Изобретение относится к запорной арматуре, применяемой в вакуумной технике.
Известен запорный прямоточный клапан, в котором перемещение запорной втулки осуществляется с помощью двух двусторонних зубчатых реек, передающих каждая половину общего крутящего момента на параллельные вал-шестерни, связанные в свою очередь с зубчатой рейкой запорной втулки.
Недостатком данной конструкции является низкая пропускная способность клапана из-за размещения в проходном сечении запорного органа.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому техническому решению является прямоточная задвижка, состоящая из корпуса с двумя проходными отверстиями, в котором размещен двухдисковый запорный орган В запорном органе на подшипниках установлено червячное колесо, входящее в зацепление с червяком. В отверстии червячного колеса нарезана резьба: с одной стороны до выточки левая,
а с другой - правая, при помощи которых колесо связано с дисками, предназначенными для перекрытия проходных отверстий,
Узел управления служит для обеспечения перемещения запорного органа в вертикальной плоскости и состоит из вала червяка, проходящего через отверстие полого винта, имеющего Г-образный зацеп. На валу червяка находятся два маховика, которые позволяют осуществить вертикальное перемещение запорного органа и горизонтальное перемещение дисков.
Недостатком данной конструкции является ее сложность из-за наличия двух маховиков.
Цель изобретения - упрощение конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что в запорном органе вместо червячного колеса используется зубчатое, которое перемещается по направляющим корпуса, а узел управления содержит толкатель выполненный в виде зубчатой рейки, перемещение которой по направляющим корпуса ограниСП
С
XI
оо
OJ
IKD
чивается пружинным фиксатором, имеющим жесткость пружины больше силы трения, образующейся при движении запорного органа, причем, за одно перемещение толкателя происходит перемещение запорного органа и раз-движение дисков.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый прямоточный клапан отличается тем, что вместо червячного колеса используется зубчатое, а в устройстве управления вместо двух маховиков используется толкатель, выполненный в виде зубчатой рейки, перемещение которого осуществляется по направляющим корпуса, который связан с запорным органом при помощи пружинного фиксатора.
Известно использование в запорной арматуре зубчатого колеса, входящего в зацепление с зубчатой рейкой,
Однако не удалось осуществить перемещение запорного органа и раздвиже- ние запорных дисков за одно перемещение толкателя.
На фиг. 1 изображен прямоточный клапан в закрытом положении; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1,,„ .-,
Клапан состоит из корпуса 1, подвижного запирающего органа и узла управления. Подвижный запирающий орган состоит из верхнего запирающего диска 2 с уплотнением 3 и нижнего запирающего диска 4 с уплотнением 5, каждый из которых соединен с резьбовой втулкой: верхний запирающий диск - с резьбовой втулкой 6 с левой резьбой, нижний запирающий диск - с резьбовой втулкой 7 с правой резьбой, а также зубчатого колёса 8 с фторопластовыми накладками 9, 10. Зубчатое колесо 8 жестко насажено на стержень 11, имеющим на противоположных концах правую и левую резьбы, и свободно перемещается по направляющим корпуса 12. Для ограничения перемещения запорных дисков на корпусе установлен фиксатор 13. Устройство управления представляет собой толкатель 14, выполненный в виде зубчатой рейки. Связь между толкателем и запорным органом осуществляется при помощи пружинного фиксатора 15, корпус 16 которого жестко соединен с зубчатым колесом.
Работа прямоточного клапана осуществляется следующим образом
Под действием привода толкатель 14
вместе с запорным органом начинает перемещаться по направляющим корпуса 12 до тех пор, пока фторопластовые накладки 9 зубчатого колеса 8 не достигнут стенки корпуса 1. Запорный орган останавливается, пружинный фиксатор 15 выходит из зацепления с толкателем 14, который, продолжая двигаться, приводит во вращение зубчатое колесо 8. При этом винтовые пары {втулкастержень) начинают раскручиваться и происходит раздвижение запорных дисков 2 и 4, которые закрывают проходное отверстие. При обратном ходе толкателя, когда необходимо открыть клапан, зубчатое колесо 8, начинает вращаться в обратную сторону, винтовые пары (втулка-стержень) скручиваются, запорные диски начинают сдвигаться. Как только расстояние между уплотнением 3, 5 и корпусом 1 будет больше высоты фик-.
сатора 13, пружинный фиксатор 15 попадает в паз толкателя 14 и дальнейшее перемещение толкателя происходит вместе с запорным органом Клапан открывается. Предлагаемая конструкция прямоточного клапана позволяет расширить круг используемых приводов. В данной конструкции возможно применение пневмопривода, электрического привода, ручного.
Формула изобретения
Прямоточный клапан, содержащий корпус с размещенным в нем двухдисковым
запорным органом, диски которого связаны между собой с-возможностью перемещения и с узлом управлений, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, между дисками запорного органа размещено зубчатое колесо с жестко установленным на нем пружинным фиксатором, а узел управления выполнен в виде зубчатой рейки, установленной с возможностью взаимодействия с фиксатором.
«ИГ. 1
Редактор С.Козлова
ЙС. 2
Составитель Ю.Путилов Техред М.МоргенталКорректор Н.Милюкова
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА "АННУШКА" | 2007 |
|
RU2383804C2 |
Прямоточная задвижка | 1983 |
|
SU1185005A2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЕГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2005 |
|
RU2273784C1 |
Прямоточная задвижка | 1976 |
|
SU672417A1 |
Рулевое управление трактора | 1984 |
|
SU1221002A1 |
КЛАПАН РЕГУЛИРУЮЩИЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ | 2016 |
|
RU2619435C1 |
ПРИВОД ДВИГАТЕЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ | 2017 |
|
RU2675288C1 |
КЛАПАН ЗАПОРНЫЙ | 1999 |
|
RU2198335C2 |
Электромоторный привод | 2017 |
|
RU2666383C1 |
ЗАДВИЖКА | 1994 |
|
RU2084733C1 |
Использование в запорной арматуре вакуумной техники. Сущность изобретения: в корпусе размещен запорный орган, диски к-рого связаны между собой с возможностью перемещения и с узлом управления. Между дисками размещено зубчатое колесо с жестко установленным на нем пружинным фиксатором Узел управления выполнен в виде зубчатой рейки, взаимодействующей с фиксатором. 2 ил.
Прямоточная задвижка | 1976 |
|
SU672417A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1990-07-02—Подача