Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проекти- ровании, изготовлении и ремонте электрических машин с распределенной обмоткой статора, в том числе взрывозащи- щенных асинхронных электродвигателей.
В целях повышения надежности электрических машин, ограждения электрической изоляции их обмоток от воздействия окружающей среды, улучшения диэлектрических, механических и тепловых характеристик в практике электромашиностроения применяется заливка обмотки статора изолирующими твердеющими материалами (компаундирование).
Для этих целей применяют специальные формы, изготавливаемые из материалов, дающих хорошую стабильность размером, в том числе из стали, алюминия, различных пластмасс.
Известна жесткая оправка для заливки обмотки статора электрической машины изоляционным материалом, содержащая центрирующий элемент с сообщающимися осевым и радиальным каналами для подачи
материала к обмотке, выполненная осевой в виде аксиально расположенных втулок.
Перед заливкой электродвигателя компаундом такая оправка должна покрываться адгезионным составом, чтобы исключить ее приклеивание в расточке статора.
Для исключения вытекания компаунда при заливке двигателя и до его отверждения в замковой части статора необходимо применять специальные уплотнения.
Опыт применения жестких оправок показывает, что они имеют следующие недостатки:
-сложность изготовления и высокая материалоемкость;
-неравномерность заливки обмотки из- за невозможности точной фиксации оправки в расточке статора;
-низкая производительность процесса компаундирования за счет сложности установки оправки в статор и удаление ее после отверждения изолирующего материала.
Известно техническое решение, в котором используется оправка из эластичного материала t виде пузыря (3).
(Л
С
VJ 00
VI
00
Пузырь не обеспечивает герметизацию внутренней поверхности двигателя, поэтому для предотвращения вытекания компаунда весь двигатель обволакивают эластичной пленкой, лобовые части двигателя прикрывают пластмассовыми чашеобразными кольцами. Для прикрытия щелей используют сердечник, который затем заменяют на пузырь. Процесс компаундирования с использованием такой оправки проводят под вакуумом.
В целом такой процесс компаундирования сложный и малопроизводительный.
Из-за невозможности точной фиксации пузыря в расточке статора не обеспечивается равномерность заливки компаунда и, следовательно снижается надежность двигателя. Для заливки статоров больших двигателей такая оправка не пригодна.
Целью предполагаемого изобретения является упрощение конструкции и повышение качества заливки статора, размещенного в корпусе электрической машины.
Поставленная цель достигается тем, что формообразующий элемент выполнен в виде оболочки из эластичного материала с штуцером и вентилем для подачи сжатого газа, которая в области размещения штуцера имеет большую жесткость, чем на остальных участках для меньшего выхода ее из двигателя при свободной заливке, а в области заглушки - меньшей толщины с целью наилучшего охвата лобовой части.
Оправка изготавливается с помощью специальной пресс-формы.
Поиск отличительного признака по патентной и технической литературе не выявил элементов в виде специально измененных толщин оправки.
На фиг.1 показана оправка после изготовления; на фиг.2 - в рабочем состоянии, т.е. после установления ее в двигатель и заполнения ее газом (например, воздухом).
Оправка состоит из формообразующего элемента 1 переходящего в заглушку, а также штуцера 2 и вентиля 3 для подачи сжатого газа. При этом в области размещения штуцера оправка имеет большую жесткость, чем на остальных участках.
Оправка вставляется в расточку статора 4 в горизонтальном положении двигателя 5 со стороны лобовой части б так, чтобы заглушка находилась в замковой части станины 8.
Затем двигатель устанавливается в вертикальное положение на прозрачную подставку 7. Прозрачная подставка одновременно служит для сохранения формы оправки в рабочем состоянии и для визу- ального контроля за распрямлением заглушки.
Затем сжатый воздух через штуцер 2 и вешиль 3 подается в эластичный формообразующий элемент оправки 1. При этом стенки элемента плотно прилегают к внутренней поверхности статора, а часть элемеита - заглушка растягивается до замковой части станины и принимает форму подшипникового щита, предотвращая вытекание компаунда.
Компаунд подается в пространство
между станиной 8 и эластичным формообразующим элементом 1 и заливается до тех пор, пока не достигнет половины высоты лобовой части б с большим вылетом.
После процесса отверждения компаунда вентиль 3 открывается и полость формообразующего элемента соединяется с атмосферой, после чего оправка легко удаляется.
Предложенная оправка может быть использована для заливки статоров двигателей больших габаритов, при этом обеспечивается:
-повышение производительности процесса за счет упрощения стадий подготовки
статора к заливке (исключается стадия обволакивания пленкой, ввод сердечника, замена сердечника на пузырь и т.д.);
-повышается равномерность заливки за счет автоматического центрирования оправчи и, следовательно, повышается надежность двигателя.
Формула изобретения Оправка для заливки обмотки статора электрической машины, содержащая формгобразующий элемент из эластичного материала, снабженный штуцером с вентилем доя подачи сжатого газа, отличающая с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения качества статоров путем обеспечения равномерности заливки, формообразующий элемент выполнен в виде оболочки, которая в области размещения штуцера имеет большую жесткость, чем на остальных участках.
АХ У, у, . ПЖШЈЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ капсулирования обмотки статора взрывозащищенного электродвигателя и оснастка для его осуществления | 1991 |
|
SU1819367A3 |
Оправка для заливки обмотки статора электрической машины изоляционным материалом | 1982 |
|
SU1136263A1 |
СПОСОБ КОМПАУНДИРОВАНИЯ ОБМОТОК СТАТОРА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2330372C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ОБРАБОТКИ ЖИДКОСТИ | 1998 |
|
RU2131400C1 |
Устройство для капсулирования обмоток статоров электрических машин | 1988 |
|
SU1629947A1 |
Оправка для заливки обмотки статора электрической машины изоляционным материалом | 1984 |
|
SU1367105A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ОБРАБОТКИ ЖИДКОСТИ | 2005 |
|
RU2284302C1 |
Способ изготовления статора электрической машины | 1987 |
|
SU1476569A1 |
Способ капсулирования обмотки статора | 1991 |
|
SU1820981A3 |
Асинхронный двигатель и способ его изготовления | 1984 |
|
SU1356121A1 |
Использование: электротехника, технология изготовления электрических машин. Сущность изобретения: оправка содержит формообразующий элемент из эластичного материала, который имеет штуцер с вентилем для подачи сжатого газа. Формообразующий элемент выполнен в виде оболочки, имеющей в области размещения штуцера большую жесткость, чем на остальных участках, что упрощает конструкцию оправки и повышает качество статоров путем обеспечения равномерности заливки обмоток. 2 ил.
с
Ј
ФигЛ
Волк | |||
М | |||
и др | |||
Герметизация электрической и радиоэлектронной аппаратуры,- М- Л.: Энергия, 1966, с | |||
Двухколейная подвесная дорога | 1919 |
|
SU151A1 |
Авторы
Даты
1992-12-15—Публикация
1990-11-22—Подача