Изобретение относится к горному делу, а именно к креплению подземных выработок сборным железобетоном при значительных, в т.ч. динамических проявлениях горного давления.
Известна сборная железобетонная обделка тоннеля, включающая кольца состоящие из железобетонных блоков с выемками в которых закреплены монтажные петли, причем монтажные петли закреплены с одного продольного торца каждого блока, а противоположный его торец снабжен штырями с возможностью взаимодействия их с монтажными петлями смежного блока.
К недостаткам существующей обделки можно отнести малую прочность соединения тюбгнговых колец между собой из-за того, что крючки выполняются самопроизвольно без надлежащего контроля, в то же время процесс монтажа трудоемкий и может вести только посредством мощного гидравлического оборудования с соблюдением строгой центровки колец относительно друг друга. Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому положительному эффекту и заявляемой крепи является сборная железобетонная обделка тоннеля, включающая кольца, состоящие из тюбингов с чеканными канавками по продольным и поперечным сторонам и связи, выполненные в виде стержней пропущенных через сквозные отверстия с резьбой на одном конце и гайкой на другом, причем гайка каждого стержня размещена в полости образованной цилиндрическими ушире- ниями в тюбингах смежных колец, а конец с резьбой каждого стержня заведен в гайку стержня предыдущего тюбинга кольца, при этом стержни смежных тюбингов в стыках между кольцами объединены между собой
VJ
со
Ю 4 О
О
хомутом снабженным винтом для регулирования натяжения между стержнями.
Недостатком соответствующей конструкции крепи является большая трудоемкость монтажа крепи ввиду того, что необходимо строго выдержать соосность соседних тюбингов чтобы длинным стержнем попасть в резьбу смежного тюбинга; если учесть, что тюбинги имеют большой
вес, а стержни следует вставлять в отверстия тюбинга, крЪмё того стесненность, не позволяющая применять оборудование с повышенной точностыкГперемещения захватов тюбингов, запыленность, обводнен- ность и загрязненность реального проходческого забоя, значительно усложняет монтажные работы.
Целью изобретения является снижение трудоемкости монтажа крепи.
Поставленная цель достигается тем, что в сборной железобетонной крепи горной выработки включающей тело тюбинга с продольными стержневыми элементами связи, продольные элементы связи выполнены в виде монтажных петель, которые выступают с одной стороны тюбинга и жестко соединены с армированными отверстиями на противоположной стороне, а армированные отверстия разделены пазами размещения монтажных петель смежного тюбинга, кро- ме того тем, что продольные элементы связи выполнены в виде ветвей из стержневого проката, загнуты с образованием монтажных петель, выступающих с одной стороны тюбинга, а на противоположной стороне ветви накручены в спирали и замоноличены в тело тюбинга, образуя армированные отверстия.
Существенными признаками отличающими заявленное решение от прототипа яв- ляются следующие.
Продольные элементы связи выполнены в виде выступающей монтажной петли с одной стороны тюбинга и жестко соединенной с армированным отверстием, разме- щенным на другой стороне тюбинга, а армированное отверстие разделено пазом размещения монтажной петли смежного тюбинга, причем закрепление петли смежного тюбинга, установленной в пазе осу- ществлено стержневым конусом, установленным в армированном отверстии.
В прототипе продольные элементы связи представлены в виде стержней, установленных в продольных отверстиях тюбинга, а соединение выполнено резьбовым. Замена резьбового соединения на соединение посредством стержневого конуса, выполняющего роль клина значительно снижает трудоемкость монтажа, в то же время является новым техническим решением, являющимся существенным отличительным признаком.
Продольные элементы связи выполнены в виде ветвей из стержневого проката, замоноличенного в средней части тела тюбинга и загнутого с образованием петли, выступающей с одной его стороны, а внутри тела тюбинга с другой стороны на его кромке концы ветвей закручены в виде спиралей и замоноличены, образуя армированные отверстия.
Существенным отличием от прототипа является замоноличивание продольных стержневых элементов. В науке и технике применение клинового соединения широко известно, но применить готовые технические решения для упрощения конструкции крепи и снижения трудоемкости монтажа не представляется возможным. Учитывая специфику технологии крепления горной выработки и производства сборного железобетона, разработана предлагаемая крепь в которой существенным отличием является наличие продольных элементов, выполненных в виде прутка из стержневого проката, согнутого в середине и образующего монтажную петлю, один конец которой закручен в спираль. Эту заготовку вкладывают в форму и замоноличивают таким образом, чтобы с одной стороны тюбинга образовалась петля, а с другой стороны армированное спирально отверстие разделенное пазом, для размещения монтажной петли смежного блока. Кроме того, чтобы процесс монтажа был простым и не трудоемким закрепление петли в смежном блоке осуществлено стержневым конусом, установленным в армированном отверстии. На практике, это соединение осуществляется вставлением в отверстие стержневого конуса и забивкой его кувалдой. Армирование спиралями из проката отверстий обеспечивает их надежность при монтаже и дальнейшую прочность при эксплуатации крепи.
На фиг. 1 показана принципиальная схема железобетонной крепи горной выработки (сечение выработки); на фиг. 2 - узел соединения тюбингов между собой вдоль выработки по 1-1; на фиг. 3 - разрез.А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - конструкция продольного узла соединения тюбинга; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6 - разрез Д-Д на фиг. 4.
Сборная железобетонная крепь горной выработки состоит из тюбингов 1 (фиг. 1, 2) соединенных между собой торцовыми криволинейными узлами 2 и продольными 3 узлами связи. Продольный узел связи (фиг. 2, 3, 4) выполнены в виде монтажной петли 4,
выступающей на боковой поверхности 5 тюбинга жестко соединенной с армированным отверстием 6 на другой стороне 7 тюбинга, а армированное отверстие 6 разделено пазом 8 для размещения в нем монтажной петли 4 смежного тюбинга. Для закрепления петли 4 установленной в пазе 8 смежного тюбинга забит стержневой конус 9 в армированное отверстие 6. Продольные элементы связи могут быть выполнены в виде ветвей 10, 11 из стержневого проката (круглого, квадратного, прямоугольного поперечного сечения) замоноличенного в средней части тела тюбинга и загнутого с образованием монтажной петли 4, выступа- ющий с боковой стороны 5, а внутри тела тюбинга с другой стороны 7 на его кромке, концы ветвей 10 и 11 закрученные в спирал и 12 и 13 замоноличены, образуя армированное отверстие 6. При изготовлении тюбин- гов в заводских условиях, заготовку из стержневого проката с монтажными петлями в средней части спиралями на концах, устанавливают в форму и замоноличивают, образуя в готовом тюбинге монтажные пет- ли, армированные отверстия под стержневые конуса и пазы для размещения петель. В шахту поступают готовые тюбинги и стержневые конуса.
Шахтным тюбингоукладчиком монтиру- ют тюбинги, вставляя монтажные петли в
пазы установленного ранее тюбингового крепления. Затем вставляют стержневой конус 9 в отверстие 6 и забивают кувалдой. Монтаж крепи значительно упрощается, а жесткая связь, проходящая в теле тюбинга между монтажной петлей и армированным отверстием, повышает прочность и надежность работы крепи.
Формула изобретения
1. Сборная железобетонная крепь горной выработки, включающая тюбинги с продольными стержневыми элементами связи, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения трудоемкости монтажа крепи, продольные элементы связи выполнены в виде монтажных петель, которые выступают с одной стороны тюбинга и жестко соединены с армированными отверстиями на противоположной его стороне, а армированные отверстия разделены пазами для размещения монтажных петель смежного тюбинга.
2. Крепь по п. 1,отличающаяся тем, что продольные элементы связи выполнены в виде ветвей из стержневого проката, загнуты в виде монтажных петель, выступающих с одной стороны тюбинга, а на противоположной стороне ветви закручены в спирали и замоноличены в тело тюбинга, образуя армированные отверстия.
-т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СБОРНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ КРЕПЬ | 1990 |
|
RU2018680C1 |
Сборная обделка тоннеля | 1973 |
|
SU447477A1 |
ТЮБИНГ ГЛАДКОСТЕННЫЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК, ПРОЙДЕННЫХ В ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ | 1996 |
|
RU2105152C1 |
ИНЖЕНЕРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ПОДЗЕМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ПОДЗЕМНЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ | 2014 |
|
RU2595255C2 |
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) | 2012 |
|
RU2510444C2 |
КОМПОЗИТНЫЙ НЕСУЩИЙ БЛОК И МОНТАЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ НЕСУЩИХ БЛОКОВ СБОРНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2012 |
|
RU2519021C2 |
БЕЗБАЛОЧНОЕ СБОРНО-МОНОЛИТНОЕ ПЕРЕКРЫТИЕ И ПЛИТА ДЛЯ ЭТОГО ПЕРЕКРЫТИЯ | 2016 |
|
RU2623745C1 |
Тюбинговая крепь горных выработок Пака П.П.-Х. | 1987 |
|
SU1520248A1 |
ТЮБИНГОВАЯ КРЕПЬ | 2002 |
|
RU2229603C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ СБОРНО-МОНОЛИТНОЙ КРЕПИ СТВОЛА ГОРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2631061C1 |
Изобретение относится к горному делу. а именно к креплению подземных выработок сборным железобетоном при значительных, в том числе динамических проявлениях горного давления. Целью изобретения является снижение трудоемкости монтажа крепи. Сборная крепь включает тюбинги с продольными стержневыми элементами связи (ПЭС), которые выполнены в виде монтажных петель (МП). МП выступают с одной стороны тюбинга и жестко соединены с армированными отверстиями на противоположной его стороне, а армированные отверстия разделены пазами размещения монтажных петель смежного тюбинга ПЗС выполнены в виде ветвей из стержневого проката и загнуты с образованием МП. На противоположной стороне тюбинга ветви закручены в спирали и замоноличены в тело тюбинга, образуя армированные отверстия. 2 с. п. ф-лы, 6 ил.
Фж.2
Сборная железобетонная обделка тоннеля | 1980 |
|
SU1002590A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Сборная железобетонная обделка тоннеля | 1983 |
|
SU1162986A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Гребенчатая передача | 1916 |
|
SU1983A1 |
Авторы
Даты
1993-01-23—Публикация
1990-03-14—Подача