Изобретение относится к машиностроению, в том числе и судового машиностроения.
Известны конструкции подшипниковых узлов, в которых, подшипник качения поддерживает вращающийся вал в периоды пусков, остановок, реверсов, и аварийных ситуаций, а упорный подшипник: скольжения самостоятельно или совместно с подшипником качения,воспринимает осевые нагрузки в течение установив шихся режимов эксплуатации, Недостатком предлагаемых конструкций подшипникового узла является то, что в них не предусмотрена возможность снижения : осевых нагрузок на подшипник Качения при. перегрузка, возникающих в аварийных ситуациях и в период неустановившихся режимов работы, что приводит к сокращению ресурса узла.
Также широко известны подшипниковые узлы, в которых для устранения осевой игры в подшипниках качения и
равномерного распределения нагрузки между ними устанавливаются дистанционные втулки определенного размера о Недостатком подобных конструкций является невозможность частичного или полного устранения осевых нагрузок, действующих на подшипники качения.
В качестве протр-типа принята конструкция опорного уела, состоящего .из подшипников качения, разделенных расположенной на валу дистанционной втулкой, которая Создает за счет предварительного натяг осевую затяжку подшипников на валу и в корпусе,, Од- накр предварительный натяг, создаваемый с помощью дистанционной, втулки, не позволяет устранить осевых перегрузок на подшипники качения, возникающих при эксплуатации и сокращающих их долговечность. - -: ,
Нель изобретения - повышение ресурса подшипникового узла.
ч %
и
2
Ю
О1
Os
00
Подшипниковый узел, содержащий корпус с размещенными в нем и на валу подшипниками качения и дистанционную втулку между внутренними кольцами, снабжен упорным подшипником скольжения, выполненным в виде диска на упругой диафрагме с утолщенным ободом, жестко закрепленным в корпусе, при этом дистанционная втулка выполнена с буртом, установленным с возможностью взаимодействия с одним из торцев диска. Подшипниковый узел может также выполнен с упорным подшипником скольжения, в котором торцовая поверхность скольжения диска выполнена в виде равномерно расположенных по окружности выпуклых подушек. Торцовая поверхность скольжения диска выполнена в виде 0авномерно расположенных по окруж- Ности ступенчато наклонных участков В предлагаемых вариантах конструкции подшипникового узла часть осевой нагрузки воспринимается упорным подшипником скольжения, выполненным совместно с упругой диафрагмой, что является существенным отличием заявляемой конструкции о Снижение осевой нагрузки на подшипники качения уменьшает эквивалентную нагрузку и, таким образом, увеличивает ресурс подшипников, в чем нетрудно убедиться на основе анализа известной справочной зависимости для расчета долговечности подшипника ка- чения.
На фиг0 1 изображен подшипниковый узел, общий еид; на фиг. 2 - диафрагма } на фиг 3 показана жесткостная характеристика диафрагмы; на йигс k - сечение развертки по среднему диаметру соприкасающихся бурта и выпуклых подушек диска; на фиг 5 - сечение развертки по среднему диаметру соприкасающихся бурта и ступенчато наклонных участков диска.-
Подшипниковый узел (см. фиг. 1} содержит разъемный корпус 1 с размещенными в нем и на валу 2 подшипниками качения 3 и , разделенными дистанционной втулкой 5о Бурт б дистанционной втулки входит в состав упорного подшипника скольжения, выполненного в виде лиска 7 на упругой диаАрагме 8 с утолщенным ободом 9, жестко закрепленным в корпусе 1„ Необходимая раз- (гружающая осевая сила Я&с создается с помощью натяга Д0,величину которого
Можно рассчитать
по
зависимости
Л с.
«ч
Eh
(1)
де
Т - ос
1
упругой коль- (см„ фиг.2);
осевая сила; наружный радиус цевой диафрагмы
h - толщина диафрагмы (см. фиг.2);
KO f() коэффициент, определяющий жесткостную характеристику диафрагмы (см0 фиг. 3);
-
г, - внутренний радиус диафрагмы
(см„ фиг. 2); Е - модуль упругости. Натяг АО обеспечивается а счет смещения в сторону дистанционной втулки 5 и щего с буртом 6 диска 7.
при сборке подшипника контактиру- Смещение
создается с помощью гайки 10 и крышки 11 левого подшипника 3 Стопорные шайбы 12 и 13 предотвращают возможность самооткручивания зажимных гаек 10 и И. На фиг. и 5 показаны сечения развертки по среднему диаметру соприкасающихся поверхностей бурта и диска. На фиг. Ь представлена развертка контакта выпуклых подушек диска с плоскостью бурта; на фиг. 5 - ступенчато наклонных участков с плоскостью бурта о В качестве примера произведем расчет подшипникового узла при следующих исходных данных:
радиальная нагрузка на подшипник качения Fr 3500 Н;
осевое усилие (в отсутствие разгрузки) А 16500 Н;
разгрузка, достигаемая с помощью предлагемой конструкции Рос 7500 Н; динамическая грузоподъемность подшипника качения С 50-103Н;
размеры диафрагмы (см. фиг. 2) rf 0,05 м; г2 0,1 м; h 0,02 м,
радиус кривизны подушек (см.фигЛ) R 3 м;
средний диаметр торцовой поверхности dcp- 0,11 м;
количество опорных подушек i ;
высота подушки (см. фиг.) ,01 м;
коэффициент контактной деформации J-1.23;
вязкость масла// 1,8-10 Па-с;
пьезокоэффициент вязкости /г « О.т-Ю Па- ;
модуль упругости материала диафрагмы Е 2,12
10ff Па;
и)
5174П56Я
средняя скорость скольжения U а .8,и м/с. По графику (см„ фиг„ 3) прид,в
- 0,5 находим К0 - 0,025 и рас- I 5 Та (та бурта с диском считываем натяг по формуле (1) 40
rf--I ii lTКонтактные напряже
0,0011 м„ Эквивалентная нагрузка 0 j, /ЙЈ
R
на подшипник качения в обычной опоре при номинальном угле контакта с( 26° может быть рассчитана по формуле
Р Fr + Y.A,
10
. 0.418/,§Z5U8 ад,1 нпа
где ,87 - приос0 26°.
После разгрузки Р, Р - Y-POC. Таким образом, долговечность подшипника по сравнению с его долговечностью в составе обычной опоры возрастает в отношении
(1чР 1
Рос n Y « pj
1 Y Г °
j
UH2500 s
и и 0/ 3500+0,87-16500
3,91
30
9,283В упорном подшипнике скольжения погонная нагрузка на единицу длины кон- такта
где УХЬв) 1- 22Ј2Ј&УЈIl SJl
Ah,/2 Peh0
1i8-10 3075
и)
а (та бурта с диском
rf--I ii lTi.W5...VH.
Контактные напряжения в зоне кон
. 0.418/,§Z5U8f i2:«. ад,1 нпа
Толщина смазочного слоя
tt
hc 1,882 10V° 18 -.«; (pp) 7S. GU.V) - 1,882-10tf (1,875-Ю)ад (0,18А« ЮТ (1,23-ЗГ (Q,018-28,8)
,0,8.
-6
30,5-10 м Коэффициент трения
,. (1+3 n2)
f««- )
1i8-10 loj84-ig-7-28Jt8(l + )B 3075710-Х 0 9415(-б7бб5
9,283103,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШПИНДЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2433241C1 |
Модуль компенсации нагрузки | 2020 |
|
RU2761536C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1995 |
|
RU2134366C1 |
Подшипниковый узел с телами качения | 1991 |
|
SU1794211A3 |
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011901C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ШАРНИРА ГУКА | 1997 |
|
RU2122145C1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1784077A3 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2173408C1 |
Рабочая клеть прокатного стана | 1985 |
|
SU1570810A1 |
ОПОРА КАЧЕНИЯ ВАЛА | 1992 |
|
RU2006702C1 |
Использование: машиностроение, в частности в судовом машиностроении. Сущность изобретения: между внутренними кольцами подшипников Качения размещена дистанционная втулка с буртом, входящим в состав упорного подшипника скольжения. Подшипник выполнен в виде диска на упругой диафрагме с утолщенным ободом, жестко закрепленным в корпусе. Требуемая величина осевой разгрузки достигается .за счет предварительного натяга диафрагмы. 2 з0п„ ф-лы. 5 ил.
„-г
. 2121Й11 2:Ы 5:1Д::9Л§5:10: д§И 210д525 1
;30,5- ,23-3-30,
коэффициент, характеризующий граничные условий Рейнольдса,
Потери мощности на трение
- 0, 1аО,,06;
4S
N,
Ј&.
1020
0,0593.10-
- 0.0593- ю 3 g 2&2:lgl-.lagZSilofЁ13.
/ 4,95-io-
- 7,88°c
„-г
--Ч::9Л§5:10:
31
4S
2 283-IQ ZSOQl a 1020
e 1,966 кВт-ц,
Повышение температуры в зоне треШиг.,1
«О,
Ш
а
0.05
а 2 OJ UM 0,5 0,6 J3r
Фиг.3
Фиг.-2
Фиг.4.
Фиг. 5
Авторы
Даты
1992-07-23—Публикация
1989-07-11—Подача