Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в компенсационных акселерометрах, имеющих чувствительный элемент с упругим подвесом, дифференциальный датчик положения, датчик момента и встроенный усилитель.
Известен способ компенсации температурной погрешности акселерометра, заключающийся в том, что в собранном акселерометре определяют температурные погрешности отдельных блоков акселерометра, затем с помощью вспомогательных элементов изменяют температурные характеристики акселерометра в сторону уменьшения температурных погрешностей.
Этот способ принят за прототип и описан в литературе. Недостатком его является то, что он не устраняет температурных изменений аддитивной погрешности акселерометра.
Целью изобретения является уменьшение аддитивной погрешности акселерометра.
Цель достигается способом компенсации температурной погрешности компенсационного акселерометра, заключающимся в том, что в собранном акселерометре определяют температурные погрешности отдельных блоков акселерометра, затем с помощью вспомогательных элементов изменяют температурные характеристики акселерометра в сторону уменьшения температурных погрешностей, при котором предварительно соединяют блоки акселерометра между собой установленной полярностью входных и выходных клемм блоков, измеряют значение аддитивного выходного сигнала акелерометра при этом первом варианте соединения и двух значениях температуры окружающей среды, меняют при втором варианте полярности соединения блоков между собой и повторяют измерения при тех же двух значениях температур окружающей среды, по результатам всех измерений определяют значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристики следящей системы kси упругого подвеса ky, после чего окончательно соединяют блоки акселерометра между собой по первому варианту включения, если знаки коэффициентов kс и ky одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны.
В соответствии с предлагаемым способом блоки акселерометра соединяются между собой в таком варианте полярностей входных и выходных клемм блоков, при котором составляющие температурной аддитивной погрешности, обусловленные изменением характеристик следящей системы и упругого подвеса, имеют разные знаки и компенсируют друг друга. При этом происходит уменьшение температурного изменения аддитивной погрешности акселерометра до 5-10 раз.
Отличительные признаки заявленного акселерометра заключаются в том, то предварительно соединяют блоки акселерометра между собой установленной полярностью входных и выходных клемм блоков, измеряют значение аддитивного выходного сигнала акселерометра при этом первом варианте соединения и двух значениях температуры окружающей среды, меняют при втором варианте полярности соединения блоков между собой и повторяют измерения при тех же двух значениях температуры окружающей среды, по результатам всех измерений определяют значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристик следящей системы kс и упругого подвеса ky, после чего окончательно соединяют блоки акселерометра между собой по первому варианту включения, если знаки коэффициентов kc и ky одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны.
На фиг. 1 приведена блок-схема акселерометра, поясняющая осуществление заявленного способа; на фиг.2 схема соединения; на фиг.3 показаны угловые положения чувствительного элемента относительно вектора ускорения свободного падения g, при которых выходной сигнал акселерометра определяется воздействием соответствующих элементов акселерометра.
Акселерометр имеет чувствительный элемент 1 с упругим подвесом, дифференциальный датчик положения 2, усилитель 3 следящей системы, датчик момента 4, измерительное устройство 5 (см. фиг.1). Чувствительный элемент 1 с упругим подвесом, датчик положения 2, усилитель следящей системы 3, датчик момента 4 конструктивно выполнены в одном устройстве датчике акселерометра.
В датчике акселерометра чувствительный элемент 1 под действием инерционной силы, вызванной ускорением, отклоняется от положения равновесия. Это отклонение датчиком положения 2 преобразуется в электрический сигнал, который усиливается усилителем 3 и поступает в датчик момента 4, где электрический сигнал преобразуется в компенсационную силу, уравновешивающую инерционную силу. Измерительное устройство 5 измеряет сигнал акселерометра, определяя величину и направление ускорения.
На фиг. 2 показана схема электрических соединений блоков акселерометра, где точками и звездочками показана полярность их включения. Напряжение возбуждения Uв датчика положения 2, выход датчика положения 2, начало и конец компенсационной катушки датчика момента 4 включены относительно входной и выходной цепей усилителя 3 в такой полярности, чтобы обеспечить получение отрицательной обратной связи в следующей системе акселерометра.
Способ осуществляют следующим образом. Предварительно соединяют датчик положения 2, датчик момента 4 с усилителем 3, измерительное устройство 5 с датчиком момента 4 и усилителем 3 с начально установленной полярностью их сигналов в соответствии с фиг.2. При этом при одном значении температуры окружающей среды измеряют аддитивный выходной сигнал Uо, значение которого определяется выражением
Uo Kg [ αc-Co(αy-αc)] (1) где Kg крутизна выходной характеристики акселерометра;
αc ошибка углового согласования следящей системы;
αy угловое положение чувствительного элемента, при котором сила, вызванная проекцией ускорения свободного падения на реальную измерительную ось, уравновешивает силу, создаваемую упругим подвесом чувствительного элемента;
Со относительная жесткость упругого подвеса.
Затем при другом значении температуры окружающей среды измеряют новое значение Uоt аддитивного нулевого сигнала акселерометра, имеющего вид
Uot Kg [ αc+Δαct-Co(αy+
+Δαyt-αc-Δαct)] (2) где Δαct изменение углового положения чувствительного элемента, вызванное изменениями характеристик элементов следящей системы с температурой;
Δαyt изменение углового положения чувствительного элемента, вызванное температурным изменением силы, создаваемой упругим подвесом.
Вычитая из выражения (2) выражение (1), получают выражение для температурного изменения ΔUot аддитивной погрешности акселерометра
ΔUot Kg [ Δαct-Co(Δαyt-Δαct) (3)
Затем изменяют на противоположную полярность включения блоков акселерометра. Измеряют аддитивный выходной сигнал акселерометра при двух указанных температурах окружающей среды, определяют температурное изменение аддитивного сигнала Δ Uоt' акселерометра при втором варианте включения блоков акселерометра, имеющее выражение Δ Uot' Kg [-Δαot-Co(Δαyt+Δαct)] (4)
Температурные составляющие аддитивной погрешности Δαct и Δαytмогут быть выражены следующим образом:
Δαct= kc Δt (5)
Δαyt ky Δt, (6) где Δ t разность между двумя значениями температуры, при которых производились измерения;
kc температурный коэффициент аддитивной погрешности, вызванной изменением характеристик следящей системы;
ky температурный коэффициент аддитивной погрешности, вызванной изменением характеристик упругого подвеса. Подставив в выражения (3) и (4) выражения (5) и (6), получим
Δ Uot Kg Δ t [kc (1 + Co) ky Co] (7)
Δ Uot' Kg Δ t [-kc (1 + Co) ky Co] (8)
По результатам всех измерений значений аддитивной погрешности акселерометра при двух значениях температуры окружающей среды определяют на основании выражений (7) и (8) значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристик следящей системы kc и упругого подвеса ky
kc=
(9)
ky=
(10)
После этого окончательно подсоединяют датчик положения, датчик момента к усилителю, измерительное устройство к датчику момента и усилителю по первому варианту включения блоков акселерометра, если знаки коэффициентов kc и ky одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Акселерометр компенсационного типа | 2020 |
|
RU2741277C1 |
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 1993 |
|
RU2028000C1 |
КОСВЕННЫЙ СПОСОБ НАСТРОЙКИ ТЕНЗОРЕЗИСТОРНЫХ ДАТЧИКОВ С МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ЦЕПЬЮ ПО АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ | 2006 |
|
RU2307998C1 |
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ ДАТЧИКА С ВИБРИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2005 |
|
RU2302619C2 |
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 1994 |
|
RU2126161C1 |
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ ДАТЧИКА С ВИБРИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2005 |
|
RU2306530C2 |
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ ДАТЧИКА С ВИБРИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2005 |
|
RU2300739C2 |
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 1993 |
|
RU2039994C1 |
СПОСОБ НАСТРОЙКИ ТЕНЗОРЕЗИСТОРНЫХ ДАТЧИКОВ С МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ЦЕПЬЮ ПО АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ | 2006 |
|
RU2298147C1 |
СПОСОБ НАСТРОЙКИ ТЕНЗОРЕЗИСТОРНЫХ ДАТЧИКОВ С МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ЦЕПЬЮ ПО АДДИТИВНОЙ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ | 2005 |
|
RU2276325C1 |
Использование: приборостроение, регулировка и проверка компенсационных акселерометров. Сущность изобретения: блоки акселерометра соединяют между собой установленной полярностью входных и выходных клемм блоков. Измеряют значение аддитивного выходного сигнала акселерометра при первом варианте соединения и двух значениях температуры окружающей среды. Меняют при втором варианте полярности соединения этих блоков между собой и повторяют измерения при тех же двух значениях температур окружающей среды. По результатам всех измерений определяют значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристик следящей системы и упругого подвеса После этого окончательно соединяют блоки акселерометра между собой по первому варианту включения, если знаки коэффициентов и одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны. 3 ил.
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ КОМПЕНСАЦИОННОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА, заключающийся в том, что в собранном акселерометре определяют температурные погрешности отдельных блоков акселерометра, затем с помощью вспомогательных элементов изменяют температурные характеристики акселерометра в сторону уменьшения температурных погрешностей, отличающийся тем, что, с целью уменьшения аддитивной погрешности акселерометра, предварительно соединяют блоки акселерометра между собой установленной полярностью входных и выходных клемм блоков, измеряют значение аддитивного выходного сигнала акселерометра при этом первом варианте соединения и двух значениях температуры окружающей среды, меняют при втором варианте полярности соединения блоков между собой и повторяют измерения при тех же двух значениях температур окружающей среды, по результатам всех измерений определяют значения и знаки температурных коэффициентов аддитивной погрешности, обусловленной изменением характеристик следящей системы Kс и упругого подвеса Kу, после чего окончательно соединяют блоки акселерометра между собой по первому варианту включения, если знаки коэффициентов Kс и Kу одинаковы, и по второму варианту включения, если знаки этих коэффициентов противоположны.
Performance characteristics and methds of testing of force - Feed-back accelerometers | |||
"Reports and Memoranda", 1967, August, N 361 | |||
Приспособление для опоражнивания открытых котлов | 1926 |
|
SU12183A1 |
Авторы
Даты
1995-08-27—Публикация
1990-04-25—Подача