Изобретение относится к муфтам, а конкретно к компенсационным муфтам, допускающим возможность отклонения соединяемых валов от соосности во время их работы, и может быть использовано в области общего машиностроения.
Известна компенсационная муфта, включающая две полумуфты, взаимодействующие через два пальца каждая с соедини- тельным кольцом. Два соосно установленных пальца, соединяющих одну полумуфту с соединительным кольцом, смещены на 90° относительно такой же пары пальцев, соединяющих вторую полумуфту с соединительным кольцом.
Недостатками этой муфты являются быстрый износ пальцев и граней отверстий в полумуфтах и соединительном кольце, что обусловлено сухим трением скольжения пальцев в отверстиях соединительного кольца и полумуфт. Смазка трущихся деталей этой известной муфты невозможна. Это снижает нагрузочную способность; незначительные отклонения соединяемых валов от соосности, что обусловлено значительной шириной внутренних торцов полумуфт, поворачивающихся на пальцах и смещающихся по ним перпендикулярно осям соединяемых валов; усложнен монтаж механизмов. Соединяемые валы механизмов должны быть подвижны вдоль оси при монтаже, когда на один из них установлена муфта в сборе,
Целью изобретения является устранение этих недостатков, т.е. расширение эксплуатационных возможностей за счёт увеличения допускаемых несоосностей соединяемых валов, обеспечения удобства монтажа без осевого смещения соединяемых валов и повышение нагрузочной способности.
Это достигается тем, что у компенсационной муфты, содержащей две полумуфты, охватывающую их с радиальным зазором обойму, элементы, передающие крутящий момент, размещенные диаметрально проти(Л
с
XI 00 00
со
СП
ю
воположно в двух плоскостях, смещенных одна относительно другой на 900, и связанные с полумуфтами и обоймой, полумуфты выполнены сферической формы с лунками на наружной поверхности, обойма выполнена с дуговыми пазами на внутренней поверхности, а элементы, передающие крутящий момент, выполнены в виде шариков, размещенных в лунках и продольных пазах, обойма выполнена составной из четырех одинаковых соединенных между собой частей, плоскости разъема которых расположе- ны взаимоперпендикулярно, снабжена дополнительными шариками, а на наружных поверхностях.полумуфт выполнены дополнительные лунки под шарики, расположенные в одной плоскости с основными шариками.
На фиг.1 изображен общий вид муфты (продольный разрез); на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг, 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - часть обоймы; на фиг. 5 - общий вид муфты в изометрии.
Предлагаемая компенсационная.муфта состоит из двух полумуфт 1 и 2, выполненных в виде сфер, снабженных сквозными посадочными отверстиями 3 и 4 для соединяемых валов 5 и 6, обоймы, состоящей из двух полуобойм 7 и 8, скрепленных между собой резьбовыми парами 9 (болт-гайка), при этом каждая полуобойма в свою очередь состоит из двух одинаковых частей 10, соединенных также резьбовыми парами 9. Полуобоймы 7 и 8 одна относительно другой повернуты на угол 90°. Внутренняя поверхность 11 полуобойм 7 и 8 выполнена сферической и обхватывает полумуфты 1 и 2 с радиальным зазором. Между наружными сферическими поверхностями полумуфт 1 и 2 и внутренними сферическими поверхностями полумуфт 1-й 2 и внутренними сферическими поверхностями 11 полуобойм 7 и 8 в лунках 12 полумуфт 1 и 2 и пазах 13 полуобойм 7 и 8, расположенных продольно оси муфты, размещены детали, передающие крутящий момент - шарики 14. Глубина пазов 13 полуобойм 7 и 8 выполнена такой, чтобы обеспечить радиальное смещение полумуфт 1 и 2 внутри полуобойм 7 и 8. Пазы 13 полуобойм 7 И 8 для шариков 14 расположены во взаимоперпендикулярных плоскостях по отношению одной полуобоймы к другой.
Масленки 15 предназначены для принудительной смазки шариков 14 и граней пазов 13.
Муфта работает следующим образом.
На вал 5 привода (не показан) посадочным отверстием 3 насаживается полумуфта 1, а на вал 6 исполнительного механизма (на
чертеже не показан) посадочным отверстием 4 насаживается полумуфта 2. При включении привода вал 5 начинает вращаться, в результате чего крутящий момент передает. ся через лунки 12 шарикам 14, которые через грани пазов 13 на сферической поверхности 11 передают крутящий момент полуобойме 7, состоящей из двух одинаковых частей 10, скрепленных резьбовыми парами 9. Так как полуобойма 7 жестко скреплена резьбовыми парами 9 с полуобоймой 8, то крутящий момент передается полуобойме 8, которая в свою очередь передает его через грани пазов 13 на сферической поверхности 11 шарикам 14, расположенным в лунках 12 полумуфты 2, а так как полумуфта 2 своим посадочным отверстием 4 насажена на вал 6 исполнительного механизма, последний начинает
вращаться. Через масленки 15 осуществляется смазка шариков 14 и граней пазов 13. При несоосности соединяемых валов грани пазов 13 и шарики 14 контакта нетеряют, не теряют контакта шарики 14 и с лунками 12,
в результате чего работа муфты не нарушается и осуществляется в описанном порядке.
Наружная поверхность полумуфт 1 и 2 и внутренняя поверхность полуобойм 7 и 8
выполнены сферическими с радиальным зазором, что обеспечивает работоспособность муфты как при угловом, так и при радиальном смещении соединяемых валов. Использование предлагаемой муфты
позволяет расширить эксплуатационные возможности за счет увеличения допускаемых несоосностей соединяемых валов, . обеспечить удобство монтажа и повышение нагрузочной способности.
.
Формула изобретения
1, Компенсационная муфта, содержащая две полумуфты, обойму, охватывающую
полумуфты с радиальным зазором, элементы для передачи крутящего момента, размещенные диаметрально противоположно на полумуфтах и связанные с обоймой, причем элементы, размещенные на разных полумуфтах, расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, отличающая- с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет увеличения допускаемой несоосности валов при обеспечении удобства монтажа, обойма выполнена составной в виде двух разъемных полуобойм с дуговыми пазами на внутренней поверхности, каждая из которых также выполнена из двух разъемных частей, плоскости разъема которых перпендикулярны
между собой и плоскости разъема полуобойм, полумуфты выполнены со сферической наружной поверхностью и лунками на ней, элементы, передающие крутящий момент, выполнены в виде шариков, размещенных в лунках полумуфт и пазах полуобойм,
2. Муфта по п. 1,отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет повышения нагрузочной способности, она снабжена дополнительными шариками, на наружной поверхности полумуфт выполнены дополнительные лунки, расположенные в одной плоскости- с основными лунками, а дополнительные шарики расположены в этих лунках.
te.v
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пеносниматель флотационной машины | 1981 |
|
SU1002021A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Упругая муфта | 1985 |
|
SU1290017A1 |
КОНУСНАЯ ИНЕРЦИОННАЯ ДРОБИЛКА С МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2015 |
|
RU2593909C1 |
Зубчатая муфта | 1979 |
|
SU838141A1 |
КОМПЕНСАЦИОННАЯ МУФТА | 1968 |
|
SU211232A1 |
Универсальный шарнир | 1975 |
|
SU551454A1 |
Универсальный шарнир | 1985 |
|
SU1291221A1 |
Упругая муфта и способ ее сборки | 1991 |
|
SU1796787A1 |
Компенсационная муфта тягового привода локомотива | 2021 |
|
RU2756144C1 |
Использование: в машиностроении для соединения несоосных валов различных машин. Сущность изобретения: муфта содержит две полумуфты, охватывающую их обойму и элементы для передачи крутящего момента. Обойма выполнена составной в виде двух разъемных полуобойм с дуговыми пазами на внутренней поверхности. Каждая из полуобойм содержит две разъемные части. Плоскости разъема частей перпендикулярны между собой и плоскости разъема полуобойм. Полумуфты выполнены со сферической поверхностью и лунками на ней. Элементы для передачи крутящего момента, выполненные в виде шариков, установлены в соответствующих лунках и пазах. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Компенсационная муфта | 1974 |
|
SU501210A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1991-04-25—Подача