СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ КОМПЕНСАЦИОННОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА Советский патент 1995 года по МПК G01P15/08 G01P21/00 

Описание патента на изобретение SU1785345A1

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в компенсационных акселерометрах, имеющих чувствительный элемент с упругим подвесом, дифференциальный датчик положения, датчик момента и встроенный усилитель.

Известен способ компенсации температурной погрешности акселерометра, заключающийся в том, что в собранном акселерометре определяют температурные погрешности отдельных блоков акселерометра, затем с помощью вспомогательных элементов изменяют температурные характеристики акселерометра в сторону уменьшения температурных погрешностей.

Этот способ принят за прототип и описан в литературе. Недостатком его является то, что он не устраняет температурных изменений аддитивной погрешности акселерометра.

Целью изобретения является уменьшение аддитивной погрешности акселерометра.

Цель достигается способом компенсации температурной погрешности компенсационного акселерометра, заключающимся в том, что в собранном акселерометре определяют температурные погрешности отдельных блоков акселерометра, затем с помощью вспомогательных элементов изменяют температурные характеристики акселерометра в сторону уменьшения температурных погрешностей, при котором предварительно соединяют блоки акселерометра между собой установленной полярностью входных и выходных клемм блоков, измеряют значение аддитивного выходного сигнала акелерометра при этом первом варианте соединения и двух значениях температуры окружающей среды, меняют при втором варианте полярности соединения блоков между собой и повторяют измерения при тех же двух значениях температур окружающей среды, по результатам всех измерений определяют значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристики следящей системы kси упругого подвеса ky, после чего окончательно соединяют блоки акселерометра между собой по первому варианту включения, если знаки коэффициентов kс и ky одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны.

В соответствии с предлагаемым способом блоки акселерометра соединяются между собой в таком варианте полярностей входных и выходных клемм блоков, при котором составляющие температурной аддитивной погрешности, обусловленные изменением характеристик следящей системы и упругого подвеса, имеют разные знаки и компенсируют друг друга. При этом происходит уменьшение температурного изменения аддитивной погрешности акселерометра до 5-10 раз.

Отличительные признаки заявленного акселерометра заключаются в том, то предварительно соединяют блоки акселерометра между собой установленной полярностью входных и выходных клемм блоков, измеряют значение аддитивного выходного сигнала акселерометра при этом первом варианте соединения и двух значениях температуры окружающей среды, меняют при втором варианте полярности соединения блоков между собой и повторяют измерения при тех же двух значениях температуры окружающей среды, по результатам всех измерений определяют значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристик следящей системы kс и упругого подвеса ky, после чего окончательно соединяют блоки акселерометра между собой по первому варианту включения, если знаки коэффициентов kc и ky одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны.

На фиг. 1 приведена блок-схема акселерометра, поясняющая осуществление заявленного способа; на фиг.2 схема соединения; на фиг.3 показаны угловые положения чувствительного элемента относительно вектора ускорения свободного падения g, при которых выходной сигнал акселерометра определяется воздействием соответствующих элементов акселерометра.

Акселерометр имеет чувствительный элемент 1 с упругим подвесом, дифференциальный датчик положения 2, усилитель 3 следящей системы, датчик момента 4, измерительное устройство 5 (см. фиг.1). Чувствительный элемент 1 с упругим подвесом, датчик положения 2, усилитель следящей системы 3, датчик момента 4 конструктивно выполнены в одном устройстве датчике акселерометра.

В датчике акселерометра чувствительный элемент 1 под действием инерционной силы, вызванной ускорением, отклоняется от положения равновесия. Это отклонение датчиком положения 2 преобразуется в электрический сигнал, который усиливается усилителем 3 и поступает в датчик момента 4, где электрический сигнал преобразуется в компенсационную силу, уравновешивающую инерционную силу. Измерительное устройство 5 измеряет сигнал акселерометра, определяя величину и направление ускорения.

На фиг. 2 показана схема электрических соединений блоков акселерометра, где точками и звездочками показана полярность их включения. Напряжение возбуждения Uв датчика положения 2, выход датчика положения 2, начало и конец компенсационной катушки датчика момента 4 включены относительно входной и выходной цепей усилителя 3 в такой полярности, чтобы обеспечить получение отрицательной обратной связи в следующей системе акселерометра.

Способ осуществляют следующим образом. Предварительно соединяют датчик положения 2, датчик момента 4 с усилителем 3, измерительное устройство 5 с датчиком момента 4 и усилителем 3 с начально установленной полярностью их сигналов в соответствии с фиг.2. При этом при одном значении температуры окружающей среды измеряют аддитивный выходной сигнал Uо, значение которого определяется выражением
Uo Kg [ αc-Coyc)] (1) где Kg крутизна выходной характеристики акселерометра;
αc ошибка углового согласования следящей системы;
αy угловое положение чувствительного элемента, при котором сила, вызванная проекцией ускорения свободного падения на реальную измерительную ось, уравновешивает силу, создаваемую упругим подвесом чувствительного элемента;
Со относительная жесткость упругого подвеса.

Затем при другом значении температуры окружающей среды измеряют новое значение Uоt аддитивного нулевого сигнала акселерометра, имеющего вид
Uot Kg [ αc+Δαct-Coy+
+Δαytc-Δαct)] (2) где Δαct изменение углового положения чувствительного элемента, вызванное изменениями характеристик элементов следящей системы с температурой;
Δαyt изменение углового положения чувствительного элемента, вызванное температурным изменением силы, создаваемой упругим подвесом.

Вычитая из выражения (2) выражение (1), получают выражение для температурного изменения ΔUot аддитивной погрешности акселерометра
ΔUot Kg [ Δαct-Co(Δαyt-Δαct) (3)
Затем изменяют на противоположную полярность включения блоков акселерометра. Измеряют аддитивный выходной сигнал акселерометра при двух указанных температурах окружающей среды, определяют температурное изменение аддитивного сигнала Δ Uоt' акселерометра при втором варианте включения блоков акселерометра, имеющее выражение Δ Uot' Kg [-Δαot-Co(Δαyt+Δαct)] (4)
Температурные составляющие аддитивной погрешности Δαct и Δαytмогут быть выражены следующим образом:
Δαct= kc Δt (5)
Δαyt ky Δt, (6) где Δ t разность между двумя значениями температуры, при которых производились измерения;
kc температурный коэффициент аддитивной погрешности, вызванной изменением характеристик следящей системы;
ky температурный коэффициент аддитивной погрешности, вызванной изменением характеристик упругого подвеса. Подставив в выражения (3) и (4) выражения (5) и (6), получим
Δ Uot Kg Δ t [kc (1 + Co) ky Co] (7)
Δ Uot' Kg Δ t [-kc (1 + Co) ky Co] (8)
По результатам всех измерений значений аддитивной погрешности акселерометра при двух значениях температуры окружающей среды определяют на основании выражений (7) и (8) значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристик следящей системы kc и упругого подвеса ky
kc=
(9)
ky=
(10)
После этого окончательно подсоединяют датчик положения, датчик момента к усилителю, измерительное устройство к датчику момента и усилителю по первому варианту включения блоков акселерометра, если знаки коэффициентов kc и ky одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны.

Похожие патенты SU1785345A1

название год авторы номер документа
Акселерометр компенсационного типа 2020
  • Белугин Валерий Борисович
  • Гусев Александр Николаевич
  • Козлов Игорь Юрьевич
  • Рязанов Алексей Александрович
  • Чемоданов Андрей Юрьевич
  • Шерстнев Владимир Андреевич
RU2741277C1
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1993
  • Баженов В.И.
  • Брищук Е.С.
  • Вдовенко И.В.
  • Горбачев Н.А.
  • Масленников А.В.
  • Мухин А.Н.
  • Рязанов В.А.
  • Соловьев В.М.
RU2028000C1
КОСВЕННЫЙ СПОСОБ НАСТРОЙКИ ТЕНЗОРЕЗИСТОРНЫХ ДАТЧИКОВ С МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ЦЕПЬЮ ПО АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ 2006
  • Тихоненков Владимир Андреевич
  • Тихоненков Евгений Владимирович
RU2307998C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ ДАТЧИКА С ВИБРИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ 2005
  • Тихоненков Владимир Андреевич
  • Сорокин Михаил Юрьевич
  • Ефимов Иван Петрович
RU2302619C2
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1994
  • Коновалов С.Ф.(Ru)
  • Новоселов Г.М.(Ru)
  • Ли Чжон О
  • О Чжун Хо
  • Полынков А.В.(Ru)
  • Ли Кван Суп
RU2126161C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ ДАТЧИКА С ВИБРИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ 2005
  • Тихоненков Владимир Андреевич
  • Сорокин Михаил Юрьевич
  • Ефимов Иван Петрович
RU2306530C2
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ ДАТЧИКА С ВИБРИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ 2005
  • Тихоненков Владимир Андреевич
  • Сорокин Михаил Юрьевич
  • Ефимов Иван Петрович
RU2300739C2
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1993
  • Баженов В.И.
  • Вдовенко И.В.
  • Горбачев Н.А.
  • Рязанов В.А.
  • Соловьев В.М.
RU2039994C1
СПОСОБ НАСТРОЙКИ ТЕНЗОРЕЗИСТОРНЫХ ДАТЧИКОВ С МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ЦЕПЬЮ ПО АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ 2006
  • Тихоненков Владимир Андреевич
  • Тихоненков Евгений Владимирович
RU2298147C1
СПОСОБ НАСТРОЙКИ ТЕНЗОРЕЗИСТОРНЫХ ДАТЧИКОВ С МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ЦЕПЬЮ ПО АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ 2005
  • Тихоненков Евгений Владимирович
  • Мишин Валерий Алексеевич
RU2276325C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 785 345 A1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ КОМПЕНСАЦИОННОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА

Использование: приборостроение, регулировка и проверка компенсационных акселерометров. Сущность изобретения: блоки акселерометра соединяют между собой установленной полярностью входных и выходных клемм блоков. Измеряют значение аддитивного выходного сигнала акселерометра при первом варианте соединения и двух значениях температуры окружающей среды. Меняют при втором варианте полярности соединения этих блоков между собой и повторяют измерения при тех же двух значениях температур окружающей среды. По результатам всех измерений определяют значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристик следящей системы и упругого подвеса После этого окончательно соединяют блоки акселерометра между собой по первому варианту включения, если знаки коэффициентов и одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 785 345 A1

СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ КОМПЕНСАЦИОННОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА, заключающийся в том, что в собранном акселерометре определяют температурные погрешности отдельных блоков акселерометра, затем с помощью вспомогательных элементов изменяют температурные характеристики акселерометра в сторону уменьшения температурных погрешностей, отличающийся тем, что, с целью уменьшения аддитивной погрешности акселерометра, предварительно соединяют блоки акселерометра между собой установленной полярностью входных и выходных клемм блоков, измеряют значение аддитивного выходного сигнала акселерометра при этом первом варианте соединения и двух значениях температуры окружающей среды, меняют при втором варианте полярности соединения блоков между собой и повторяют измерения при тех же двух значениях температур окружающей среды, по результатам всех измерений определяют значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристик следящей системы Kс и упругого подвеса Kу, после чего окончательно соединяют блоки акселерометра между собой по первому варианту включения, если знаки коэффициентов Kс и Kу одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1785345A1

Performance characteristics and methds of testing of force - Feed-back accelerometers
"Reports and Memoranda", 1967, August, N 361
Приспособление для опоражнивания открытых котлов 1926
  • Костенко Г.Т.
SU12183A1

SU 1 785 345 A1

Авторы

Баженов В.И.

Брищук А.Т.

Даты

1995-08-27Публикация

1990-04-25Подача