Изобретение относится к судовому парусному вооружению яхт и шверботов с бермудским парусным вооружением. Оно касается конструирования рангоутного вооружения гоночных яхт и шверботов, а конкретно, конструирования краспиц для мачт.
Известна краспица, содержащая обтекаемый профиль, закрепленный одним концом на боковой поверхности мачты, а другим - на ванте.
Однако, такая краспица обладает большим аэродинамическим сопротивлением, особенно у яхт, идущих в лавировку с креном, что характерно для большинства типов яхт. При крене яхты краспицы вместе с мачтой также наклоняются относительно вымпельного ветра, и при этом обтекаемый профиль одной из плоских сторон краспиц становится против потока, что создает дополнительное сопротивление движению яхты.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем уменьшения аэродинамического сопротивления красим-. цы при крене парусного судна.
Цель достигается тем, что оба конца краспицы снабжены соосными шарнирами с горизонтальной осью вращения упомянутого профиля краспицы, расположенной у передней кромки обтекаемого профиля краспицы.
На чертеже приведена схема конструкции краспицы.
Краспица содержит обтекаемый профиль 1, Одним концом профиль 1 закреплен на боковой поверхности мачты 2, а другим - на ванте 3. На выступе 4 мачты 2 установлена опора 5 плоского шарнира. Ось шарнира 6 закреплена на торцевой стороне профиля
I. На ванте 3, в обтекателе 7 установлена опора 8 другого плоского шарнира. Ось 9 этого шарнира закреплена на другой торцевой стороне профиля 1. Шарнирные оси 6 и 9 профиля 1 соосны и проходят вблизи лобовой передней кромки профиля 1 краспицы. На лобовой стороне профиля установлен уравновешивающий груз 10. Аналогичную конструкцию имеет краспица
II, симметричная вышеописанной.
Эксплуатируются краспицы следующим образом.
ел
с
При движении яхты острыми курсами, где вклад аэродинамического сопротивления наибольший в общее сопротивление движению, поток набегающего воздуха, так называемый вымпельный ветер обычно параллелен горизонту и воздействует на яхту и ее рангоут под некоторым углом передних четвертей против курса. При этом, обычно яхта или швербот получают некоторый крен под ветер. Наклоняется к горизонту и краспица,
При этом на нижнюю сторону профиля 1 наветренной краспицы воздействует горизонтальный поток, т.к. площадь хвостовой
0
5
части профиля 1 в плане значительно больше площади носка, под действием потока профиля поворачивается на некоторый угол вокруг оси поворота профиля, т.е. профиль 1 вместе с осями 6 и 9 поворачивается в опорах 5 и 8 шарниров, пока профиль 1 не займет положение, при котором его аэродинамическое сопротивление будет наименьшим. При изменении крена или направлении вымпельного ветра профиль 1 будет занимать новое положение, так же соответствующее наименьшему сопротивлению набегающего потока, а значит, и снизится общее сопротивление движению яхты.

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Краспица | 1991 | 
 | SU1796537A1 | 
| Парусное плавсредство | 1991 | 
 | SU1785950A1 | 
| Парусная доска | 1991 | 
 | SU1794800A1 | 
| ЛОПАСТЬ-ПАРУС ВЕТРЯНОГО АГРЕГАТА (ВАЮ) | 1997 | 
 | RU2131996C1 | 
| СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 | 
 | RU2145291C1 | 
| ПАРУСНОЕ СУДНО | 2000 | 
 | RU2171195C1 | 
| АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 1998 | 
 | RU2178757C2 | 
| СКОРОСТНОЕ СУДНО | 2010 | 
 | RU2436707C1 | 
| Парусное вооружение | 1990 | 
 | SU1837032A1 | 
| ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ГУСАКОВА (ПВГ) | 2012 | 
 | RU2501707C1 | 
 
		
         
         
            Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для технических средств освоения Мирового океана,  а именно для подводных судов. Сущность  изобретения:, катамаран содержит параллельно расположенные подводные корпуса и  подводный аппарат, размещенный между  этими подводными корпусами. Подводный  аппарат выполнен с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости вдоль и  поперек катамарана. 1 ил.
Формула изобретения
Краспица, содержащая обтекаемый профиль, закрепленный одним концом на боковой поверхности мачты, а другим - на ванте, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем уменьшения аэродинамического сопротивления краспицы при крене парусного судна, оба конца краспицы снабжены соос- ными шарнирами с горизонтальной осью вращения упомянутого профиля краспицы, расположенной у передней кромки обтекаемого профиля краспицы.
| Рейнке К | |||
| и др | |||
| Постройка яхт | |||
| Л.: Судостроение, 1982, рис.160. | 
Авторы
Даты
1993-02-23—Публикация
1991-01-08—Подача