Трансмиссия транспортного средства Советский патент 1993 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1787814A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей, сельскохозяйственных и других машин.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности планетарной передачи.

На фиг. 1 изображена планетарная передача с синхронизатором в нейтральном положении, общий вид (первый вариант); на фиг. 2 - второй вариант исполнения осевой фиксации центрального колеса с внутренними зубьями; на фиг. 3 - третий вариант исполнения осевой фиксации центрального колеса с внутренними зубьями; на фиг. 4 - показан переключающий механизм.

Трансмиссия транспортного средства включает в себя планетарную передачу, состоящую из корпуса 1, в котором на валу 2 установлено центральное колесо 3 с наружными зубьями. В зацеплении с колесом 3 находятся сателлиты 4, установленные в во- диле 5. Центральное колесо 6 с внутренними

зубьями находится в зацеплении с сателлитами 4, охватывая их и свободно устанавливаясь на них, одновременно являясь ступицей синхронизатора. На наружной поверхности колеса 6 устанавливается каретка 7 синхронизатора с сухарями 8 и пружинами 9 вспомогательной упругой связи, способствующими установке деталей системы в нейтральное положение. Каретка 7 управляется вилкой 10.

Блокирующие кольца 11 и 12 установлены на конусах 13 и 14 трения, выполненных на фланце 15 водила и фланце 16 картера, имеющих кольцевые торцы 17 и 18, соответственно.

Во втором варианте исполнения блокирующее кольцо 11 установлено на конусе трения, выполненного на фланце 19 центрального колеса с наружными зубьями, также имеющем кольцевой торец 20. Между торцем колеса 6 и торцем фланца 16 картера установлено упорное кольцо 21.

В третьем варианте исполнения кольцевые торцы 22 и 23 выполнены на блокирующих кольцах 11 и 12 соответственно.

СО

с

VJ 00

XI

00

Ј

Каретка 7 имеет паз, в котором установлена вилка 10 переключения, на одном торце которой выполнена фрикционная вставка 24, а между противоположным тор- цем и торцем паза каретки установлен упорный подшипник 25 качения.

Устройство работает следующим образом. . .- ,,.„.

Например, для, блокировки редуктора вилкой 10 перемещают каретку 7 в сторону конуса 13, выполненного на фланце 15 водила, при этом каретка 7 увлекает шестерню 6 ее боковым торцем, прижимая к торцу 17 водила, одновременно, через упругую связь - сухари 8 и пружины 9, поджимается блокирующее кольцо 11 к конусу 13. Происходит блокировка каретки 7 и кольца 8 до окончания процесса синхронизации, характеризующегося трением как по конусным поверхностям синхронизатора, так и между кольцевым торцем 17 и торцем шестерни 6.

По окончании процесса синхронизации происходит разблокировка и соединение каретки 7 с фланцем 15 водила, после чего взаимное перемещение звеньев планетарного редуктора прекращается и все они вращаются как единое целое,

При включении в редукторе передаточного отношения каретку 7 перемещают в сторонуконуса 14, выполненного на фланце 16 картера. Дальнейший процесс протекает аналогично вышеописанному с той разницей, что торец шестерни б взаимодействует с торцем 18 картера, а в процессе синхронизации участвует блокирующее кольцо 12, и заканчивается соединением каретки 7 с фланцем 16 и остановкой колеса 6. При зтом если ведущим элементом будет вал 2, то передача будет понижающей. Вращение вала 2 передается центральной шестерне 3, которая вращает сателлиты 4, совершающие планетарное движение .и увлекающие водило 5,

Отличия в работе во втором и третьем вариантах осевой фиксации центрального колеса с внутренними зубьями обусловлены лишь другими взаимосвязями звеньев передачи, например, синхронизируемыми элементами выступают колесо 6 и фланец 19 центральное колеса 4, а фиксация колеса б в осевом направлении осуществляется торцами 22 и 23 блокирующих колец 11 и 12 или торцами промежуточного упорного кольца 21, которое может быть выполнено из фрикционного материала, или торцем 20 фланца центрального колеса с наружными зубьями.

Устройство по фиг.4 работает следующим образом.

Если вал 2 является ведущим, то для включения прямой передачи (блокировки

редуктора), вилка 10 через подшипник 25 перемещает каретку 7 в сторону конуса 13 на водиле 5, при этом обеспечивается минимальное трение между торцем вилки и каретки, препятствующее синхронизации водила 5 и центральной шестерни 6. По окончании процесса синхронизации зубчатый венец каретки 7 и зубчатый венец водила 5 входят в зацепление, взаимное

0 перемещение звеньев планетарного редуктора прекращается и все они вращаются как единое целое,

При включении в редукторе передаточного отношения, каретку 7 перемещают в

5 сторону конуса 14, выполненного на фланце 16 корпуса. Так как вилка 10 не вращается то трение, возникающее между вставкой 24 и торцем каретки 7, затормаживает вращающуюся каретку, что способствует ускоре0 нию процесса синхронизации.

Процесс синхронизации заканчивается соединением каретки 7 с фланцем 16 корпуса, при этом передача получается понижающей. Вращение вала 2 передается

5 центральной шестерне 3, которая вращает сателлиты 4, совершающие планетарное движение и увлекающие водило 5.

Таким образом, процесс синхронизации на блокирующих кольцах 11 и 12 и кону0 сах 13 и 14 трения проходит в менее нагруженном режиме, что повышает долговечность блокирующих колец 11 и 12. Формула изобретения

1. Трансмиссия транспортного средст5 ва, содержащая планетарную передачу, включающую в себя установленные в корпусе центральные колеса с внутренними и наружными зубьями, зацеплением связанные друг с другом через сателлиты, размещен0 ные на водиле, и муфту для связи центрального колеса с внутренними зубьями соответственно с корпусом в первой позиции и водилом во второй, включающую в себя каретку с переключающим механиз5 мом, при этом муфта выполнена с возможностью размещения каретки в нейтральном положении, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности планетарной передачи, муфта выпол0 нена с синхронизирующими элементами, центральное колесо с внутренними зубьями установлено непосредственно на зубьях сателлитов, фиксирующих его в радиальном

5 направлении, при зтом колесо и синхронизируемые звенья планетарной передачи выполнены с кольцевыми плоскими торцами, контактирующими при синхронизации для осевой фиксации колеса.

2. Трансмиссия по п.1, от л и ч а ю ща я- с я тем, что между кольцевыми плоскими

торцами установлено по крайней мере одно упорное кольцо.

3. Трансмиссия по п.1, от л и ч а ю ща я- с я тем, что, с целью повышения долговечности синхронизирующих элементов, торец каретки или взаимодействующий с ней при включении на корпус торец элемента переключающего механизма выполенн с фрикционным покрытием.

4. Трансмиссия по п.1, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что между торцом каретки и взаимодействующим с ней в процессе включения блокировки передачи торцом элемента переключающего механизма установлен упорный подшипник качения.

Похожие патенты SU1787814A1

название год авторы номер документа
Синхронизатор коробки передач (его варианты) 1983
  • Барун Владимир Наумович
  • Храмцов Геннадий Афанасьевич
  • Кузнецов Владимир Яковлевич
  • Пронин Евгений Павлович
SU1209962A1
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Беляев Евгений Сергеевич
  • Белов Владимир Федорович
RU2432267C1
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2006
  • Недялков Аркадий Петрович
RU2343327C2
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2001
RU2195590C1
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР 2016
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2627911C1
Синхронизатор планетарной коробки передач 1991
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Азаматов Рамиль Андреевич
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Качесов Александр Александрович
SU1798558A1
СИНХРОНИЗАТОР 2015
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2602642C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Котиев Георгий Олегович
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479445C1
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2002
  • Недялков А.П.
  • Ипатов А.А.
  • Кутенев В.Ф.
  • Выборнов В.Г.
RU2264570C2
ИНЕРЦИОННЫЙ СИНХРОНИЗАТОР 1995
  • Трусевич Георгий Георгиевич[By]
  • Мелешко Михаил Григорьевич[By]
  • Болвако Иван Иванович[By]
  • Цереня Анатолий Александрович[By]
RU2098682C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 787 814 A1

Реферат патента 1993 года Трансмиссия транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения повышение надежности и долговечности планетарной передачи. Передача в трансмиссии содержит центральное колесо с внутренними зубьями, установленное без радиальной фиксации непосредственно на зубьях сателлитов. В осевом направлении центральное колесо фиксируется торцами звеньев передачи, синхронизируемых в процессе переключения режимов ее работы, например, плоским кольцевым торцем фланца картера при включении понижающего передаточного отношения и торцем фланца водила при блокировке передачи. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 787 814 A1

фи.1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1787814A1

Трансмиссия транспортного средства 1986
  • Стешенко Владимир Петрович
  • Баранов Александр Андреевич
  • Фимичев Станислав Александрович
  • Загорко Анатолий Георгиевич
SU1699821A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 787 814 A1

Авторы

Стешенко Владимир Петрович

Баранов Александр Андреевич

Фимичев Станислав Александрович

Загорко Анатолий Георгиевич

Даты

1993-01-15Публикация

1987-06-22Подача