Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектированииконсольныхреечно-шестеренчатых передач при больших нагрузках и скоростях рейки. , Известна зубчатая рейка, содержащая сплошной круглый стержень с лыской, на которой нарезаны зубья.
Недостатком этой рейки является излишняя масса материала стержня рейки, что увеличивает инерционность при движении рейки и ограничивает ее применение в быстроходных механизмах.
Известна зубчатая рейка, выбранная в качестве прототипа, содержащая пустотелый стержень и зубья расположенные на наружной поверхности этого Стержня.
Недостатком известной конструкции является также излишняя масса материала, что влияет на инерционность при движении рейки с большой скоростью.
Цель изобретения - снижение металлоемкости. . .
Поставленная цель достигается тем, что внутренняя поверхность смещена относительно наружной в направлении, перпенди- кулярном основанию зубьев с эксцентриситетом, равным 1,626 т, где т - модуль зубчатой рейки, при этом наружный диаметр рейки равен 26 т, а ее высота 25 т.
Изобретение поясняется чертежом, на котором представлено сечение зубчатой рейки.
Зубчатая рейка с наружным диаметром Dp содержит пустотелый стержень с внутренней полостью, центр которой расположен в точке Oi. На наружной поверхности стержня нарезаны зубья, при этом ширина нарезки зубьев b (2-10)m,.является шириной шестерни, вэаимодействуюшей с рейкой, высота зуба которой h h + h - 2,25 m, где m - модуль зубчатого зацепления; h - высота головки зуба; h - высота ножки зуба; Н -толщина рейки; глубина выполненной на стержне лыски С m выбрана конструктивно: наименьшая толщина стенки стержня
(Л
С
VI О
ел ю о
VJ
S 1,25 m определена конструктивно. Е - точка пересечения делительной прямой, равной ширине зуба В и перпендикулярной диаметру стержня Dp; F - точка пересечения делительной прямой с наружной окружностью стержня; ОСм Ј смещение внутренней полости стержня относительно наружной поверхности в направлении, перпендикулярном к основанию зубьев рейки на величину 1,625 т.
Смещение Ј определено следующим расчетным путем. Так при выполнении зубчатой рейки из трубчатой заготовки наружным диаметром Ьтр, разница между наружными диаметрами труба Dtp и зубчатой рейки Dp равна DTp - Dp t - S, где t - толщина стенки трубы.
Тогда ,или0тр-0р 2.Ј.
. S При этом 2 Ј - t - S или | --я- . Из
чертежа видно, 4TOt C + h + S m + 2,25m + + 1,25 m 4,5m. Тогда f ( 1,625 m.
Из треугольника OiEF радиус стержня
рейки определяется следующим путем: OiF2 «
- Rp2 EF2 + OiE2, при этом СмЕ Rp - m.
Из формулы 1, EF -я-т 5 т. Тогда Rp2
-(Rp - mf + (5m)2 - RP2 - 2RRP m + m2 25 m2. преобразуя это уравнение получим, Rp2 13
т, или Dp 26 т. Отсюда DTp Dp + 2
§ D
26 m +2.1,625 m - 29,25 m. При этом Н - С « 26 m - m 25 m.
В качестве заготовки рейки может быть применена поковка в виде разностённой трубы (со смещенной внутренней полостью относительно наружной поверхности).
Внедрение конструкции рейки, выпол.- ненной, например, из толстостенной трубы со смещением, позволяет снизить металлоемкость рейки по сравнению со сплошной - в 2 раза, а по сравнению с полыми рейками без смещения отверстия металлоемкость снижается на 30%, кроме того выполнение рейки со смещенной внутренней полостью позволяет повысить динамические характеристики рейки в связи с уменьшением ее массы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ НАКАТЫВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПРОФИЛЕЙ НА БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СПЕЧЕННЫХ ЗАГОТОВКАХ | 2005 |
|
RU2284241C1 |
Редуктор | 1987 |
|
SU1477963A1 |
ОРТОГОНАЛЬНАЯ ДВУХМОДУЛЬНАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2159370C2 |
Способ ремонта шестеренных гидронасосов | 1990 |
|
SU1729724A1 |
Самоцентрирующее зажимное устройство | 1982 |
|
SU1087264A1 |
ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2095661C1 |
ГЕРОТОРНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2345208C1 |
Зубчатая передача | 1990 |
|
SU1838692A3 |
Цепная передача | 1986 |
|
SU1567828A1 |
СПОСОБ ПРЕРЫВИСТОГО ШЛИФОВАНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С КРУГОВЫМИ ЗУБЬЯМИ | 1999 |
|
RU2147977C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании консольных реечно-шесте- ренчатых передач при больших нагрузках и скоростях рейки. С целью снижения металлоемкости внутренняя поверхность смещена относительно наружной в направлении, перпендикулярном основанию зубьев, с эксцентриситетом, равным 1,626 т, где т - модуль зубчатой рейки, при этом наружный диаметр рейки равен 26 т, а ее высота 25 т. .1 ил,
Формула изобретения
Зубчатая рейка, выполненная в виде пустотелого стержня круглого сечения с зубьями, отличающаяся тем, что, с целью снижения металлоемкости, внутренняя поверхность расположена относительно наружной в направлении, перпендикулярном основанию зубьев, с эксцентриситетом, равным 1,625 т, где т - модуль зубчатой рейки, при этом наружный диаметр рейки равен 26 т, а ее высота 25 т.
Гончаренко Г.Т | |||
Чтение и деталирова- ниё сборочных чертежей | |||
Альбом, М.: Машиностроение, 1967, с | |||
Торфодобывающая машина с вращающимся измельчающим орудием | 1922 |
|
SU87A1 |
Там же, с | |||
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
Авторы
Даты
1993-02-15—Публикация
1990-04-09—Подача