Изобретение относится к устройствам для привития профессиональных навыков и может быть использовано в качестве тренажера для формирования практических навыков по регулировкам различных приводов механизмов, осуществляемым при помощи рычагов, секторов и т.п., необходимых для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации автомобильной техники.
Цель изобретения - повышение эффективности обучения и формирования практических навыков по регулировке системы тяг.
Нафиг.1 изображен предлагаемый тренажер, общий вид; на фиг. 2 - логическая схема дистанционного управления и контроля; на фиг. 3 - схема расположения стрелки визуального контроля и ручки управления при правильном выполнении вариантов задания (I вариант); на фиг. 4 - то же, II вариант.
Тренажер для привития практических навыков по регулировке системы тяг (см.фиг. 1) содержит зубчатую тягу 1 с ручкой
управления 2, установленную в направляющей 3 первого кронштейна 4 с фиксатором 5. сваркой закрепленного, как и все остальные кронштейны, к каркасу 6, выполненному из труб квадратного сечения, первый двуплечий рычаг 7, установленный на горизонтальной оси 8, вращающейся в кронштейне 9 к одному плечу рычага шплинтом 10 крепится свободный конец зубчатой тяги 1, а другой с помощью пальца 11 соединен с регулировочной вилкой регулировочной тяги 12, первый вал 13, установленный в кронштейне 14, на одном шлицевом конце которого установлен регулировочный сектор 15, имеющий пять регулировочных отверстий, в одном из которых пальцем 16 крепится нерегулируемый конец регулировочной тяги 12, на втором шлицевом конце вала 13 установлен рычат 17, пальцем 18 соединенный с одной из двух регулировочных вилок составной регулировочной тяги 19, имеющей в средней части соединительную регулировочную гайку 20, в которой
СО
с
XI
ч ел ел
g
справа до половины выполнена правая резьба, а слева - левая, что позволяет вращением гайки 20 значительно изменять длину составной тяги 19, второй двуплечий рычаг 21, установленный на вертикальной оси 22, установленной в кронштейне 23, приваренном к подставке 24, выполненной для уменьшения размеров тяг, связанных с рычагом 21, к одному плечу которого пальцем 25 крепится вилка 26, пальцем 27 соединенная со второй регулировочной вилкой составной тяги 19, а в другом плече выполнены три регулировочных отверстия, в одном из которых шплинтом 28 крепится один конец жесткой тяги 29, второй вал 30, установленный в двух приваренных к каркасу стойках 31, на один конец которого на шпонке посажен рычаг 32, пальцем 33 соединенный с вилкой 34, в которой шплинтом 35 закреплен второй конец жесткой тяги 29, на другом конце вала 30 на шпонке посажен рычаг 36, пальцем 37 соединенный с регулировочной вилкой штока 38, второй конец которого свободно перемещается в отверстии пятого кронштейна 39, кроме того, шток имеет радиальное отверстие, в которое с натягом установлен вертикальный штифт 40, загнутый конец которого имеет форму стрелки для осуществления виауаль- ного контроля. Дистанционный контроль осуществляется с помощью входного датчика 41. установленного на оси 8 и выходного датчика 42, установленного на валу 30. Датчик 41 состоит из стрелки, имеющей на конце постоянный магнит, стрелка закреплена на подвижной оси 8,и трех герметизирован- . ных контактов (герконов), расположенных на неподвижном корпусе датчика по радиусу движения стрелки. Устройство датчика 42 аналогично, однако в нем имеется четыре геркона. Оба датчика входят в электрическую цепь дистанционного контроля работы обучаемого. На фиг. 2 - К 1.1, К 1.2, К 2.1 и К 2.2 - контакты датчика контроля на выходе: К 1.1 и К1.2-контакты, фиксирующие перемещение стрелки визуального контроля при выполнении 1-го варианта, К 2.1 и К 2,2 - контакты, фиксирующие перемещение стрелки визуального контроля во 2-м варианте, К 3.1, К 3.2 и К 3.3- контакты входного датчика контроля: К 3.1 - контакт, фиксирующий нижнее положение ручки управления, К 3.2 - контакт, фиксирующий верхнее положение ручки управления в 1-w варианте, К 3.3 - контакт, фиксирующий верхнее положение ручки управления во 2-м варианте задания.
Тренажер работает следующим образом. Получив задание от преподавателя, ознакомившись с методикой работы на
тренажере, обучаемый нажимает кнопку К работе готов (см.фиг. 2), на пульте преподавателя загорается табло К работе приступить и включаются часы. Визуально оценив
расположение регулировочных элементов системы тяг тренажера, обучаемый приступает к работе.
Первоначально обучаемый выставляет ручку управления 2 в крайнее нижнее поло0 жение. При этом срабатывает датчик 3.1, как показано на фиг. 2. Стрелка визуального контроля 40, закрепленная к штоку 38, должна быть совмещена с верхней отметкой в зоне А (см.фиг. 3). Если стрелка в эту зону не
5 входит, то обучаемый регулировкой тяг добивается этого. В данном положении системы замыкается контакт К 1.1
После установки начального положения, соответствующего варианту № 1 зада0 ния, обучаемый регулировками добивается соответствия стрелки контроля 40 в нижней отметке зоны А (см.фиг, 3)(при этом замыкается контакт К 1.2) - полному выходу ручки управления 2 (при этом замыкается контакт
5 к 3.2). При несовмещении стрелки 40 с нижней отметкой зоны А при полном выходе ручки управления 2 обучаемый производит регулировку системы тяг. Изменение состояния системы производится с помощью из0 менения длины регулировочной тяги 12 за счет вращения регулировочной вилки, переменой отверстия для крепления тяги 12 в регулировочном секторе 15, изменением длины составной тяги 19 за счет вращения
5 регулировочных вилок или вращения гайки 20, изменением отверстия установки тяги 29 в плече рычага 21, а также изменением длины штока 38 за счет вращения регулировочной вилки. Обучаемый может производить
0 регулировку отдельных звеньев системы в любой последовательности в соответствии с принятым им решением по выполнению задания, на основе анализа конструкции данной системы тяг.
5 При выполнении варианта задания № 2, в котором выходу ручки управления 2 должно соответствовать положение стрелки 40 у нижней отметки зоны Б (см.фиг. 3), при этом замыкаются контакты К 3.1 и К 2.1 (см.фиг.
0 2), обучаемый производит аналогичную заданию № 1 работу по регулировке системы тяг и добивается установки стрелки визуального контроля в нужное положение.
При правильном выполнении задания
5 замкнутся соответствующие контакты датчиков контроля на входе и выходе, пройдет сигнал на логическое устройство.
По окончании регулировки обучаемый нажимает кнопку Работу закончил. На пульте преподавателя при прохождении
сигнала в логическом устройстве загорается табло Работу закончил и останавливаются часы, а на рабочем месте загорается табло Работу закончить. При неправильно выполненной регулировке сигнал в логическом устройстве отсутствует, следовательно, часы не останавливаются.
/
Оценочным параметром, по которому определяется степень тренированности
обучаемого, является время, необходимое на выполнение всех регулировок.
Использование предложенного изобретения позволит повысить эффективность
номенклатуры тяг, рычагов и регулировочных устройств и дополнит в учебном процессе агрегаты, узлы машин, на которых формируются аналогичные навыки, а также повысит эффективность работы преподавателя за счет
применения дистанционного контроля,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕГУЛИРОВКЕ ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2006719C1 |
Тренажер для привития навыков по регулировке клиноременных передач | 1989 |
|
SU1612322A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПРИВИТИЯ НАВЫКОВ ПО РЕГУЛИРОВКЕ ЗАЗОРА | 1992 |
|
RU2025782C1 |
Тренажер для привития практических навыков по снятию и установке упругих элементов | 1989 |
|
SU1691879A1 |
Учебный стенд-тренажер газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания | 2017 |
|
RU2692315C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПРИВИТИЯ НАВЫКОВ ПО РЕГУЛИРОВКЕ ЗАЗОРА | 2006 |
|
RU2316823C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ | 1992 |
|
RU2008724C1 |
ТРЕНАЖЁР ДЛЯ ПРИВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО СБОРКЕ И РАЗБОРКЕ ФИКСИРУЮЩИХ И КРЕПЁЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ | 2019 |
|
RU2713581C1 |
Тренажер для прививания практических навыков по сборке и разборке трубопроводов систем автомобиля | 1990 |
|
SU1742851A1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1981 |
|
SU980120A1 |
Изобретение относится к устройствам для привития профессиональных навыков и может быть использовано в качестве тренажера. Сущность изобретения: для формирования навыков по регулировке системы тяг тренажер имеет в своей конструкции тяги, рычаги и регулировочные устройства различных механических приводов, агрегатов и механизмов автомобильной и другой техники. Элементы тренажера соединены в единую систему, имеющую датчики, связанные с входными и выходными элементами системы, позволяющие дистанционно контролировать факт выполнения регулировочных работ. 4 ил.
Формула изобретения
Тренажер для привития практических навыков по регулировке систем тяг, содержащий каркас, кинематически связанные между собой, установленные и снабженные регулировочными узлами звенья агрегатов транспортных средств, датчики контроля, установленные с возможностью взаимодействия со звеньями и подключенные к электрической цепи дистанционного контроля работы обучаемого, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения при обслуживании узлов, содержащих систему тяг, он включает в себя зубчатую тягу с ручкой управления, установленную в направляющей закрепленного на каркасе первого кронштейна, имеющего фиксатор, установленный на горизонтальной подвижной оси второго закрепленного на каркасе кронштейна первый двуплечий рычаг, к одному плечу которого прикреплен свободный конец зубчатой тяги, первый вал, установленный в третьем закрепленном на каркасе кронштейне, имеющем на одном шлицеврм конце регулировочный сектор, кольцом соединенный с регулировочной тя- гс5й, а на другом шлицевом конце - рычаг, соединенный с составной регулировочной тягой, имеющей на концах регулировочные вилки с соединительными пальцами, а в середине - соединительную регулировочную гайку, в которой с одной стороны выполнена правая резьба, а с другой стороны - левая, второй двуплечий рычаг, установленный на вертикальной оси четвертого, прикрепленного к подставке, закрепленной на каркасе кронштейна, к одному плечу рычага с помощью пальца закреплена вилка, соединенная с составной регулировочной тягой, а к другому плечу в одном из трех регулировочных отверстий прикреплен шплинтом один конец жесткой тяги, установленный в двух стойках, закрепленных на каркасе, второй вал, на одном конце которого на шпонке
посажен рычаг, пальцем соейиненный с вилкой, к которой прикреплен шплинтом второй конец жесткой тяги, на другом конце второго вала на шпонке установлен рычаг, пальцем соединенный с регулировочной вилкой штока, другой конец которого свободно установлен в отверстии пятого закрепленного на каркасе кронштейна, причем шток имеет радиальное отверстие на выходном конце, в котором с натягом
установлен вертикальный штифт, верхний загнутый конец которого имеет форму стрелки для визуального контроля, при этом входной датчик контроля связан с подвижной горизонтальной осью второго кронштейна, а выходной датчик связан с концом второго вала.
Фиг. г йаррамп л/У
f- jMffffuittfUff в vatfff/ie 4ь/ю7#е#&# yaJawjr & -/fffffffwewfi f xfffftfe fa/ 0/ #e#Јff Sffdrvty
%г.Ъ
f-MWMtetfve $ Hav&w /б/яяжж&г эггаЬмяг Ј-&0ЯвМ #№Ј/ #0#$ff &// &№### ffffa#a
: ФивА
Тренажер для привития навыков по регулировке клиноременных передач | 1989 |
|
SU1612322A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1993-02-15—Публикация
1989-11-20—Подача