е
21
СО
с
Изобретение относится к транспорту, а именно к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств с рабочими машинами и может быть использовано в комплекте с энергомодулем для подстыков- ки к последнему сельскохозяйственных машин как прицепного, так и навесного и полунавеснрго типа.
Известно сочлененное транспортное срёдство ГсЬдержащее тягач с дополнитвльно убирающимися колесами, полуприцеп с технологическим оборудованием и устройство для жесткого соединения тягача с полуприцепом, включающее сцепное устройство, установленное на раме тягача, и ответный элемент под указанное жесткое сцепное устройство, установленный на раме полуприцепа. Ведущий мост тягача выполнен управляемым и снабжен рулевыми тягами, соединенными посредством рычага с гидроцилиндром поворота. Дополнительное убирающееся колесо размещено на кронштейне шарнирно закрепленном в проушинах, и соединено с гидроцилиндром подъема.
Недостатком данного средства являются большие затраты труда на соединение сцепного устройства и вала отбора мощности тягача с приводом рабочих органов технологического оборудования полуприцепа, что ограничивает эффективность использования при смене сочетания тягача с полуприцепами с различным видом технологического оборудования.
Кроме того, выполнение тягача с управ- ляемым ведущим мостом и убивающимися опорными колесами ограничивает его использование как самостоятельного тягового транспортного средства.
Наиболее близким по технической сущ- ности и достигаемому результату является жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее шарниры с горизонтальными и вертикальными осями (шарнирный узэл), полую втулку, сое- диненную с тягачом захваты запорного механизма, Втулка имеет заборное конусное гнездо под стыковочный конус ответного элемента, На втулке сцепного устройства установлен запорный механизм, захваты которого равномерно расположены и закреплены в проушинах обоймы, подвижно установленной на втулке, и взаимодействующие с фланцами корпуса ответного зле- мента, связанного с прицепом. В полостях втулки и корпуса ответного элемента размещен разъемный вал отбора мощности.
Недостатком известного сцепного устройства является ограниченные возможности его использования, так как оно
предназначено для сочленения энергетического средства только с прицепными машинами, работающими в жесткой сцепке.
Однако, например, в условиях малых фермерских хозяйств возникает необходимость иметь знергомодуль, агрегатируемый с различными по способам соединения рабочими машинами как прицепных, так и навесных и полунавесных.
Целью изобретения является расширение технологических возможностей сцепного устройства, а именно возможности обеспечения сцепления энергетического средства с различными видами сельскохозяйственных машин, как прицепных, так и навесных и полунавесных.
На фиг. 1 представлен общий вид сцепного устройства с тягачом, вид сбоку; на фиг. 2 - общий вид сцепного устройства, состыкованного со съемным ответным элементом, снабженным гидронавеской; на фиг, 3 - несущий элемент гидронавески, вид А на фиг, 2; на фиг. 4- общий вид транспортного средства в агрегате с навесной машиной (плугом); на фиг. 5 - то же в агрегате с прицепной машиной (сеялкой).
Тягач 1 имеет переднюю 2 и заднюю 3 полурамы, соединенные гарнирным узлом 4. На задней полураме 3 закреплено сцепное устройство 5, ответный элемент 6 которого выполнен сменным. Сцепное устройство 5 представляет собой втулку 7 с заборным гнездом 8, установленную в обойме горизонтального шарнира, соединенного шарнирно с вертикальным шарниром, шарнирного узла 4 и снабженной запорным механизмом, захваты 9 которого взаимодействуют с фланцем 10 корпуса ответного элемента 6, Тягач 1 с закрепленным на его раме 3 сцепным устройством 5 представляет собой энергомодуль.
Ответный элемент 6 имеет стыковочный конус 11, к задней стенке 12 которого жестко подсоединена рычажная гидронавеска 13, состоящая из несущего элемента в виде плиты 14 (фиг.З), по боковым сторонам которой жестко закреплены вертикальные трубы 15, 16с размещенными в них с возможностью выдвижения и фиксации опоры 17, 18 в верхней части плиты 14 закреплена горизонтальная труба 19 с размещенным в ней подвижным валом 20, жестко связанным с концами рычагов 21, 22 рычажной гидронавески (фиг.2). При этом, второй конец рычага 21 соединен с гидроцилиндром 23, закрепленным на плите 14 посредством кронштейна 24 и связанным с гидросистемой энергомодуля (на чертеже не показано). Вторые концы рычагов 22 через растяжки 25 соединены с продольными тягами 26, жестко закрепленными одними концами на плите 14, а другими связаны с нижними концами треугольной рамы автосцепки 27, которая в свою очередь связана центральной тягой 28 с кронштейном 29, жестко закрепленным на плите 14. Треугольная рамка автосцепки 27 снабжена замковым соединением в виде подпружиненной собачки 30, жестко соединенной с рычагом управления 31. Плита 14 крепится к задней стенке 12 ответного элемента 6 с болтами 32 и имеет отверстие для прохождения вала отбора мощности 33 ответного элемента 6 сцепного устройства 5. Опоры 17, 18 фиксируют свое положение посредством штифтов 34.
В случае соединения агрегатируемой рабочей машины 35 с автосцепки жестко состыкована с ее ответной частью рабочей машины (плуга). При подсоединении к энергомодулю агрегатируемой рабочей машины (сеялки) 36 (фиг.5) прицепкой, последняя подсоединяется к продольным тягам 26 навески 13.
Сцепное устройство работает следующим образом.
Перед стыковкой энергомодуля со сменной ответной частью, последняя находится в исходном положении, для чего опоры 17, 18 гидронавески 13 находятся в выдвинутом положении и зафиксированы,
Тягач 1 подъезжает к ответному элементу 6 сцепного устройства 5,предварительно выставив сцепное устройство 5 на один уровень с ответным элементом 6. Состыковав предварительно заборное конусное гнездо 8 сцепного устройства 5 со стыковочным конусом 11 ответного элемента 6 посредством гидросистемы энегомодуля, автоматические захваты 9, дополнительно центрируя сцепное устройство 6 с ответным элементом 6, захватывают фланец 10 последнего. Жесткая стыковка энергомодуля с ответным сменным элементом закончена. После стыковки энергомодуля с ответным элементом 6 предварительно расфиксированные опоры 17, 18 убирают с последующей их фиксацией в трубах 15, 16, а гидроцилиндр 23 навески 13 подсоединяют к гидросистеме тягача.
Энергомодуль, состыкованный с навеской 13, управляемой из кабины тягача 1, подъезжает к навесной рабочей машины 35 (фиг.4), например, плугу, Управляя из кабины тягача 1 посредством перемещения штока гидроцилиндра 23 системой рычагов 21, 23, растяжек 25, 28, продольных тяг 26, треугольная рамка 27 автосцепки подводится под ответную часть навесной рабочей машины, замыкаемую собачкой 30 замкового соединения. На этом процесс стыковки
энергомодуля с навесной рабочей машиной закончен.
Расстыковку осуществляют следующим образом.
Рычагом 31 гидронавески выводят собачку 30 замкового соединения из зацепления с ответной частью навесной рабочей машины, опускают машину на площадку, выводят треугольную рамку 27 навески из
0 зацепления.
В аналогичном порядке осуществляют стыковку и расстыковку с другими навесными машинами, такими как культиваторы, грабли, ворошилки, косилки и т.д.
5 В случае соединения энергомодуля с прицепными рабочими машинами 36 (фиг.5), такими как сеялка, косилка-измель- читель и др., последние подсоединяются к продольным тягам гидронавески.
0 Процесс расстыковки съемной ответной части с энергомодулем осуществляется в следующем порядке.
Опоры 17, 18 навески расфиксируются, опускаются в нижнее положение, где снова
5 фиксируются, придавая устойчивое положение навески, затем гидросистема навески отсоединяется от гидросистемы тягача, захваты 9 сцепного устройства 5 энергомодуля отжимаются, освобождая фланец 10
0 ответного элемента, и тягач 1 отъезжает, оставляя на площадке в исходном положении ответный элемент 5 с гидронавеской 13. Формула изобретения
1. Сцепное устройство транспортного
5 средства, содержащее втулку, связанную с тягачом посредством шарниров с горизонтальной и вертикальной осями и выполненную на одном конце с конической поверхностью, которая имеет возможность
0 взаимодействия с конической поверхностью ответного элемента, связанного с сельхозмашиной и выполненного с возможностью жесткого соединения с втулкой посредством запорного механизма, отличающееся тем,
5 что, с целью расширения технологических возможностей, ответный элемент соединен с сельхозмашиной с помощью рычажной гидронавески, включающей в себя несущий элемент, который жестко соединен с ответным элемен0 том и снабжен выдвижными опорами,
2. Сцепное устройство по п. 1, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что несущий элемент выполнен в виде расположенной в вертикальной плоскости плиты, в верхней части которой 5 закреплена поперечно расположенная труба с размещенным в ней валом, с которым жестко связаны рычаги, а на боковых поверхностях плиты закреплены вертикально установленные трубчатые элементы, в каждом из которых размещена опора.
Фив. /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прицеп для перевозки на раме тягача | 2022 |
|
RU2789565C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2096190C1 |
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1990 |
|
SU1771997A1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА И ПРИЦЕПА С МЕХАНИЗМОМ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ ИХ ГИДРОСИСТЕМ | 1995 |
|
RU2088426C1 |
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1986 |
|
SU1369925A1 |
ДОГРУЗОЧНО-ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2147525C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2148499C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2332309C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2008 |
|
RU2361747C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАКТОРНОГО ПРИЦЕПА, АГРЕГАТИРУЕМОГО ПОСРЕДСТВОМ ГИДРОКРЮКА | 2012 |
|
RU2497706C1 |
Использование: агрегатирование энергомодуля как с прицепными, так и навесными и полунавесными сельскохозяйственными машинами. Сущность изобретения: сцепное устройство через шарнирный узел связано с системой управления тягачом и закреплено на раме последнего, образуя с тягачом энергомодуль. Ответный элемент 6 сцепного устройства 5 имеет стыковочный конус 11, к задней стенке 12 которого жестко прикреплена гидравлическая рычажная навеска 13, снабженная выдвижными опорами 17, 18. Перед стыковкой энергомодуля с рабочей машиной управлением из кабины тягача обеспечивают автоматическую сцепку путем вхождения стыковочного конуса 11 ответного элемента в заборное гнездо 8 сцепного устройства 5 и срабатыванием запорного механизма. Затем, убрав опоры 17, 18, осуществляют сцепление гидравлической навески 13 с рабочими машинами. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Фиг.З
У/ХУ/ Л
Фиг.5
Фи г. 4
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1986 |
|
SU1369925A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1991-04-30—Подача