов 49. Для случая, когда внутренняя полумуфта 3 вращается в направлении п вращения в соответствии с фиг. 16 быстрее, чём наружная полумуфта 2, по- средством фрикционного замыкания осуществляётся захват запирающих элементов 49
в напрае лейии п вращения и их набегание
на поверхность 54 стопорных собачек 4, в
результате.чего осуществляется подъем по-.
следних с преодолением действия силы трения, которая воздействует на стопорные собачки 4 со стороны фрикционного кольца 38 и управляющего кольца 24, и вывод их из соответствующей опорной выемки 15 внутренней полумуфты 3. При обгоне наружной
полумуфты 2 внутренней полумуфты 3 в на-.
правлении вращения; которое является противоположным направлению п вращения, другая концевая поверхность 19 запирающих элементов 49 входит в прилегание к
поверхности 54 других стопорных собачек 5. В случае изображенного на фиг. 16 и 17 примера исполнения дття каждого направления вращения предусмотрено в общей сложности четыре стопорных собачки, т.е.
по две стопорных собачки 4 и две стопорных собачки 5. Таким же образом предусмотре-. но количество запирающих /элементов 49,
соответствующее половине количества сто- порных собачек 4,5, . две пары за.пирающих элементов 49. . ,v ,. -.-.
Наряду с Поясненным во взаимосвязи с
примером исполнения по фиг. 1 -15 управлением фрикцйрнны-м кольцом, при котором
приемные кольца и, следовательно, фрикционныё кольца 38 и 39 постоянно удержи ваются в стационарном состоянии; т.е. без
возможности вращения, в соответствии с
изображённым на фиг. 16 и 17, с. одним
приемным кольцом 37 может быть связан
один тбрмозной диск 56. Тормозной диск 56 может выборочно нагружаться тормозным усилием через тормозной башмак 57. Возможно также выполнение тормозного устройства, состоящего из тормозного диска 56
и тормозного башмака 57, в виде гйстере- Зистного тормоза. Поскольку речь идет о тормозе со внешним срабатыванием, если действительно возникает необходимость в процессе переключения, при изменении направления вращения на тормозной диск 56 может оказываться воздействие тормозного
Моментэ ..... ..... . .. ..-,: .
.В остальном муфта свободного хода в основном соответствует форме исполнения, по фиг, 1 и 2. Различие заключается лишь в
том, что фрикционные кольца 38 и 39 выполнены в этом случае в качестве колец с квад- ратным поперечным сечением, В соответствии с этим стопорные собачки 4 или 5 выполнены разделенными на две час- ти, которые соединены между собой с помощью вставных болтов 58.
В случае примера исполнения по фиг. 18 и 19 стопорные собачки 4 и 5 установлены на внутренней полумуфте 3, т.е. удержива- ющие из выемки б и 7 расположены во внутренней полумуфте 3, в то врея как опорные выемки 15 расположены в наружной полумуфте 2. В этом случае внутренняя полумуфта 3 является ведущей, в то время как наружная полумуфта 2 является ведомой. Фрикционные кольца 38 и 39 действуют соответствующим образом относительно внутренней полумуфты 3 и управляющих колец 23 и 24, которые расположены на внут- ренней полумуфте 3 Наружная полумуфта 2 и внутренняя полумуфта 3 укреплены по отношению друг к другу с помощью подшипника 18 качения. В случае этого примера исполнения направляющие средства 25 расположены не в центральной области стопорных собачек 4 и 5. а со стороны одной из торцовых поверхностей стопорных собачек 4 и 5. Имеющий дугообразную форму, как это показано на фиг. 19, внешний контур на- правляющих средств 25 служит в качестве поверхности прилегания для фрикционных колец 38 или 39. Имеющие дугообразную форму направляющие поверхности направляющих средств 25, которые относятся к стопорным собачкам 4, имеют больший диаметр по сравнению с направляющими поверхностями направляющих средств 25, которые относятся к стопорным собачкам 5. В остальном выполненные в качестве высту- нов направляющие средства 25 стопорных собачек 5 выполнены в осевом направлении с большей длиной по сравнению с направляющими средствами стопорных собачек 4. Оба управляющих кольца 23 и 24 оснащены направленными наружу фланцами 59, которые удерживаются стационарно, т.е. без возможности вращения, или также могут удерживаться в подторможенном состоянии, Формулаизобретения 1. Муфта свободного хода, содержащая внутреннюю и наружную полумуфты с равномерно расположенными по окружности выемками на одной из их взаимообращен- ных поверхностей и опорными выемками на другой, размещенные между ними и установленные в выемках одной из полумуфт с возможностью поворота первая и вторая группы стопорных собачек, управляющее
устройство с фрикционным средством торможения для обеспечения поочередного зацепления стопорных собачек с опорными выемками второй полумуфты для противоположных направлений вращения и расцепления для обеспечения режима свободного хода, отличающаяся тем. что, с целью повышения надежности путем упрощения установки и переключения стопорных собачек на разные режимы работы, управляющее устройство выполнено в виде управляющих колец, закрепленных с возможностью поворота относительно полумуфты, на которой установлены стопорные собачки.
2.Муфта по п. 1,отличающаяся тем, что она снабжена средством ограничения поворота управляющих колец.
3.Муфта по п. 1.отличающаяся тем. что фрикционное средство торможения выполнено в виде обоймы, охватывающей наружную полумуфту, и фрикционных колец, расположенных друг против друга внутри обоймы, которая закреплена стационарно без возможности вращения или установлена на наружной полумуфте с возможностью ее торможения.
4.Муфтэ по п. 1,отличающаяся тем, что она снабжена запирающими элементами с двумя противолежащими концами, расположенными между смежными стопорными собачками, смонтированными на полумуфте, имеющей опорные выемки, с возможностью взаимодействия со стопорными собачками.
5.Муфта по п. 1,отличающаяся тем, что наружная поверхность каждого управляющего кольца выполнена фрикционной, а на внутренней его поверхности выполнены выступы с направляющими радиальными пазами под, соответствующую группу собачек, а стопорные собачки выполнены с направляющими средствами, расположенными в пазах управляющих колец.
6.Муфта по пп. 1 иЗ, отличающая- с я тем, что фрикционные кольца выполнеА ны в виде уплотнительных колец, прилегающих с предварительным натягом посредством пружины к фрикционной поверхности соответствующего управляющего кольца.
7.Муфта по п. 6, отличающаяся тем, что направляющее средство каждой стопорной собачки выполнено в виде цапфы, расположенной посередине осевой длины собачки со смещением в радиальном направлении от оси ее поворота.
8.Муфта по п. 5, отличающаяся тем, что количество запирающих элементов соответствует половине количества стопорных собачек; причём каждый запирающий элемент,1 расположенный между двумя смежными стопбрными собачками, установлен с возможность ) взаимодействия одного из его ШйцОё 1 с одной из упомянутых собачек;- ;4- Л « --н:: . --..
9. Муфта по п, 4; от л и ч а ю щ а я с я тем; что запирающие элементы выполнены ё виде к ольцёвых сегментов, coofis eWT Eiyro a I W6n viMV Ta выполне- на с ко льцевым пазом, в котором расположены запирающие элементы и упругое кольцо между их боковыми поверхностями- поджима щЖ сёгмёнтьГ г стенкам паза.
10 Муфта, ПЪ n ,, от л нч а я с я тем, что стопорные собачки выполнены с направляющими выступа ми на концах, которые размещёныв выполненных вдоль оси направляющих Опорах одной из полумуфт.
1. Муфта по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем. что каждая сҐЬпорйая собачка выпол- нена 1-образной формьг, дно выемки в полу- муфте образовано двумя расположенными под углом поверхностями, при этом ребро собачки, образованное пересечением ее большего и мёнВй/ёгЪ1 Нлёч. р аспрлЬжено в контакте с дй:Ьм вбёмки с вбзмож ностью пов оротЗ Шбкруг оси: .п р&ходя щей по линий их конҐакт э. j-f - - . - ;
1.2. Муфта по пп. 1 - 11, от л ичд юща- я с я тем, что выемки со стопорными собачками расположены на наружной полумуфте.
13.Муфта по пп. 1-12,о т л ичающая- с я тем, что выемки со стопорными собачками расположены на внутренней полумуфте.
14.Муфта по п. 12, от лйча ющаяся тем. что наружная полумуфта выполнена составной из двух сочлененных в радиальной плоскости частей с радиальными направляющими выемками на сопряженных торцевых поверхностях.
15.Муфта поп. 12. отличающаяся тем. что торцевые участки обоймы установлены в контакте с внешней поверхностью наружной полумуфты посредством подшипниковых втулок.
1 б. Муфта поп. 10, о т ли ч а ю щ а я с я тем, что направляющие опоры выполнены в виде колец, наружная полумуфта выполнена с отверстиями под кольца.
17, Муфта по пп. 9 и 12, о т л и ч а ю щ а- я с я тем, что кол ьцевой паз для запирающих элементов выполнен в средней части наружной поверхности внутренней полумуфты, а запйрайщие элементы выступают в радиальном направлении паза в пространство между встречно расположенными смежными стопорными собачками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СО СВОБОДНЫМ ХОДОМ | 1991 |
|
RU2011907C1 |
Предохранительная муфта | 1988 |
|
SU1671165A3 |
Выключаемая муфта | 1990 |
|
SU1809884A3 |
Предохранительная муфта | 1987 |
|
SU1560063A3 |
Муфта для соединения двух валов | 1984 |
|
SU1535386A3 |
Регулируемая фрикционная муфта для приводных элементов,связанных,в частности,с карданными валами приводов сельскохозяйственных машин с валом отбора мощности трактора | 1985 |
|
SU1416061A3 |
Вытяжной запор для соединения двух валов | 1986 |
|
SU1457818A3 |
Подъемная стяжка навесного устройства трактора | 1990 |
|
SU1804277A3 |
Соединение валов | 1984 |
|
SU1558308A3 |
МУФТА-ОГРАНИЧИТЕЛЬ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1992 |
|
RU2090788C1 |
Использование в машиностроении для передачи крутящего момента в двух направлениях вращения Сущность изобретения1 изменение направления вращения осуществляют стопор ные собачки, подторможенные с помощью фрикционных колец Собачками управляют управляющие кольца с направляющими радиальными пазами, в которых помещены цапфы стопорных собачек, Последние установлены с возможностью захода в зацепление или выхода из него с соответствующими опорными выемками внутренней полумуфты. Это позволяет осуществлять включение или выключение муфты Например, одна стопорная собачка переводится в положение передачи крутящего момента, одновременно другая стопорная собачка - из позиции передачи крутящего момента в позицию разъединения В результате этого обеспечивается уменьшение пути срабатывания и, следовательно, повышение скорости переключения из одного приводного направления на другое без нарушения движения свободного хода 16 з.п ф-лы, 19 ил. (/ С
2{ 2Q 34 W
Фиг.1
45 2&
Ъ
20
YO
7 4 12 W 46 6 Ф.2
Pd/2 3
25 30 29 55 JS
Я
&/г 4f
Х
i.Q. ,
гь
51
:
рта, №.6
0
г.
6-6
30
23,24
7/7
Фм.9
uztt
JmmL
f S У / f
Фиг. /4
4,5
-н /
12
Л2
/
57
#
/
fe. /5
г /Р
s
г$
1780568
59 1839
Р
Патент ФРГ №3426108 кл F16D41/16, 1985 |
Авторы
Даты
1992-12-07—Публикация
1990-07-04—Подача