Изобретение относится к судовому парусному вооружению, в основном яхт, шверботов, с бермудским парусным вооружением, а также к рангоутному вооружению гоночных яхт и шверботов, к краспицам для мачт.
Известна краспица, содержащая обтекаемый профиль, который одним концом связан с мачтой, а другим - с вантом.
Недостатком таких краспиц является то, что они обладают большим аэродинамическим сопротивлением, особенно, у яхт, идущих в лавировку с креном, что характерно для большинства типов яхт. При крене яхты краспицы вместе с мачтой также наклоняются относительно вымпельного ветра и при этом, их обтекаемый профиль одной из плоских сторон становится против потока, что создает дополнительное сопротивление движению яхты.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем уменьшения аэродинамического сопротивления краспицы при крене парусного судна.
Цель достигается тем. что связь краспицы с мачтой и вантом выполнена в виде
внутреннего силового элемента, жестко соединённого с мачтой и вантом, а обтекаемый профиль краспицы выполнен с флюгирующей оболочкой, шарнирно связанной с упомянутым силовым стержнем с возможностью вращения вокруг его продольной оси, при этом упомянутый стержень расположен у передней кромки оболочки обтекаемого профиля.
На чертеже изображена аксонометрическая проекция краспицы.
Краспица выполнена из двух основных элементов: внутреннего силового, например, в виде силовой Трубки 1, закрепленной жестко одним концом на выступе 2 мачты 3, а другим концом на обтекателе 4 крепления ванты 5, и наружного - в виде флюгирующей оболочки 6 обтекаемого профиля, которая при помощи плоских шарниров, например, в виде трубок 7, установлена на силовой ( трубке 1, с возможностью вращения вокруг ее оси. Трубки 7 шарниров крепления оболочки б, при помощи пластин 8, жестко закреплены внутри этой оболочки 6. На лобовой части флюгирующей оболочки 6 закреплен уравновешивающий груз 9. Ось
Ј
VJ О
О
ел
CJ
VI
вращения х-х оболочки 6 проходит вблизи лобовой кромки ее профиля. Симметричная краспица 10 имеет аналогичную конструкцию.
Эксплуатация краспиц осуществляется следующим образом.
При движений яхты острыми курсами, где вклад аэродинамического сопротивления наибольший в общее сопротивление движению, поток набегающего воздуха, так называемый вымпельный ветер обычно, параллелен горизонту и воздействует на яхту и ее рангоут под некоторым углом передних четвертей против курса. При этом, обычно яхта или швербот получают некоторый крен под ветер. Наклоняется к горизонту и краспица.
0
5
При этом, на нижнюю сторону профиля флюгирующей оболочки 6 наветренной краспицы воздействует горизонтальный поток. Площадь хвостовой части профиля флюгирующей оболочки 6 значительно больше площади носка, поэтому оболочка 6 поворачивается вокруг оси х-х силовой трубки 1 до тех пор, пока силы воздействия потока ветра на обе стороны профиля флюгирующей оболочки 6 не уравновесятся, при этом, оболочка 6 будет оказывать потоку наименьшее сопротивление. При изменении крена или направления вымпельного ветра флюги- рующая оболочка займет новое положение, так же соответствующее наименьшему сопротивлению набегающего потока, что снизит общее сопротивление движению яхты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Краспица | 1991 |
|
SU1796536A1 |
Парусное плавсредство | 1991 |
|
SU1785950A1 |
Парусное вооружение | 1990 |
|
SU1837032A1 |
ЛОПАСТЬ-ПАРУС ВЕТРЯНОГО АГРЕГАТА (ВАЮ) | 1997 |
|
RU2131996C1 |
Парусная доска | 1991 |
|
SU1794800A1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2178757C2 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2145291C1 |
Устройство для изгиба мачты парусного судна | 1986 |
|
SU1369987A1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2171195C1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ГУСАКОВА (ПВГ) | 2012 |
|
RU2501707C1 |
Использование: изобретение относится к оснащению парусных судов, в основном гоночных яхт и шверботов с байтовым креплением мачт, к краспицам на мачтах. Сущность заключается в том, что снижение аэродинамического сопротивления яхт и шверботов, идущих с креном, достигнуто за счет выполнения краспицы в виде силовой трубки, заключенной в флюгирующую оболочку, шарнирно закрепленную на этой трубке. 1 ил.
формул а изо бретени я Краспица, содержащая обтекаемый профиль, который одним концом связан с мачтой, а другим - с вантом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем уменьшения аэродинамического сопротивления краспицы при крене парусного судна, упомянутая связь краспицы с мачтой и вантом выполнена в виде внутреннего силового стержня, жестко соединенного с мачтой и вантом, а обтекаемый профиль краспицы выполнен с флюгирующей оболочкой, шарнирно связанной с упомянутым силовым стержнем с возможностью вращения вокруг его продольной оси, при этом упомянутый стержень расположен у передней кромки оболочки обтекаемого профиля.
7 1 5 4
Рейнеке К | |||
и др | |||
Постройка яхт, Л.: Судостроение, 1982, рис.160. |
Авторы
Даты
1993-02-23—Публикация
1991-01-08—Подача