ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2011 года по МПК F16C33/04 F16C33/24 

Описание патента на изобретение RU2432508C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов различных машин, в частности в деревообрабатывающих станках и оборудовании, станках текстильной промышленности и т.п.

Известен подшипник скольжения, который содержит опорную втулку и установленный в ней вкладыш, выполненный в виде древесно-металлической комбинации. Теплопередающие элементы выполнены из антифрикционного металлического материала. Древесно-металлическая комбинация выполнена прессованной с содержанием металлической составляющей от 5 до 25 процентов общего объема материала вкладыша и равномерно распределенной по его толщине и длине. Теплопередающие элементы металлической составляющей имеют сферическую форму диаметром 0,2-6,5 мм /RU 2286489, кл. F16C 33/18, 2006/.

Недостатками этого подшипника являются повышенный расход металлической составляющей при изготовлении подшипника скольжения и недостаточный отвод тепла с рабочей поверхности, что приводит к температурной деструкции древесной составляющей.

Наиболее близким к заявляемому выбран подшипник скольжения, выполненный с вкладышем из антифрикционного композитного материала с металлическими теплоотводящими элементами. Теплоотводящие элементы выполнены в виде металлических включений различного диаметра в материал и распределены по толщине вкладыша радиальными слоями с переменной концентрацией в каждом. При этом включения максимального диаметра расположены во внутреннем слое вкладыша, который содержит 3 последовательных слоя включений диаметром от 4 мм до 0,5 мм с содержанием от 5 до 25 процентов объема материала в соответствующем слое вкладыша, срединный из которых вдвое тоньше двух одинаковых других /RU 2289732, кл. F16C 33/24, 2006/.

Недостатком такой конструкции является неудовлетворительная стойкость к повышенным температурам, что приводит к значительному износу подшипника. Кроме того, такая конструкция имеет повышенный расход высокотеплопроводных металлов.

Задача изобретения - повышение эффективности теплоотвода подшипника скольжения с поверхности трения.

Технический результат - снижение расхода высокотеплопроводного металла при одновременном повышении теплоотводящей способности.

Указанная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения с вкладышем из антифрикционного композитного материала с металлическими теплоотводящими элементами различного диаметра, распределенными по толщине вкладыша радиальными слоями с переменной концентрацией, теплоотводящие элементы выполнены в виде капсул, представляющих собой оболочку, заполненную легкоплавким эвтектическим сплавом. Температура плавления легкоплавкого материала теплоотводящих элементов выбирается ниже температуры деструкции древесной матрицы и задается в пределах от 100 до 140°С. Оболочка капсулы выполнена из материалов высокой теплопроводности, например из меди. Кроме того, оболочка капсулы наносится химическим или электроискровым методом. Толщина оболочки капсулы составляет 0,1-0,3 мм. Объем наполнителя и толщина оболочки капсулы определяется тепловыделением в контакте подшипника и вала.

Древесная составляющая подшипника скольжения при температуре выше 140°С подвергается термическому разложению. Избежать этого можно, если вкладыш будет работать в режиме, при котором тепловыделение не превысит установленный температурный предел. Основное тепло, выделяемое при трении стального вала о поверхность вкладыша, выходит через теплоотводящие элементы. Эффективность отвода тепла можно повысить применением в составе теплоотводящих элементов эвтектический сплав. Из диаграммы его плавления, показанного на фиг.1, видно, что температура нагрева сплава повышается до определенного момента времени. Затем повышение температуры не происходит, так как энергия затрачивается на плавление металла. Это свойство эвтектического сплава, как и чистых металлов, можно применить к данному изобретению для дополнительного отвода тепла из зоны трения. Температура плавления материала теплоотводящих элементов должна быть ниже температурной деструкции древесной матрицы и находится в пределах от 100 до 140°С. Это связано с тем, что температуру плавления ниже 100°С выбирать нецелесообразно, так как чем она выше, тем больше требуется теплоты для ее плавления и тем больше увеличивается стойкость подшипника к повышенным температурам.

Теплоотводящие элементы необходимо изготавливать в виде капсул с оболочкой, заполненной эвтектическим сплавом, во избежание вытекания расплавленного металла. Материал оболочки капсулы для увеличения отвода тепла целесообразно изготавливать из материалов высокой теплопроводности, например меди, алюминия, бронзы, антифрикционного чугуна.

Изобретение иллюстрируется схемами. На фиг.1 показана диаграммы плавления эвтектического сплава, на фиг.2 - поперечный разрез подшипника скольжения.

Подшипник скольжения содержит опорную втулку 1 (фиг.2) и вкладыш 2, выполненный в виде композита, состоящего из древесной составляющей 3 и теплоотводящих элементов в виде капсулы 4, которая содержит эвтектический сплав 5 и оболочку 6 и взаимодействует с шейкой вала 7.

Подшипник скольжения работает следующим образом. Подшипник устанавливают на его рабочее место в машине так, что древесная составляющая 3 вкладыша 2 и теплоотводящие элементы в виде капсул 4, расположенные в ней, взаимодействуют с шейкой вала 7. При работе машины нагрузка, вследствие наличия теплоотводящих элементов, перераспределяется между древесной составляющей и теплоотводящими элементами. Вследствие работы сил трения в зоне контакта на рабочих поверхностях выделяется тепло, распределяемое за счет вращательного движения по всей внутренней поверхности подшипника. Тепло отводится на вал и через вкладыш - на опорную втулку 1 и далее - в корпус механизма (не показан). Наличие теплоотводящих элементов способствует увеличению теплоотдачи на опорную втулку. В результате выполнения теплоотводящих элементов в виде капсул, представляющую собой оболочку, заполненную эвтектическим сплавом, температура работы подшипника дополнительно понижается.

Похожие патенты RU2432508C2

название год авторы номер документа
Антифрикционный композиционный материал 2021
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Капустин Владимир Васильевич
  • Пилюшина Галина Анатольевна
  • Букреев Олег Дмитриевич
RU2769691C1
Подшипник скольжения 2019
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Капустин Владимир Васильевич
  • Пилюшина Галина Анатольевна
  • Пыриков Павел Геннадьевич
  • Шевелева Елена Викторовна
RU2726348C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
  • Муратов Дмитрий Игоревич
RU2289732C1
Подшипник скольжения 2021
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Капустин Владимир Васильевич
  • Оськин Виктор Алексеевич
RU2760819C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
RU2305804C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
  • Муратов Дмитрий Игоревич
RU2286489C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОРНОЙ ЧАСТИ 2019
  • Шаферман Илья Михайлович
  • Гитман Эдуард Маркович
  • Шаферман Антон Ильич
  • Рогов Александр Борисович
  • Копытов Андрей Викторович
  • Буканова Екатерина Викторовна
RU2730231C1
Эвтектический сплав 1989
  • Пашечко Михаил Иванович
  • Голубец Владимир Михайлович
  • Стефанишин Игорь Богданович
  • Ушаков Валерий Константинович
  • Спеваков Юрий Степанович
  • Мазун Маргарита Владимировна
  • Дорогокупец Василий Александрович
  • Ефременко Анатолий Григорьевич
  • Григоров Виктор Иванович
  • Анищенко Геннадий Анатольевич
  • Ковальчик Юрий Иванович
SU1793000A1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ 1993
  • Чернышов А.Е.
  • Кокуш И.Б.
  • Лавреньев П.И.
  • Анисимов В.С.
  • Бурхина А.Н.
  • Булыгин Ю.С.
RU2049140C1
Способ нанесения антифрикционного материала на основе полиэфирэфиркетона на стальную подложку 2018
  • Покотило Николай Иванович
  • Опрышко Вадим Викторович
  • Чернова Анастасия Викторовна
RU2699609C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 432 508 C2

Реферат патента 2011 года ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в опорах валов различных машин, в частности в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности. Подшипник скольжения содержит опорную втулку (1) и вкладыш (2), выполненный из антифрикционного композитного материала, состоящего из древесной составляющей (3) и теплоотводящих элементов различного диаметра, распределенными по толщине вкладыша (2) радиальными слоями с переменной концентрацией. Теплоотводящие элементы выполнены в виде капсул (4), представляющих собой оболочку (6), заполненную легкоплавким эвтектическим сплавом (5). Древесная составляющая (3) вкладыша (2) и теплоотводящие элементы взаимодействуют с шейкой вала (7). Температура плавления легкоплавкого материала теплоотводящих элементов выбирается ниже температуры деструкции древесной матрицы и задается в пределах от 100 до 140°С. Оболочка (6) выполнена из материала с высокой теплопроводностью и наносится химическим или электроискровым методом, а толщина оболочки (6) составляет 0,1-0,3 мм. Технический результат: снижение расхода высокотеплопроводного металла при одновременном повышении теплоотводящей способности. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 432 508 C2

1. Подшипник скольжения с вкладышем из антифрикционного композитного материала с металлическими теплоотводящими элементами различного диаметра, распределенными по толщине вкладыша радиальными слоями с переменной концентрацией, отличающийся тем, что теплоотводящие элементы выполнены в виде капсул, представляющих собой оболочку, заполненную легкоплавким эвтектическим сплавом.

2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что температура плавления легкоплавкого материала теплоотводящих элементов ниже температурной деструкции древесной матрицы и задается в пределах от 100 до 140°С.

3. Подшипник по п.1 или 2, отличающийся тем, что оболочка капсулы выполнена из материала с высокой теплопроводностью, например из меди, наносится химическим или электроискровым методом, и толщина ее составляет 0,1-0,3 мм, а объем наполнителя и толщина оболочки капсулы определяется тепловыделением в контакте подшипника и вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2432508C2

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
  • Муратов Дмитрий Игоревич
RU2289732C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
  • Муратов Дмитрий Игоревич
RU2286489C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Шевелева Елена Викторовна
  • Сидоров Олег Викторович
RU2305804C1
Саморазгружающаяся транспортная система 1987
  • Сарсембаев Акрам Ильясович
  • Белан Виктор Данилович
  • Круть Валентин Семенович
SU1442445A1
Беляев Г.С
Подшипники скольжения в судовом машиностроении
- Л.: Судостроение, 1965, с.20-21, рис.4.

RU 2 432 508 C2

Авторы

Памфилов Евгений Анатольевич

Сидоров Олег Викторович

Шевелева Елена Викторовна

Алексеева Екатерина Викторовна

Пилюшина Галина Анатольевна

Даты

2011-10-27Публикация

2007-11-20Подача