Изобретение относится к газотурбинной технике, в частности к кольцевым камерам сгорания газотурбинных двигателей.
Известна жаровая труба тороидальной формы, внутренний кожух которой имеет кольцевую щель, образованную на стыке передней и задней части жаровой трубы. Воздушная завеса, выходя из указанной щели, служит экраном и способствует более полному сгоранию топлива и снижению выбросов вредных веществ. Однако часть охлажденной топливовоздушной смеси вдоль наружной стенки попадает в зону более низких температур: что снижает эффект выгорания вредных веществ.
Известна также жаровая труба, разработанная фирмой Роллс-Ройс, вокруг периферийной поверхности которой выполнена кольцевая щель для образования воздушного экрана внутри жаровой трубы, а также средства пленочного охлаждения стенок. Спутная система пленочного охлаждения стенок эжектирует на себя газовоздушную смесь в зоне, расположенной за кольцевой щелью, чем снижает эффект действия указанной щели.
Известна также жаровая труба, содержащая лобовое кольцо, наружный и внутренний кожухи с выполненными на их поверхностях средствами пленочного охлаждения стенок с расположенными между ними поперечными кольцевыми щелями.
Описанное устройство наиболее близко по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к заявляемому устройству, однако может быть усовершенствовано путем совершенствования процесса горения.
Цель изобретения - снижение выбросов вредных веществ и повышение надежности в работе двигателя.
Эта цель осуществляется тем, что в известной жаровой трубе кольцевой камеры сгорания газотурбинного двигателя, содержащей лобовое кольцо, наружный и внутренний кожухи с выполненными на их поверхности средствами для пленочного охлаждения с расположенными между ними поперечными кольцевыми щелями, внесено усовершенствование.
Усовершенствование заключается в том, что средства пленочного охлаждения направлены в сторону щелей, а расстояние от внутренней поверхности лобового кольца до прямой, на которой расположены оси кольцевых щелей, равно 0,28-0,40 длины жаровой трубы.
На фиг.1 представлен схематический вид предлагаемой жаровой трубы и линии взаимодействия потоков в ее полости; на фиг.2 - осевая линия проточной части жаровой трубы, по которой определяется длина жаровой трубы и расстояние от внутренней поверхности лобового кольца до прямой, на которой расположены оси кольцевых щелей; на фиг.3 - графики значений индексов загрязнений.
Жаровая труба содержит стенки 1 и 2 лобового кольца 3 фронтового устройства 4, наружный 5 и внутренний 6 кожухи.
В наружном кожухе 5 имеются средства 7 и 8, во внутреннем кожухе 6 - средства 9 и 10 пленочного охлаждения стенок спутного направления. Кроме того, в наружном 5 и внутреннем 6 кожухах выполнены средства пленочного охлаждения 11-14 для подачи охлаждающего воздуха во встречном направлении.
В каждом из кожухов 5 и 6 между группами средств пленочного охлаждения спутного направления и встречного направления выполнены поперечная кольцевая щель 15 в наружном кожухе 5 и поперечная кольцевая щель 16 во внутреннем кожух 6. Обе щели 15 и 16 направлены навстречу друг другу и расположены на одной линии, перпендикулярной осевой линии проточной части жаровой трубы. Щели размещены на расстоянии 0,28-0,4 длины жаровой трубы от внутренней поверхности лобового кольца между указанными средствами пленочного охлаждения стенок спутного и встречного направления.
Работа жаровой трубы осуществляется следующим образом.
Направленный навстречу друг другу воздух из кольцевых поперечных щелей 15 и 16 и эжектируемый им охлаждающий воздух спутных средств пленочного охлаждения 7, 8, 9, 10 и встречных средств пленочного охлаждения 11, 12, 13, 14 разделяют жаровую трубу на две зоны I и II.
На режимах малой мощности топливо выгорает в зоне I с минимальными выделениями СО и СН.
На больших режимах топливо, не сгоревшее в зоне I, попадает в зону II, где температура топливовоздушной смеси достаточно высока. Топливовоздушная смесь, "замороженная" в зоне холодного пристеночного воздуха, сбрасывается в зону высоких температур и выгорает.
Экспериментально установлено, что если располагать щели от внутренней поверхности лобового кольца на расстоянии более 0,4 длины жаровой трубы, то прекращается снижение выбросов СО и СН, а выбросы NOх существенно увеличиваются.
В то же время при приближении щелей к внутренней поверхности лобового кольца на расстояние менее 0,28 длины жаровой трубы значительно увеличиваются выбросы СО и СН.
Наиболее оптимальным можно считать размещение щелей на расстоянии 0,35 длины жаровой трубы от внутренней поверхности лобового кольца.
На графике (фиг.3) показаны значения индексов загрязнений в зависимости от соотношения Iщ/Iж, где Iщ - расстояние от щели до внутренней поверхности лобового кольца - отрезок АБ (фиг.2); Iж - длина жаровой трубы по осевой линии - отрезок АВ (фиг.2).
Помимо снижения выбросов СО, СН и NOх описанная жаровая труба в работе показала дополнительный эффект снижения выделения сажистых частиц на всех режимах работы.
Конструктивные особенности жаровой трубы способствуют повышению ее надежности благодаря возможности снижения температуры стенок кожухов жаровой трубы в сравнении с известными конструкциями за счет того, что большая часть воздуха, предназначенного для охлаждения стенок, увлекается кольцевыми поперечными потоками в центральную часть камеры и участвует в горении. Это обстоятельство позволяет не ограничивать количество воздуха, используемого для охлаждения стенок жаровой трубы, как это имеет место в традиционных камерах сгорания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1989 |
|
SU1837699A1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1985 |
|
RU1325962C |
РАДИАЛЬНО-ТОРЦЕВОЕ КОНТАКТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1990 |
|
RU2037704C1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА | 1989 |
|
RU1646354C |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДРЕНАЖА ТОПЛИВА ИЗ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1983 |
|
RU1254798C |
ЖАРОВАЯ ТРУБА КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ЦЕНТРОБЕЖНЫМ КОМПРЕССОРОМ | 1988 |
|
RU2033545C1 |
ТРУБЧАТО-КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ | 1995 |
|
RU2107227C1 |
ТРУБЧАТО-КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 1997 |
|
RU2138739C1 |
Способ подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя | 1990 |
|
SU1777628A3 |
МОДУЛЬНАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ ТЕПЛОФИКАЦИОННАЯ УСТАНОВКА И ЖАРОТРУБНЫЙ КОТЕЛ ДЛЯ НЕЕ | 2000 |
|
RU2171903C1 |
Сущность изобретения: жаровая труба содержит лобовое кольцо, наружный и внутренний кожухи с выполненными на их поверхностях средствами пленочного охлаждения с расположенными между ними поперечными кольцевыми щелями, оси которых лежат в одной плоскости, перпендикулярной оси жаровой трубы. Расстояние от внутренней поверхности лобового кольца до плоскости, в которой лежат оси кольцевых щелей, равно 0,28 - 0,4 длины жаровой трубы. 3 ил.
ЖАРОВАЯ ТРУБА КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая лобовое кольцо, наружный и внутренний кожухи с выполненными на их поверхностях средствами пленочного охлаждения с расположенными между ними поперечными кольцевыми щелями, оси которых расположены в одной плоскости, перпендикулярной оси проточной части жаровой трубы, отличающаяся тем, что, с целью снижения выбросов вредных веществ и повышения надежности в работе двигателя, средства пленочного охлаждения направлены в сторону щелей, а расстояние от внутренней поверхности лобового кольца до плоскости, в которой расположены оси кольцевых щелей, равно 0,28 - 0,4 длины жаровой трубы.
Патент ФРГ N 3215641, кл | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Устройство для видения на расстоянии | 1915 |
|
SU1982A1 |
Авторы
Даты
1995-03-27—Публикация
1990-07-30—Подача