Изобретение относится к проблеме защиты от микробиологического поражения среднедистиллятных авиационных топлив в процессе их хранения и транспортирования в условиях влажного тропического климата.
В качестве антимикробной присадки к нефтяным дистиллятным топливам известно применение 1.3,5-триэтилгексагидротри- азина. Однако эта присадка проявляет недостаточную фунгйцидную активность и малоэффективна в топливных системах, пораженных грибной микрофлорой.
Известно применение биоцидной присадки следующего состава: 2,2 -окси- бис-(4,4,б-триметил-1,3,2-диоксиборинен), 2,2-1-метилтриметилендиокси-бис-(4-ме- тил-1,3,2-диоксиборинен).
Эта присадка также не проявляет достаточной эффективности в оптимальных для авиационных горючих концентрациях (0,01 мас.%).
Целью изобретения является повышение эффективности подавления микроорганизмов в среднедистиллятных авиационных горючих, содержащих водную фазу, без изменения их физико-химических и эксплуатационных свойств.
Поставленная цель достигается использованием топливной композиции на основе углеводородного авиационного топлива с добавлением ди(пропен-1-ил)сульфона при следующем соотношении, мас.%:
Ди(пропен-1-ил)сульфон 0,01 ±0,001
Углеводородное топливо До 100
Ди(пропен-1-ил)сульфон получают в одну стадию с выходом 85% из промышленных доступных веществ.
Описываемую топливную композицию готовят путем простого смешения компонентов.
П р и м е р 1. Испытания проводились в соответствии с методикой, изложенной в
сл
с
XI со
о ы
СА)
ГОСТ 9.023-85 ЕСЗКС. Топливо с присадкой ди(пропен-1-ил)сульфон (0,01 мас.%) в контакте с водно-минеральной средой заражалось микроорганизмами, активно развивающимися в топливе без присадки, и выдерживалось в условиях, оптимальных для развития микроорганизмов, при температуре 29 ±2°С в течение 21 сут. В качестве тест-культур использовались микроорганизмы: гриб Cladospqrlum resinae и бакте- рии Pseudomonas aeruglnosa, наиболее распространенные в топливных системах самолетов, а также накопительные культуры, выделенные из реактивных топлив. Контролем считалось топливо без присадки.
Результаты испытаний приведены в табл.1.
Добавление в топливо ди(пропен-1- ил)сульфона в концентрации 0,011-0,010 мас.% обеспечивает его биостойкость. При снижении концентрации до 0,009 мас.% топливо станоеится небиостойким. Увеличение концентрации свыше 0,011 мас.% нецелесообразно по технико-экономическим соображениям.
Таким образом, топливная композиция, содержащая в качестве добавки ди(пропен- 1-ил)сульфон. обладает высокими биоцид- ными и бактерицидными свойствами и эффективно подавляет рост культур бакте- рий и грибов в присутствии водной фазы.
П р и м е р 2. Топливная композиция была составлена на основе топлива РТ (ГОСТ 10227-86), содержащего в качестве добавки ди(пропен-1-ил)сульфон в концент- рации 0,01 мас.%, и проведены исследования ее физико-химических и эксплуатационных свойств.
Оценивались показатели качества, на значение которых могло оказать влияние введение в топливо указанной добавки.
Испытания проводились по стандартным методикам, предусмотренным ГОСТ 10227-86.
Результаты проведенного исследования даны в табл. 2. Из данных таблицы следует, что по физико-химическим и эксплуатационным свойствам топливная композиция, содержащая в качестве добавки 0,01 мас.% ди(пропен-1-ил)сульфон, соответствует требованиям ГОСТ 10227-86 -ia топливо для реактивных двигателей марки РТ.
Технико-экономическими преимуществами описываемой топливной композиции является повышение надежности эксплуатации авиатехники и снижение трудозатрат при техническом обслуживании самолетов при предполетной подготовке.
Формула изобретения
Топливная композиция на основе сред- недистиллятного авиационного топлива с добавлением биоцидной присадки, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности подавления развития микроорганизмов в композиции, она содержит в качестве присадки ди(пропен-1-ил)-суль- фон при следующем соотношении компонентов, мас.%:
ди(пропен-1-ил)-сульфон 0,01 ±0,001;
среднедистиллятное
авиационное топливо до 100.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Топливная композиция | 1990 |
|
SU1784632A1 |
Топливная композиция | 1990 |
|
SU1784630A1 |
Топливная композиция | 1990 |
|
SU1784631A1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА ОТ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ И БИОЦИДНАЯ ПРИСАДКА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭТОМ СПОСОБЕ | 2007 |
|
RU2346028C1 |
ПРИСАДКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ УГЛЕВОДОРОДНОГО РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА И РЕАКТИВНОЕ ТОПЛИВО | 2008 |
|
RU2372382C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ПРОТИВОИЗНОСНОЙ ПРИСАДКИ К ТОПЛИВАМ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2019 |
|
RU2705197C1 |
Топливная композиция для дизельных двигателей внутреннего сгорания | 2022 |
|
RU2802026C1 |
Топливо маловязкое судовое | 2020 |
|
RU2734259C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2013 |
|
RU2538608C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ЖИДКОГО ТОПЛИВА | 2004 |
|
RU2254357C1 |
Сущность изобретения: Топливная композиция на основе среднедистиллятного авиационного топлива содержит 0,01 ±0,001% биоцидной присадки ди-(про- пен-1-ил)сульфон. 2 табл.
Биоцидная активность ди(пропен-1-ил) сульфона
Концентрация присадки, мае.
.%
0,011 0.010
0,009 0.008
Среда прозрачная, пленка на границе среда-топливо и
осадок отсутствуют.
Роста микроорганизмов нет.
Среда прозрачная, пленка на границе среда-топливо и
осадок отсутствуют.
Роста микроорганизмов нет.
Среда прозрачная, на границе раздела среда-топливо тонкая пленка.Осадка нет.Слабый рост микроорганизмов.
Наблюдается помутнение среды, пленка толщиной 1-3 мм, небольшой осадок. Умеренный рост микроорганизмов
Таблица 1
Состояние среды (п.5.3 ГОСТ 9.023-74)
Таблица 2
Хицман Д.О | |||
и Линнард Р.Е | |||
Сб.: Качество моторных и реактивных топлив, масел и присадок | |||
Химия, 1970, с | |||
Халат для профессиональных целей | 1918 |
|
SU134A1 |
Устройство для избирательного управления двумя реле | 1918 |
|
SU978A1 |
bioclde. |
Авторы
Даты
1992-12-30—Публикация
1990-06-19—Подача