АВИАГОРИЗОНТ Российский патент 2011 года по МПК G01C19/34 

Описание патента на изобретение RU2428657C1

Изобретение относится к авионике.

Известны авиагоризонты двух систем индикации: американская система, где символ самолета неподвижен, а отклоняется изображение земли, показывая ее истинное положение; и российская система, где отклоняется символ самолетика, показывая его положение относительно земли. См. патент СССР №1801202 или RU 2207514 C1.

Достоверно известно, что причиной нескольких авиакатастроф послужило неадекватное рефлекторное восприятие летчиками авиагоризонта американской системы. Но и восприятие авиагоризонта российской системы в критической стрессовой ситуации при часто имеющих место ложных ощущениях вестибулярного аппарата также затруднено вследствие необходимости анализа его показаний.

Данное изобретение устраняет недостатки обеих систем.

Большинство современных авиагоризонтов предназначено для подачи электрического сигнала на многофункциональный индикатор параметров полета, который отображает состояние летательного аппарата по тангажу и крену на дисплее. Для этого прибор содержит преобразователи отклонений гироскопа в соответствующий электрический сигнал.

Сущность изобретения в том, что данный авиагоризонт по сравнению с ними дополнительно содержит блоки определения знака отклонения /+ или -/ каждого из параметров /например, диодные/, сигнал с которых, при необходимости усиленный, подается на устройства визуальной /на дисплей/ или световой индикации /светодиоды в виде стрелок/. Сигнал на дисплее может быть сформирован в виде стрелок, показывающих нужное движение штурвалом и нарисованных компьютером многофункционального индикатора в специально предназначенных для этого "окнах" на дисплее.

При отклонении самолета по тангажу или по крену в окнах появляются стрелки, показывающие, куда отклонять рукоятку управления или штурвал /далее "штурвал"/. Таким образом, действия летчика по выводу самолета в нормальное положение упрощаются - он сдвигает штурвал в направлении стрелок и ждет, пока они не покажут нейтральное положение.

Светодиоды в виде стрелок могут быть расположены на панели, а могут быть расположены непосредственно на штурвале, что облегчает действия летчика до предела.

Указанные блоки, как любой прибор, будут иметь зону нечувствительности, что даже хорошо, т.к. позволит избежать утомляющего мигания стрелок при небольших колебаниях самолета в полете.

Возможны нижеперечисленные все более совершенные варианты авиагоризонта.

Прибор дополнительно содержит одно- или многоступенчатый пороговый блок измерения величины отклонения параметров /например, стабилитронный/ с отдельной индикацией каждого уровня сигнала. Т.е. сначала загорается маленькая зеленая стрелка, затем средняя желтая и затем большая красная.

Прибор содержит аналоговый измеритель величины отклонения /например, обычный усилитель/, который выдает аналоговый сигнал на устройства визуальной или световой аналоговой индикации. Т.е., например, меняется яркость свечения светодиодов или меняется длина стрелки на экране многофункционального дисплея.

Прибор содержит блок формирования бегущего сигнала /например, генератор типа "бегущие огни"/. Т.е. при отклонении тангажа или крене на экране или на штурвале появляются бегущие цепочкой в нужную сторону стрелки.

Прибор по предыдущему варианту может дополнительно содержать блок /например, варикапный/ изменения скорости бегущего сигнала. Т.е. при увеличении отклонения параметра стрелки бегут быстрее. Возможна комбинация вариантов, например стрелки меняют яркость, цвет, длину и ускоряют бегущее движение.

Для большинства случаев достаточно одноступенчатой /т.е. двухуровневой/ индикации из 4-х маленьких зеленых и 4-х больших красных стрелок, расположенных на штурвале или рукоятке.

На прилагаемом чертеже изображена блок-схема авиагоризонта, где 5 - основной прибор с преобразователями отклонения гироскопа в электрические сигналы крена и тангажа, 6 - блоки определения знака отклонения параметра, 7 - одноступенчатые пороговые блоки измерения величины отклонения параметра, 8 - маленькие зеленые стрелки, 9 - большие красные стрелки.

Данный авиагоризонт работает следующим образом. При отклонении выдаваемого основным блоком 5 параметра от нейтрального значения знак /направление/ отклонения определяется блоком 6, который выдает сигнал на соответствующий световой индикатор через одноступенчатый пороговый блок измерения величины отклонения 7, который в зависимости от величины крена или тангажа включает малую зеленую или большую красную соответствующую стрелку. Например, при крене или тангаже в 3° загорается зеленая стрелка, а при крене или тангаже в 10° загорается большая красная стрелка.

При применении данного изобретения катастрофы из-за потери пространственной ориентации прекратятся.

Похожие патенты RU2428657C1

название год авторы номер документа
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР ТАНГАЖА И/ИЛИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ /ВАРИАНТЫ/ 2014
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2567985C2
АВИАГОРИЗОНТ 2008
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2390726C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2420427C2
ДАТЧИК ПРЕПЯТСТВИЯ /ВАРИАНТЫ/ 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2527196C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2504815C2
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Нараленков Михаил Кириллович
  • Прядкин Сергей Петрович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Шкурко Николай Константинович
RU2647344C2
ВАРИАТИВНОЕ РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2505456C1
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ПРИБОР ЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ В ПРОСТРАНСТВЕ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Пленцов Александр Пантелеевич
  • Законова Наталья Александровна
RU2331848C2
УПРАВЛЕНИЕ "УТКА" (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2531706C2
Система автоматического ухода от противосамолётных ракет 2017
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2661657C1

Реферат патента 2011 года АВИАГОРИЗОНТ

Изобретение относится к авионике и может быть использовано в авиагоризонтах. Техническим результатом является повышение безопасности летного состава. Авиагоризонт содержит гироскоп и электронные блоки. На панели прибора или на штурвале расположены светящиеся стрелки двух или трех цветов, управляемые пороговым блоком измерения величины отклонения или управляемые генератором типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега. Пороговый блок выполнен на стабилитронах. Генератор типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега выполнен на варикапах. Также авиагоризонт содержит блок формирования на многофункциональном индикаторе стрелок двух или трех цветов. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 428 657 C1

1. Авиагоризонт, содержащий гироскоп и электронные блоки, отличающийся тем, что имеет на панели прибора или на штурвале светящиеся стрелки двух или трех цветов, управляемые пороговым блоком измерения величины отклонения, или содержит там же стрелки, управляемые генератором типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега.

2. Авиагоризонт по п.1, отличающийся тем, что пороговый блок выполнен на стабилитронах.

3. Авиагоризонт по п.1, отличающийся тем, что генератор типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега выполнен на варикапах.

4. Авиагоризонт, содержащий гироскоп и электронные блоки, отличающийся тем, что имеет блок формирования на многофункциональном индикаторе стрелок двух или трех цветов, управляемых пороговым блоком измерения величины отклонения, или имеет генератор типа «бегущие огни» с изменяемой скоростью бега, подающий сигнал на упомянутый блок формирования видеосигналов на многофункциональном индикаторе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2428657C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ АВИАГОРИЗОНТА В ПИЛОТАЖНЫЙ КОМПЛЕКС 2002
  • Годлевский В.У.
  • Степанов В.Л.
  • Абузяров Ф.Н.
  • Дудин Д.Н.
  • Ратов А.В.
RU2213938C1
АВИАГОРИЗОНТ 1976
  • Урядов В.Е.
  • Кузин Г.И.
SU705838A1
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР 2002
  • Деревянкин В.П.
  • Кучерявый А.А.
  • Макаров Н.Н.
RU2207514C1
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ПРИБОР ЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ В ПРОСТРАНСТВЕ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Пленцов Александр Пантелеевич
  • Законова Наталья Александровна
RU2331848C2
DE 3200048 A1, 14.07.1983.

RU 2 428 657 C1

Авторы

Староверов Николай Евгеньевич

Даты

2011-09-10Публикация

2010-02-08Подача