Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для тяжело нагруженных пар трения.
Известна пара трения, на рабочую поверхность одной из деталей которой нанесен металлический слой никеля или серебра, а на этот слой нанесено антифрикционное покрытие, содержащее эпоксидную смолу и дисульфид молибдена, на рабочей поверхности другой детали имеется твердое покрытие, например химический никель.
Недостатком данного устройства является ограниченная область применения вследствие невозможности использования эпоксидной смолы и дисульфида молибдена в качестве смазки подшипникового узла скольжения при температурах свыше 350- 400°С. При температурах выше 400°С происходит разложение эпоксидной смолы и сваривание поверхностей трения.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является подшипниковый узел скольжения, включающий втулку из твердого материала и несмачивэемое покрытие, выполненное в виде слоя вязкого вещества и расположенное на внутренней поверхности втулки.
Недостатком данного устройства является ограниченная область применения вследствие узкого температурного интервала работы узла. По мере нарастания момента трения и повышения температуры до 250-300°С на поверхностях трения вязкая смазка выгорает и подшипниковый узел скольжения работать не будет из-за схватывания поверхностей трения.
Целью изобретения является расширение области применения путем увеличения температурного интервала работы узла.
Поставленная цель достигается тем, что в подшипниковом узле, включающем вал, охватывающую его с зазором втулку с покрытием и смазочную жидкость, расположенную в зазоре, согласно изобретению
СП
С
vi
00
4 VI OJ
покрытие выполнено из металлического легкоплавкого антифрикционного сплава, а в качестве смазочной жидкости исп ользо- вана органическая смазка, температура деструкции которой выше температуры плавления покрытия,
В этом узле действие стартовой органической смазки, расположенной в зазоре под),| ового узла скольжения, по мере нарастания момента трения и температуры огрьаЯйчйвается ее деструкцией при температуре около 200°С, Легкоплавкий металлический антифрикционный сплав имеет температуру плавления около 180°С, что позволяет использовать его в качестве металлической смазки еще до полного выгорания органической, чем предотвращается заедание и сваривание поверхностей трения в подшипниковом узле скольжения. С дальнейшим ростом температуры на поверхностях трения и полным выгоранием стартовой смазки узел работает только на расплавленном легкоплавком сплаве. Рас- плавленная пленка металла служит эффективной смазкой трущихся поверхностей при высоких температурах в зоне контакта, Максимальная температура, при которой может работать подшипниковый узе/i скольжения, ограничивается механическими свойствами и жаростойкостью материала, из которого выполнен подшипниковый узел скольжения.
На чертеже схематично изображен подшипниковый узел скольжения.
Узел состоит из вращающегося вала 1 и неподвижной втулки 2, установленной с зазором 3 на валу 1. В зазор 3 заложена органическая смазка УС-2. На внутреннюю поверхность втулки 2 нанесено покрытие 4 из металлического легкоплавкого антифрикционного сплава с температурой плавления 183°С следующего состава: Sn 30,0%; Pb 70,0%. Органическая смазка обеспечивает
работу подшипникового узла скольжения в момент начала движения и до температуры ее деструкции. По мере нарастания температуры в зоне контакта поверхностей трения металлический сплав плавится и начинает работать в качестве смазки. Металлическая смазка, плавящаяся при температуре ниже, чем температура деструкции стартовой смазки, начинает работать одновременно с нейА По мере роста температуры на поверхностях трения после выгорания стартовой смазки подшипниковый узел скольжения работает только на расплавленной легкоплавком антифрикционном сплаве.
Испытания проводили на машине трения СМТ-1 при предельных для нее характеристиках: Р 500 кгс; п 1500 об/мин, Температура замерялась при помощи хромель-копелевой термопары и на торцевой поверхности вала достигала 600-650°С.
Предлагаемое техническое решение по сравнению с прототипом позволяет расширить температурный интервал работы узла
за счет применения комбинированной смазки, повысить его износостойкость в экстремальных условиях работы при повышенных скоростях и нагрузках и тем самым расширить область его применения.
Формула изобретения
Подшипниковый узел скольжения, содержащий вал, охватывающую его с зазором втулку с покрытием и смазочную жидкость, размещенную в зазоре, о т л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью расширения области применения путем увеличения температурного интервала работы узла, покрытие выполнено из металлического легкоплавкого антифрикционного сплава, а
в качестве смазочной жидкости использована органическая смазка, температура деструкции которой выше температуры плавления покрытия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2271484C1 |
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО С ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ ОПОРЫ | 2010 |
|
RU2453675C1 |
Подшипниковый узел сателлита | 1981 |
|
SU1090941A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2432508C2 |
СОСТАВ ДЛЯ МОДИФИЦИРОВАНИЯ МЕТАЛЛОВ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2000 |
|
RU2169208C1 |
АНТИФРИКЦИОННОЕ ТВЕРДОСМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ | 2023 |
|
RU2820998C1 |
Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения | 1983 |
|
SU1143765A1 |
Модуль-секция погружного многоступенчатого центробежного насоса с интегрированными износостойкими подшипниками скольжения | 2020 |
|
RU2748009C1 |
Антифрикционная смазочная композиция | 1981 |
|
SU983139A1 |
Подшипниковый узел скольжения | 1990 |
|
SU1739104A1 |
Использование: машиностроение, тяжело нагруженные пары трения. Сущность изобретения: в узле, включающем вал, охватывающую его с зазором втулку с покрытием и смазочную жидкость, расположенную в зазоре, покрытие выполнено из металлического легкоплавкого антифрикционного сплава. В качестве смазочной жидкости использована органическая смазка, температура деструкции которой выше температуры плавления покрытия. 1 ил.
ПАРА ТРЕНИЯ | 0 |
|
SU308242A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Приспособление к индикатору для определения момента вспышки в двигателях | 1925 |
|
SU1969A1 |
Подшипник скольжения | 1976 |
|
SU681253A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-12-30—Публикация
1991-03-14—Подача