Известны обмотки ротора эпектричео кой машины, в частности турбогенератор выполненные в виде полукатушек с параллельным жидкое охлаждением, ко цы которых выведены за пределы лобовых частей в аксиальном направлении с размещением переходов от витка к витку верхних полукатушек в тангенциальной зоне лобовых частей. Для осуществления жидкостнсяго охлаждения каждой полукатушки на одну сторону ротора выведены начала и концы всех полукатушек, где они присоединяются к одному коллектору жидкости, например напорному, а на второй сторон ротора лобовые части средних витков всех катушек удлинены аксиально за пр делы лобовых частей остальных витков, где они присоединяются ко второму коллектору жидкости, например сливному. Недостатками этих обмоток являются наличие выводов и гидравлических соединений на второй стороне ротора; увеличенная аксиальная длина лобовых частей. Цель изобретения - уменьшение аксиальных габаритов машины. Эта цель достигается тем, что все лрсшодники нижних полукатушек в зоне аксиального вылета лобовых частей. малых полукатушек на стороне нижнего вывода смещены к оси машины в радиальном направлении на высоту одного изолироваиного проводника. Концы верхних полукатушек выведены за пределы лобовой части, как прямое продолжение первого и последнего проводников в пазу, а концы нижних полукатушек выведены со стороны, противоположной размещению первого и послед него проводников в пазу, и выполнены перекрещивающимися. Верхние и нижние полукатушки могут иметь пропшоположное направление намотки, а электрическое последовательное соединение попукатушек каждого полюса осуществлено посредством поочерюд-
ного включенияпо одной ролукатушке каждого слоя, попукатушки в котором также включены поочерелнг в одном слое Ьт ме{{ьшей к большей, а в другом от болыией к меньшей.
На фиг. 1 11редставлен ротор со стороны соединений в зоне льшего зуба, продольный разрез;-на фиг. 2 - продольная эледстрическая схема обмотки одного полюса,
В верхних полукатушках 1 (фиг. 1) уложено, например, по 3 витка, в нижних полукатушках 2 - по два витка. Оба витка нижних полукатушек 2 отодвинуты на высоту одного изолированного проводника к оси машины.
Отвод к оси проводников нижних по- лукатушек может быть осуществлен не отгибом, .а другим способом, например спайкой двух проводников, В образовавшемся промежутке размещаются верхние вывода 3 нижних полукатушек. Верхн5Ш и нижняя полукатушки разделены иэоля- ,Ш10нным слоем 4. Все конщл верхних катушек выводятся аксиально за пределы лобовой части, как прямое продолжение первого и последнего проводников полукатушек в пазах, а концы нижних полукатушек первого и последнего проводников в пазах и выполнены перекрещивающимися.
Условно принято в обмо-псе полюса по четыре верхних и нижних полукатушек (фиг, 2), В каждой верхней полукатушке по три, а в нижней по два витка. Возможно любое число полукатушетс и витков в них. Верхние полу;катушки изображены утолщенными линиями, верхние выводы всех полукатушек - сплошны ш линиями, а ихнижние вьгаоды - пунктирными пиниями соответствующей ,
В обмотке (фиг, 2) все концы верх-ч ниx-Jпoлyкaтyшeк выводятся аксиально без перекрестов, как прямое продолжение первого и последнего проводииков в пазу, а концы нижних полукатушек выводятся с перекрестом на стороне, противоположной размещению первого и последнего проводников.
Последовательное электричесоке соединение полукатушек каждого полюса производится в следующем порядке: первая нижняя, затем последняя верхняя,
затем вторая нижняя, затем предпоследняя верхняя, затем третья нижн5ш и т. д., до последней нижней и кончая первой : верхней, с выводами обмотки полюса от первых полукатушек, нижней и верхней, из которых одни, от нижней полукатушки, присоединяются к контактшому кольцу. Формула изобретения
1,Обмохка ротора электрической машины, в частности турбогенератора, ш толненная в виде полукатуш с с параллелышхм жидкостным охлаждением, концы которых выведены за пределы ло бовой части в аксиальном направлении,
с размещением переходов от витка к витку верхних полукатушек в тангенциальной зоне лобовых частей, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения аксиальных габаритов машины, все проводники нижних полукатушек в зоне аксиалыюго вылета лобовых частей малых полукатушек на стороне нижнего вьгаода смещены к оси машины в радиальном направлении на высоту одного изолирсизанЬого проводника.
2,Обмотаа по п, 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что онцы верхних полукатушек выведены за пределы лобовой части, как прямое продолжение первого
5 и последнето прсюодников в пазу, а концы нижних полукатушек вьтедены со стороны, противоположной размещению первого и последнего проводников в паду, и выполнены перекрещивающимися.
0 3, Обмотка по п, 1, отличающая с я тем, что верхние и нижние полукатушки имеют противоположное натфавление намотки, а электрическое последовательное соединение полукатушек каждого полюса осуществлено посредством поочередного включения по одной полукатушке каждсго слоя, полукатушки в котором также включены поочередно: в одном слое от меньшей к большей, а в другом - от большей к меньшей,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор электрической машины | 1989 |
|
SU1781773A1 |
Обмотка разъемного статора для вращающейся электрической машины | 1984 |
|
SU1436896A3 |
Петлевая обмотка ротора турбогенератора с жидкостным охлаждением | 1990 |
|
SU1735969A1 |
ОБМОТКА РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 1971 |
|
SU304886A1 |
Ротор турбогенератора | 1989 |
|
SU1704233A1 |
ОБМОТКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, В ЧАСТНОСТИ ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ВНУТРИПРОВОДНИКОВОЙ ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ | 1973 |
|
SU386470A1 |
Трехфазная полюсопереключаемая обмотка | 1979 |
|
SU879711A1 |
Способ ремонта двухслойной обмотки статора электрической машины | 1981 |
|
SU1003256A1 |
Ротор явнополюсной электрической машины | 1982 |
|
SU1092653A1 |
Синхронный электродвигатель | 1987 |
|
SU1494152A1 |
Авторы
Даты
1981-11-15—Публикация
1967-10-06—Подача