Изобретение относится к транспорту, а именно к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств с полуприцепами, содержащими технологическое оборудование, у которого механический привод рабочих органов осуществляется от вала отбора мощности.
Известно жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее шарниры с горизонтальными и вертикальными осями, полую втулку, выполненную с одного конца конической с возможностью взаимодействия с конической частью полого корпуса ответного элемента, связанного с прицепом, захвата запорного механизма и механизма фиксации.
Надежность соединения сочлененного транспортного средства при воздействии динамической нагрузки в процессе движения и отсутствия фиксированного положения стыковки является недостатком известного устройства.
Цель изобретения - повышение надежности соединения.
Указанная цель достигается тем, что в известном жестком устройстве сочлененного транспортного средства, имеющем шарниры с горизонтальной и вертикальной осями, связанную с тягачем полую втулку, выполненную с одного конца конической и с возможностью взаимодействия с конической частью полого корпуса ответного элемента, связанного с прицепом, шарнирно соединенные с полой втулкой захваты, запорный механизм включает в себя корпус,закрепленный на полой втулке, относительно которого подпружинено кольцо, выполненное с возможностью перемещения по поверхности полой втулки и соединенное посредством шпилек корпусом муфты выключения, причем наружная поверхность кольца имеет коническую форму, выполненную с возможностью взаимодействия с нижними поверхностями одних концов захватом, каждый из которых установлен на оси, проходящей через среднюю часть захвата.
XI
х|
Ю
ю
Каждый захват запорного механизма имеет расположенный в его средней части на нижней поверхности выступ, выполненный с возможностью взаимодействия с одним из размещенных на полом корпусе ответного элемента упором, а торцевая поверхность конца, каждого захвата, взаимодействующая с кольцом, имеет скосы.
Захват при контакте с ответным эле- ментом-скошенной частью,преодолевая усилия подпружиненного кольца тодвига- ет его и поворачивается вокруг своей оси. При повороте захвата, скошенная нижняя часть под воздействием кольца подпружиненного пружинами получает дальнейший поворот, освобождая ход кольца, которое под действием пружин перемещается и окончательно заклинивает захваты, обеспечивая надежность сцепки.
На фиг.1 показано устройство, общий вид сбоку; на фиг.2 -узел I на фиг.1; нафиг.З
-ответный элемент, две проекции; на фиг.4
-узел I, вид спереди.
Тягач 1 соединен с полуприцепом 2, имеющим опору 4 и с приводом 3 рабочих органов технологического оборудования, жестким сцепным устройством, содержащим сцепное устройство 5, закрепленное на раме тягача и ответный элемент 6,закреп- ленный на раме полуприцепа 2.
Тягач 1 содержит закрепленные на его раме: кабину 7, силовую установку 8, ведущий мост 9, вал отбора мощности 10, вилку вертикального шарнира 11 и шарнирно соединенную с ней вилку горизонтального шарнира 12, связанного с двух сторон со штоками гидроцилиндров 31, закрепленных на раме тягача 1.
Втулка 14 сцепного устройства 5 установлена в обойме 15 горизонтального шарнира 12 посредством подшипников 16 скольжения и сухарей 17 и имеет заборное конусное гнездо Г с раструбом по стыковочный конус, ответного элемента 6.
На втулке 14 сцепного устройства 5 установлен запорный механизм 18, захваты 19 которого расположены и закреплены в проушинах направляющих конусного гнезда Г, соединенного с втулкой 14.
На втулке 14 насажено запорное кольцо 20, своей наружной конической поверхностью упирающееся в скос захвата 19 и подпружинено пружинами 21, упирающимися в диск 22, зафиксированный на втулке 14.
Подпружиненное пустотелое кольцо 20 соединено шпильками 23 и гайками с корпусом, муфты включения 13. Водило 25 муфты выключения 13 соединено посредством сухаря 26 с упором 27, соединенным с корпусом 28, насаженным на шлицевой коиец
вала 29 коромысла 30 уравновешивающего механизма подъемных рулевых колес.
Нэ корпусе 33 ответного элемента имеются упоры 49 направляющих ,рзсположен- ных на его поверхности для взаимодействия с захватами 19 запорного механизма 18.
В полости втулки 14 сцепного устройства 5 соосно ему посредством подшипников 35 установлен промежуточный вал 36 отбо- ра мощностей тягача 1,
Подшипники 35 закреплены зо втулке
14крышкой 37 с болтами.
На выходном конце промежуточного вала 36 отбора мощности установлена, с возможностью передвижения вдоль шлицев подпружиненная пружиной 40 сцепная полумуфта 41. Концы пружины упираются в тарельчатые шайбы 42 и 43.
В полости корпуса 33 ответного элеменга 6 соосно ему посредством подшипников 44 установлен ответный вал 45 отбора мощ- ности на шлицевом конце которого жестко с помощью замыкающей шайбы 46 установлена сцепная полумуфта 41. Выходной конец ответного вала 45 отбора мощности выполнен со шлицевой частью 48, для подсоединения природного вала рабочих органов технологического оборудования 3 полуприцепа 2,
На цилиндрическом корпусе 50 установлены две плиты 51 и 52}на которых закреплены оси 53 и 54 рычагов 55 и 56 моста подьемных рулевых колес 57, стойки которых 58, каждая соединены с гидроцилмндрами 59, оси которых установлены ьа плитах 51 и 52.
Нижние части рычагов 56 соединены тягами 60 посредством пальцев 61 с коромыслом 30 уравновешивающего механизма
на корпусе 50. Осевое перемещение обоймы
15ограничено тягами качения 32.
Сцепное устройство работает следующим образом - тягач 1 с опущенными рулевыми подъемными колесами 57 выезжает в
зону установки полуприцепа 2, посредством гицроцилиндров 59, воздействующих на корпус 50 и вилку 12 горизонтального шарнира с установленным на нем сцепным устройством 5 и на рычаг.и 55 и 56 с рулевыми
0 колесами 57, приподнимая или опуская их выставляет сцепное устройство 5 на один уровень с ответным элементом 6,
При стыковке предварительно раструб заборного конусного гнезда Г, сцепного ус5 тройства 5 со стыковочным конусом К ответного элемента 6, упоры 49, продвигаясь по направляющих своей передней частью упираясь в выступы 62 средней нижней поверхности захвата, поворачивают последний вокруг оси 69, преодолевая усилие пружин
21(отодвигают кольцо 20 задним скосом 63 захватов 19, обеспечивая последним переход в закрытое состояние,
Под действием пружин 21 запорное кольцо 20,воздействуя на скошенные кромки захвата 19, раздвигает его концы и поворачивая захват вокруг оси 69 прижимает передней частью захвата 19 затылочную часть упоров 49, осуществляя полную стыковку и замыкание сцепного устройства 5.
В процессе движения постоянное давление пружин 21 продвигает кольцо 20 сцепного устройства 5 вперед, устраняя возможность появления люфтов и зазоров, причем постоянно, как следящий механизм держит сцепное устройство в запертом состоянии.
После стыковки посредством гидроцилиндров 59 рычагов 55 и 56, стоек 59, тяг 60 рулевые колеса 57 приподнимаются и агрегат готов к работе.
Расстыковка происходит в следующем порядке - сочлененное транспортное средство въезжает на площадку в зону стоянки полуприцепа, опускается опора 4 полуприцепа 2. Опускаются рулевые подъемные колеса 57 тягача 1, посредством воздействия гидроцилиндров 59 через рычаги 55 и 56 на стойки 58 и тягами 65 поворачивается коромысло 30 с валом 29 и насаженным на его шлицевой конец корпусом 28.
Корпус 28,воздействуя упором 27 на сухарь 26, поворачивает водило 25 муфты выключения 13, раздвигают роликами 66 кольца 67 и 68,обеспечивая передвижение корпуса 24, который посредством шпилек 23 с гайками, сжимая пружины 21, передвигает запорное кольцо 20 захватов обеспечивая последним поворот вокруг оси 69 под действием пружин 38,в результате отъезда тягача происходит рассоединение тягача 1 с полуприцепом 2.
Дальнейшее опускание колес обеспечивает проскакивание упора 27 и водило 25 муфты выключения 15 под действием пружины 70 возвращается в исходное состоя- ние,освобождая кольца 67 и 68, ролики 66 корпус 24, шпильки 23, пружины 21, запорное кольцо 20, запирающее своей торцевой
частью посредством давления на затылочный скос 63 захваты 19 в раскрытом состоянии, приведя жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства в готовность к последующей автоматической стыковке.
Применение предложенного устройства улучшит надежность сцепки сочлененного транспортного средства и обеспечит
относительную соосность, постоянство фиксации, взаимного расположения соединительных элементов.
Формула,изобретения
1. Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее шарниры с горизонтальной и вертикальной осями, связанную с тягачом полую втулку, выполненную с одного конца конической и с возможностью взаимодейстЕИЯ с конической частью полого корпуса ответного элемента, связанного с прицепом, шарнирно соединенные с полой втулкой захваты запорного механизма, отличающееся тем, что, с целью повышения
надежности, запорный механизм включает в себя закрепленный на полой втулке корпус, относительно которого подпружинено кольцо, выполненное с возможностью перемещения по поверхности полой втулки и
соединенное посредством шпилек с выполненным с возможностью перемещения вдоль поверхности полой втулки корпусом муфты выключения, причем наружная поверхность кольца имеет коническую форму,
выполненную с возможностью взаимодействия с нижними поверхностями одних концов захватов, каждый из которых установлен на оси, проходящей через среднюю часть захвата.
2. Устройство поп.1.отличающее- с я тем, что каждый захват запорного механизма имеет расположенный в его средней части на нижней поверхности выступ, выполненный с возможностью взаимодействия с одним из размещенных на полом корпусе ответного элемента упором, а торцевая поверхность конца каждого захвата, взаимодействующая с кольцом, имеет скосы.
«
5ЈЩ
Ј0 oJ гз
Q
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1986 |
|
SU1369925A1 |
Сцепное устройство транспортного средства | 1991 |
|
SU1787808A1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2096190C1 |
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1990 |
|
SU1706898A1 |
ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2005 |
|
RU2295472C1 |
ДОГРУЗОЧНО-ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2147525C1 |
Сочлененное транспортное средство | 1977 |
|
SU770903A1 |
АВТОПОЕЗД | 1997 |
|
RU2131369C1 |
АВТОПОЕЗД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ | 1995 |
|
RU2102269C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2374087C1 |
Использование: изобретение относится к транспорту и касается сцепных устройств сочлененных юанспортных средств. Сущность изобретения: жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит полую втулку, связанную с тягачом. На втулке установлен запорный механизм. Один конец втулки выполнен коническим, который взаимодействует с конической частью полого корпуса ответного эпемента, связанного с прицепом. Запорный механизм включает кольцо, которое наружной конической поверхностью упирается в скос захвата. Кольцо соединено с корпусом муфты выключения. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
59
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1986 |
|
SU1369925A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-11-21—Подача