Изобретение относится к проблеме защиты от микробиологического поражения среднедистиллятных авиационных топлив в процессе их хранения и транспортирования в условиях влажного тропического климата.
В качестве антимикробной присадки к нефтяным дистиллятным топлиеам известно применений 1,3,5 триэтилгексагидротри- азина. Однако эта присадка проявляет недостаточную фунгицидную активность и малоэффективна в топливных системах, пораженных грибной микрофлорой.
Известно применение биоцидной присадки следующего состава: 2,2 -окси-бис- (4,4,6-триметил-1,3,2-диоксиборинен), 2,2 -Т-метилтриметилендиокси-бис- -метшМ, 3,2-диоксиборинен).
Эта присадка также не проявляет достаточной эффективности в оптимальных для авиационных горючих концентрациях (0,01 мас.%).
Целью изобретения является повышение эффективности подавления микроорганизмов в среднедистиллятных авиационных горючих, содержащих водную фазу, без изменения их физико-химических и эксплуатационных свойств.
Поставленная цель достигается использованием топливной композиции на основе углеводородного авиационного топлива с добавлением 3-аллил- 1-{винилоксиэтил)дитиокарбамата при следующем соотношении, мас.%:
5-Алкил-М-(винилоксиэтил)
дитиокарбамат0,01 ± 0,001
Углеводородное
топливоДо 100
5-Аллил-М-(винилоксиэтил)дитиокарба - мат получают в одну стадию с выходом до 90% из доступных веществ.
Описываемую топливную композицию готовят путем простого смешения компонентов.
П р и м е р 1. Испытания проводились в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 9.023-74 ЕСЗКС. Топливо с присадкой 8-аллил-М-(винилоксиэтил)дитиокарбамат (0,01 мас.%) в контакте с водноммнеральной средой заражалось микроорганизмами, активно развивающимися в топливе без присадки, и выдерживалось в условиях, оптимальных для развития микроорганизмов, при температуре 29 ± 2°С в течение 21 сут. 6 качестве тест-кУльтур использовались микроорганизмы: гриб Claclosporiurrt reslnae и бактерия PseudoTfmnas a eruglnosa, наиболее распространенные в топливных системах самолетов, а также накопительные культуры, выделенные из реактивных топлив. Контролем считалось топливо без присадки.
Результаты испытаний приведены в табл.1.
Добавление в топливо 5-аллил-М-(вини- - локсиэтил)дитиокарбамата в концентрации 0,010-0,009 мас.% обеспечивает его биостойкость. При снижении концентрации до 0.008 мас.% топливо становится небиостой- ким. Увеличение концентрации свыше 0,01 мас.% нецелесообразно из-за возможного отрицательного влияния присадки на качество топлива, а также по технико-экономическим соображениям.
Таким образом, топливная композиция, содержащая в качестве добавки З-аллил-N- (винилоксиэтил)дитиокарбамат, обладает высокими биоцидными свойствами и эффективно подавляет рост культур бактерий и грибов в присутствии водной фазы.
П р и м е р 2. Топливная композиция была составлена на основе топлива РТ (ГОСТ 10227-86), содержащего в качестве
0
5
0
5
0
5
добавки 8-аллил-М-(винилоксиэтил)дитио- карбамат в концентрации 0,01 мас.% и проведеныисследованияеефизико-химических и эксплуатационных свойств.
Оценивались показатели качества, на значение которых могло оказать влияние введение в топливо указанной добавки.
Испытания проводились по стандартной методике, предусмотренной ГОСТ 10227-86.
Результаты проведенного исследования даны в табл. 2. Из данных таблицы следует, что по физико-химическим и эксплуатационным свойствам топливная композиция, содержащая в качестве добавки 0,01 мас.% S-аллил-М- (винилоксиэтил дитиокарбамат, соответствует требованиям ГОСТ 10227-86 на топливо для реактивных двигателей марки РТ.
Технико-экономическими преимуществами описываемой топливной композиции является повышение надежности эксплуатации авиатехники и снижение трудозатрат при техническом обслуживании самолетов при предполетной подготовке.
Формула изобретения
Топливная композиция на основе сред- недистиллятного авиационного топлива, с добавлением биоцидной присадки, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности подавления развития микроорганизмов в композиции, она содержит в качестве присадки S-аллил-М- (винилоксиэтил)-дитиокарбамат при следующем соотношении компонентов, мае %: 5-аллил-М-(винилоксиэтил)дитиокарба- мат 0,01 ± 0,001; среднедистиллятное авиационное топливо до 100
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Топливная композиция | 1990 |
|
SU1784630A1 |
Топливная композиция | 1990 |
|
SU1784632A1 |
Топливная композиция | 1990 |
|
SU1784633A1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА ОТ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ И БИОЦИДНАЯ ПРИСАДКА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭТОМ СПОСОБЕ | 2007 |
|
RU2346028C1 |
ПРИСАДКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ УГЛЕВОДОРОДНОГО РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА И РЕАКТИВНОЕ ТОПЛИВО | 2008 |
|
RU2372382C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ПРОТИВОИЗНОСНОЙ ПРИСАДКИ К ТОПЛИВАМ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2019 |
|
RU2705197C1 |
Топливная композиция для дизельных двигателей внутреннего сгорания | 2022 |
|
RU2802026C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2013 |
|
RU2538608C1 |
Топливо маловязкое судовое | 2020 |
|
RU2734259C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ | 1990 |
|
RU1748460C |
Сущность изобретения: топливная композиция на основе среднедистиллят- ного авиационного топлива содержит 0,01 ± 0,001% биоцидной присадки S-ал- лил-М-(винилоксиэтил)дитиокарбамата. 2 табл.
Бмоцидная активность $-аллил-Ы(винилоксиэтил) дитиокарбамата.
Концентрация присадки, мас.%
0,010
0.009
0,008
Среда прозрачная, пленка на границе среда-топливо и
осадок отсутствуют.
Роста микроорганизмов нет.
Среда прозрачная, пленка на границе среда-топливо и осадок отсутствует. Роста микроорганизмов нет.
Помутнение среды, пленка толщиной 1-3 мм, небольшой осадок. Умеренный рост микроорганизмов
Таблица 1
Состояние среды (ГОСТ 9.023-74)
Таблица 2
Хицман Д.О | |||
и Линнард Р Е | |||
Сб | |||
Качество моторных и реактивных топлив, масел и присадок | |||
Химия, 1970, с | |||
Халат для профессиональных целей | 1918 |
|
SU134A1 |
Устройство для избирательного управления двумя реле | 1918 |
|
SU978A1 |
Авторы
Даты
1992-12-30—Публикация
1990-06-19—Подача