Изобретение относится к движителям судов катамаранного типа, имеющих малую осадку, и может быть использовано для доставки грузов и проводки мелкосидящих барж с грузом по мелководью и перекатам рек, когда не хватает силы тяги у буксирующих судов.
Известны устройства, которые могут преодолевать мелководные участки - это амфибии, плавающие танки, суда на воздушной подушке типа СВП, суда катамаранного типа или устройство в виде амфибийного судна.
Наиболее близким по технической сущности является устройство, содержащее корпус, гусеничное ходовое оборудование и привод подъема последнего.
Основной недостаток известных устройств состоит в том, что они в основном предназначены для перемещения самих себя за счет перемотки гусениц или использования -водомета или приставных винтов (нзпример мфибия, танк) или за счет создания газодинамической струи воздуха (судно
на воздушной подушке). Все они не могут развивать большую силу тяги, так как нет сцепления движителя с дном, а если и есть, то часть сцепного веса теряется в воде и его никак нельзя увеличить, таккак вес всех устройств - величина постоянная. При преодолении перекатов и мелководных участков у судов зачастую часть винтз или водомета находится в воздухе, тем самым уменьшается сила тяги, которой не хватает для проводки груженых барж. У прототипа при перемещении по мелководью не учитывается влияние неровностей дна в поперечной плоскости, в результате чего в ме- .таллоконструкции корпуса будут возникать дополнительные нагрузки. Осадка корпуса судна при движении по мелководью постоянна. Кроме этого крепление одного конца гусеничного ходового оборудования на оси корпуса судна не обеспечивает равномерного прижатия гусениц к опорной поверхности и не позволяет использовать вес судна для регулирования силы сцепления гусенич
ю
4 00
о
ю
ного движителя с дном. Поэтому для создания наиболее проходимого судна по мелководью с большой силой тяги целесообразно использовать гусеничное ходовое оборудование с поддержкой его в воде по обеим сторонам.
Целью изобретения является повышение проходимости по мелководью.
Для достижения поставленной цели в судовом движительном комплексе, преимущественно катамаране, содержащем несущий элемент гусеничного движителя и привода последнего, а также узел крепления этого несущего элемента к корпусу судна и привод подъема упомянутого несущего элемента, узел крепления несущего элемен- .та выполнен с двумя вертикальными направляющими, установленными на внутренних бортах катамара, с двумя ползунами и с прямоугольной рамой, причем ползуны установлены на упомянутых направляющих и шарнирно связаны с прямоугольной рамой, шарнирно связанной с несущим элементом гусеничного движителя, расположенного внутри этой рамы, при этом оси шарниров, связывающих последнюю с ползунами и с упомянутым несущим элементом,расположены во взаимно1 перпендикулярных вертикальных плоскостях, а привод подъема выполнен с двумя гидроцм- линдрами, каждый из которых установлен на соответствующей направляющей и связан штоком с ползуном.
На фиг.1 схематично изображена схема судового движительного комплекса; на фиг.2 - разрез А-А на фиг,1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - разрез В-В на фиг,1; на фиг.5 - отдельно ползун.
Судовой движительный комплекс закреплен на внутренних бортах двух корпусов 1 катамарана, которые соединены между собой жесткими связями 2. В кормовой части под днищем размещены сопла 3 (фиг.2) водометного движителя. На внутренних бортах корпусов 1 катамарана установлены направляющие 4 с ребрами жесткости
5. в направляющих 4 установлены ползуны
6. соединенные с гидроцилиндрами 7, которые через проушины 8 жестко прикреплены к корпусу 1 катамарана. Оси 9 ползунов 6
установлены во втулки 10, которые жестко закреплены на наружных сторонах прямоугольной рамы 11, а на внутренних противоположных сторонах прямоугольной рамы 11
жестко закреплены втулки 12, внутри которых находятся оси 13, жестко закрепленные на тягаче 14. На катамаране имеются упоры 15 для толкания барж и они могут быть снабжены буксировочными устройствами. Поперечная ось I-I тягача смещена вперед относительно поперечной оси II- катамарана на величину а, чтобы не было п ри движении зарывания в воду носовой части катамарана, Работа осуществляется следующим образом.
При подходе к мелководному участку, когда в водометном движителе возможен подсос воздуха и не обеспечивается достаточной силы тяги, запускается двигатель тягача 14, от которого работает насосная станция для привода гидроцилиндров 7, которые посредством ползунов поднимают тягач вверх, в результате чего ослабляются и отсоединяются тросы (условно не показаны), поддерживающие его в транспортном положении над водой, После этого гидроцилиндры 7 через ползуны 6 опускают тягач 14 на дно и штоковая полость гидроцилиндров соединяется с бесштоковой, обеспечивая
таким образом тягачу плавающее положение при движении по дну. Максимальное перемещение ползунов вниз ограничено упором. У тягача начинают вращаться гусеницы, и катамаран продвигается вперед. Если при движении вперед произойдет npq6yKCOBKa движителя и не хватит силы тяги, to гидроцилиндры 7 вдавливают тягач Т4 в грунт, увеличивая сцепной вес, используя при этом часть веса катамарана, а он,в
свою очередь, как бы всплывает в воде, уменьшая при этом свою осадку и появляется возможность преодолевать самые мелководные участки. Если дно окажется неровным в продольной плоскости, то это
будет компенсироваться поворотом втулок 10 относительно осей 9. Если дно будет с поперечным уклоном или под гусеницу попадает камень, то тягач 14 повернется внутри прямоугольной рамы 11 на осях 13
относительно втулок 12.
Формула изобретения Судовой движительный комплекс, преимущественно катамарана, содержащий несущий элемент гусеничного движителя с приводом последнего, а также узел крепления этого несущего элемента к корпусу судна и привод подъема несущего элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости по мелководью, узел крепления несущего элемента выполнен с двумя вертикальными направляющими, установленными на внутренних бортах катамарана, двумя ползунами и с прямоугольной рамой, при этом ползуны установлены на упомянутых вертикальных направляющих и шарнирно связаны с прямоугольной рамой, шарнирно связанной с несущим элементом гусеничного движителя, расположенного внутри этой прямоугольной рамы, причем оси шарниров связывающих последнюю с ползунами и с несущим элементом гусеничного движителя, расположены во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях, а привод подъема выполнен с двумя гидроцилиндрами, установленными на вертикальных направляющих и связанных штоками с ползунами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вспомогательное тяговое устройство для перемещения корпуса ледокольного судна через ледяной покров | 1981 |
|
SU1065289A1 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2011 |
|
RU2456201C1 |
СУДНО ПЕРЕДНЕПРИВОДНОЕ С АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКОЙ | 2014 |
|
RU2562473C1 |
СУДОВОЙ КОМПЛЕКС И ОПУСКАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2004 |
|
RU2262465C1 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2225327C2 |
Судно-трансформер | 2018 |
|
RU2680576C1 |
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2016 |
|
RU2613181C1 |
ПЛАВАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2259280C1 |
ПЛАВСРЕДСТВО - КАТАМАРАН ДЛЯ МОРСКОЙ ГЕОФИЗИКИ | 2011 |
|
RU2466052C1 |
ШАГАЮЩИЙ ХОД И САМОХОДНАЯ МАШИНА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2011 |
|
RU2452647C1 |
Использование: конструкции катамаранов с малой осадкой. Сущность изобретения: движительный комплекс содержит несущий элемент гусеничного движителя с приводом последнего, шарнирно связанный с прямоугольной рамой, шарнирно связанной с ползунами, установленными в закрепленных на внутренних бортах корпусов катамарана направляющих. При этом оси шарниров, связывающих прямоугольную раму с ползунами и несущим зле- ментом гусеничного движителя, расположены во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях, а ползуны связаны со штоками гидроцилиндров привода их подъема. 5 ил.
Фиг.1
Сталь | 1976 |
|
SU582325A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1993-02-15—Публикация
1989-03-22—Подача