Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам с регулировкой, компенсирующей зазор-или износ.
Известен подшипниковый узел, содержащий смонтированный в корпусе вал с подшипником качения, расположенную со стороны одного из торцов подшипника крышку, коническое распорное кольцо, размещенное между торцами и поверхностью крышки, и промежуточную втулку с конической внутренней поверхностью.
Недостатком известного устройства является высокая эффективность регулирования зазора вследствие необходимости проверки состояния затяжки подшипникового узла, обеспечивающей требуемую надежность.
Известен также подшипниковый узел, содержащий смонтированный в корпусе вал с подшипником качения, расположенную со сторону одного из торцов подшипника крышку, коническое распорное кольцо, размещенное между торцами подшипника и крышки, и промежуточной втулки, при этом подшипниковый узел снабжен установленным на залу дополнительным подшипником с промежуточной втулкой, на наружной поверхности которой в гнездах установлены клиновидные иголки, острые концы которых расположены между крышкой и распорным кольцом. Этот подшипниковый узел вследствие установки клиновидных игл под углом к оси действия осевой силы позволяет реализовать только часть ее, вызывает значительные силы трения между клиновидной
XI 00 00
со
СП 4
иглой и коническим распорным кольцом, что снижает надежность и эффективность работы узла.
Цель изобретения - повышение надежности и обеспечение регулирования силы затяжки подшипника. . Поставленная цель достигается тем, что в подшипниковом узле средство затяжки . выполнено в виде установленной соосно валу на упорном подшипнике качения шайбы с шарнирно закрепленными на ней криволинейными двуплечими рычагами, свободными концами упирающимися в торец распорного кольца, внутренний торец крышки выполнен с буртом, имеющим вы- пуклую опорную поверхность и расположенным в. контакте с упомянутыми рычагами в зоне между их концами, при этом проекция плеча на плоскость крышки от свободного конца рычага до его опоры на бурт крышки больше проекции плеча от опо- .ры на бурт до шарнирного соединения.
На фиг. 1 показан подшипниковый узел, общий вид; на фиг. 2 - вид А на фиг, ,1.
Подшипниковый узел содержит смонти- рованный в корпусе 1 вал 2 с подшипником качения 3, в частности радиально-упорным, на шипе 4 вала расположенную с одного из торцов подшипника крышку 5, на внутреннем торце содержащую бурт 6 с выпуклой опорной поверхностью, средство затяжки в виде установленной соосно валу на упорном подшипнике качения 7 шайбы 8 с шар- нирно закрепленными на ней шарнирами 9 криволинейными двуплечими рычагами 10, свободными концами упирающимися в торец распорного кольца: 11, взаимодейетвующего с внешним кольцом подшипника 3. Для удержания шайбы 8 на оси вала служит палец 12, входящий в направляющую 13, принадлежащую крышке 5. Криволинейный двуплечий рычаг выполняется с различными длинами плеч, проекции на плоскость крышки 5 которых равны h и 12, при этом проекция плеча на плоскость, крышки от свободного конца рычага до его опоры на бурт крышки (12) больше проекции плеча от опоры на бурт до шарнирного соединения (И). В соответствии с этими параметрами выполнены крышки 5, у которых соответст- вующее длинам плеч рычага положение занимает выпуклый бурт. 6. На стадии проектирования определяют осевую силур8 и потребную силу, прикладываемую к распорному кольцу 11, а затем из уравнения моментов вычисляют длины проекций плеч и положения выпуклого бурта на крышке.
Устройство работает следующим образом.
При действии осевой силы Fs осевому перемещению вала 2, насаженных на нем деталей, например зубчатых колес и подшипников качения 3, препятствуют реакции между свободным концом криволинейных, двуплечих рычагов 10 и распорного кольца 1.1. При этом эти реакции меньше осевой силы Fs, что не будет приводить по мере износа колец подшипника 3 к его перезатягиванию и возникновению сил, повышающих износ тел качения и кольца. При появлении зазора между тягами качения и внешним кольцом подшипника зазор будет автоматически выбираться перемещением распорного кольца 11 и внешнего кольца подшипника под действием реакций между концами криволинейных двуплечих рычагов и торцом распорного кольца.
Устройство обеспечивает самозатягивание радиально-упорного подшипника действием требуемой по величине осевой силы без заклинивания тел качения.
.В устройстве благодаря постоянному силовому контакту между крышкой, криволинейными двуллечйми рычагами, распорным кольцом и внешним кольцом подшипника устранена подвижность внешнего кольца подшипника и тел качения, создается заранее устанавливаемая сила затяжки подшипника, исключающая заклинивание тел качения, что обеспечивает высокую надежность подшипникового узла.
Формула изобретен и я
Подшипниковый узел, содержащий смонтированный в корпусе и ка цапфе вала подшипник качения и расположенные со стороны одного из торцов подшипника распорное кольцо и крышку, а также средство затяжки подшипника качения и установленный на цапфе вала между подшипником качения и крышкой упорный подшипник качения, о т ли чающийся тем, что. с целью повышения надежности и обеспечения регулирования силы затяжки подшипника, средство затяжки выполнено в виде установленной соосно валу на упорном подшипнике качения шайбы с шарнирно закрепленными на ней криволинейными двуплечими рычагами, свободными концами упирающимися в торец распорного кольца, внутренний торец крышки выполнен с буртом, имеющим выпуклую опорную поверхность и расположенным в контакте с упомянутыми-рычагами в зоне между их концами, при этом проекция плеча на плоскость крышки от свободного конца рычага до его опоры на бурт крышки больше проекция плеча от опоры на бурт до шарнирного соединения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕТЛЕДЕРЖАТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2134170C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ВОДОМЕТНЫЙ | 2009 |
|
RU2436706C2 |
Подшипниковый узел | 1989 |
|
SU1749568A1 |
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА | 2001 |
|
RU2203427C2 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора | 2016 |
|
RU2614029C1 |
Подшипниковый узел | 1980 |
|
SU898147A1 |
Устройство для зажима подвижного узла | 1977 |
|
SU733895A1 |
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011901C1 |
ПОЛУОСЕВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 1992 |
|
RU2037435C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ОПОРА КАЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2360156C2 |
Использование: в машиностроении. Сущность: подшипниковый узел содержит смонтированный в корпусе и на цапфе вала подшипник качения., расположенные со стороны одного из торцов подшипника распорное кольцо и крышку, средство затяжки подшипника качения и упорный подшипник. Средство затяжки выполнено в виде установленной соосно валу на упорном подшипнике качения шайбы с шарнирно закрепленными на ней криволинейными двуплечими рычагами, свободным концом упирающимися в торец распорного кольца, а в промежутке между свободным концом и шарнирно подсоединенным к шайбе опирающимся на кольцевой бурт на поверхности крышки с выпуклой опорной поверхностью. Проекция плеча на плоскость крышки от свободного конца рычага до его опоры на бурт крышки больше проекции от опоры на бурт до шарнирного соединения с шайбой. В результате этого обеспечения самозатягивание основного подшипника качения действием требуемой по величине осевой силы без заклинивания тел качения. 2 ил.
Подшипниковый узел | 1980 |
|
SU898147A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1991-03-11—Подача