Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей, сельскохозяйственных и других машин.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности планетарной передачи.
На фиг. 1 изображена планетарная передача с синхронизатором в нейтральном положении, общий вид (первый вариант); на фиг. 2 - второй вариант исполнения осевой фиксации центрального колеса с внутренними зубьями; на фиг. 3 - третий вариант исполнения осевой фиксации центрального колеса с внутренними зубьями; на фиг. 4 - показан переключающий механизм.
Трансмиссия транспортного средства включает в себя планетарную передачу, состоящую из корпуса 1, в котором на валу 2 установлено центральное колесо 3 с наружными зубьями. В зацеплении с колесом 3 находятся сателлиты 4, установленные в во- диле 5. Центральное колесо 6 с внутренними
зубьями находится в зацеплении с сателлитами 4, охватывая их и свободно устанавливаясь на них, одновременно являясь ступицей синхронизатора. На наружной поверхности колеса 6 устанавливается каретка 7 синхронизатора с сухарями 8 и пружинами 9 вспомогательной упругой связи, способствующими установке деталей системы в нейтральное положение. Каретка 7 управляется вилкой 10.
Блокирующие кольца 11 и 12 установлены на конусах 13 и 14 трения, выполненных на фланце 15 водила и фланце 16 картера, имеющих кольцевые торцы 17 и 18, соответственно.
Во втором варианте исполнения блокирующее кольцо 11 установлено на конусе трения, выполненного на фланце 19 центрального колеса с наружными зубьями, также имеющем кольцевой торец 20. Между торцем колеса 6 и торцем фланца 16 картера установлено упорное кольцо 21.
В третьем варианте исполнения кольцевые торцы 22 и 23 выполнены на блокирующих кольцах 11 и 12 соответственно.
СО
с
VJ 00
XI
00
Ј
Каретка 7 имеет паз, в котором установлена вилка 10 переключения, на одном торце которой выполнена фрикционная вставка 24, а между противоположным тор- цем и торцем паза каретки установлен упорный подшипник 25 качения.
Устройство работает следующим образом. . .- ,,.„.
Например, для, блокировки редуктора вилкой 10 перемещают каретку 7 в сторону конуса 13, выполненного на фланце 15 водила, при этом каретка 7 увлекает шестерню 6 ее боковым торцем, прижимая к торцу 17 водила, одновременно, через упругую связь - сухари 8 и пружины 9, поджимается блокирующее кольцо 11 к конусу 13. Происходит блокировка каретки 7 и кольца 8 до окончания процесса синхронизации, характеризующегося трением как по конусным поверхностям синхронизатора, так и между кольцевым торцем 17 и торцем шестерни 6.
По окончании процесса синхронизации происходит разблокировка и соединение каретки 7 с фланцем 15 водила, после чего взаимное перемещение звеньев планетарного редуктора прекращается и все они вращаются как единое целое,
При включении в редукторе передаточного отношения каретку 7 перемещают в сторонуконуса 14, выполненного на фланце 16 картера. Дальнейший процесс протекает аналогично вышеописанному с той разницей, что торец шестерни б взаимодействует с торцем 18 картера, а в процессе синхронизации участвует блокирующее кольцо 12, и заканчивается соединением каретки 7 с фланцем 16 и остановкой колеса 6. При зтом если ведущим элементом будет вал 2, то передача будет понижающей. Вращение вала 2 передается центральной шестерне 3, которая вращает сателлиты 4, совершающие планетарное движение .и увлекающие водило 5,
Отличия в работе во втором и третьем вариантах осевой фиксации центрального колеса с внутренними зубьями обусловлены лишь другими взаимосвязями звеньев передачи, например, синхронизируемыми элементами выступают колесо 6 и фланец 19 центральное колеса 4, а фиксация колеса б в осевом направлении осуществляется торцами 22 и 23 блокирующих колец 11 и 12 или торцами промежуточного упорного кольца 21, которое может быть выполнено из фрикционного материала, или торцем 20 фланца центрального колеса с наружными зубьями.
Устройство по фиг.4 работает следующим образом.
Если вал 2 является ведущим, то для включения прямой передачи (блокировки
редуктора), вилка 10 через подшипник 25 перемещает каретку 7 в сторону конуса 13 на водиле 5, при этом обеспечивается минимальное трение между торцем вилки и каретки, препятствующее синхронизации водила 5 и центральной шестерни 6. По окончании процесса синхронизации зубчатый венец каретки 7 и зубчатый венец водила 5 входят в зацепление, взаимное
0 перемещение звеньев планетарного редуктора прекращается и все они вращаются как единое целое,
При включении в редукторе передаточного отношения, каретку 7 перемещают в
5 сторону конуса 14, выполненного на фланце 16 корпуса. Так как вилка 10 не вращается то трение, возникающее между вставкой 24 и торцем каретки 7, затормаживает вращающуюся каретку, что способствует ускоре0 нию процесса синхронизации.
Процесс синхронизации заканчивается соединением каретки 7 с фланцем 16 корпуса, при этом передача получается понижающей. Вращение вала 2 передается
5 центральной шестерне 3, которая вращает сателлиты 4, совершающие планетарное движение и увлекающие водило 5.
Таким образом, процесс синхронизации на блокирующих кольцах 11 и 12 и кону0 сах 13 и 14 трения проходит в менее нагруженном режиме, что повышает долговечность блокирующих колец 11 и 12. Формула изобретения
1. Трансмиссия транспортного средст5 ва, содержащая планетарную передачу, включающую в себя установленные в корпусе центральные колеса с внутренними и наружными зубьями, зацеплением связанные друг с другом через сателлиты, размещен0 ные на водиле, и муфту для связи центрального колеса с внутренними зубьями соответственно с корпусом в первой позиции и водилом во второй, включающую в себя каретку с переключающим механиз5 мом, при этом муфта выполнена с возможностью размещения каретки в нейтральном положении, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности планетарной передачи, муфта выпол0 нена с синхронизирующими элементами, центральное колесо с внутренними зубьями установлено непосредственно на зубьях сателлитов, фиксирующих его в радиальном
5 направлении, при зтом колесо и синхронизируемые звенья планетарной передачи выполнены с кольцевыми плоскими торцами, контактирующими при синхронизации для осевой фиксации колеса.
2. Трансмиссия по п.1, от л и ч а ю ща я- с я тем, что между кольцевыми плоскими
торцами установлено по крайней мере одно упорное кольцо.
3. Трансмиссия по п.1, от л и ч а ю ща я- с я тем, что, с целью повышения долговечности синхронизирующих элементов, торец каретки или взаимодействующий с ней при включении на корпус торец элемента переключающего механизма выполенн с фрикционным покрытием.
4. Трансмиссия по п.1, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что между торцом каретки и взаимодействующим с ней в процессе включения блокировки передачи торцом элемента переключающего механизма установлен упорный подшипник качения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Синхронизатор коробки передач (его варианты) | 1983 |
|
SU1209962A1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2343327C2 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2195590C1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Синхронизатор планетарной коробки передач | 1991 |
|
SU1798558A1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2264570C2 |
ИНЕРЦИОННЫЙ СИНХРОНИЗАТОР | 1995 |
|
RU2098682C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения повышение надежности и долговечности планетарной передачи. Передача в трансмиссии содержит центральное колесо с внутренними зубьями, установленное без радиальной фиксации непосредственно на зубьях сателлитов. В осевом направлении центральное колесо фиксируется торцами звеньев передачи, синхронизируемых в процессе переключения режимов ее работы, например, плоским кольцевым торцем фланца картера при включении понижающего передаточного отношения и торцем фланца водила при блокировке передачи. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
фи.1
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1699821A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1987-06-22—Подача